Статья 19. Статус редакции




Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

В течение двух лет со дня первого выхода в свет (в эфир) продукции средства массовой информации редакция освобождается от налоговых платежей. Перерегистрация средства массовой информации не влияет на исчисление данного срока. В случае, если учредитель прекратил деятельность средства массовой информации до истечения указанного срока, платежи взыскиваются в полном объеме за весь срок.

Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

 

1. Комментируемая статья устанавливает основные принципы организации деятельности редакции СМИ.

В соответствии с абз. 8 ст. 2 настоящего Закона, под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации (о современном правовом толковании используемых в данном определении понятий см. комментарий к ст. 2).

Основным отличительным признаком редакции является производство и выпуск ею СМИ. Как следует из положений ч. 1 ст. 8, ст. 17 настоящего Закона, установленные им права и обязанности редакции по осуществлению соответствующей деятельности возникают с момента регистрации СМИ. Данной норме, в частности, корреспондирует и законодательное определение основной творческой единицы коллектива редакции – журналиста: под журналистом понимается лицо, осуществляющее функции по обработке информации для редакции зарегистрированного СМИ (абзац 10 ст. 2 настоящего Закона).

В отличие от издателя в функции редакции входит не материально-техническое, но в большей степени творческое обеспечение производства продукции СМИ, хотя оба эти аспекта деятельности, результатом которой является создание некоего нового предназначеннного для неограниченного круга лиц информационного продукта, переплетаются весьма тесно. Именно в творческом аспекте следует трактовать такое основополагающее для юридического статуса редакции понятие, как «профессиональная самостоятельность» (ч. 1 комментируемой статьи): областью приложения профессиональных усилий сотрудников редакции в первую очередь являются отношения по поиску, получению, производству и распространению массовой информации, в то время как функции по изготовлению, приобретению, хранению и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ (функции издателя и распространителя), учреждению, владению, пользованию и распоряжению СМИ (функции учредителя и собственника), при всей своей немаловажности, носят характер обеспечения эффективности творческой деятельности коллектива редакции, ее профессиональной самостоятельности.

Професиональная самостоятельность редакции имеет солидный нормативный базис (см. комментарий к ст. 1 настоящего Закона), со стороны представителей государства и общественных объединений не допускается требование к редакции предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на их распространение в целом или их отдельных частей (ст. 3). Редакция профессионально самостоятельна и в отношении учредителя СМИ (ч. 3 ст. 18, см. п. 6 комментария к ст. 18 настоящего Закона). Наибольшей степени самостоятельности редакция может добиться в случае одновременного совмещения своего статуса со статусом учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника редакционного имущества. Закон допускает возможность такого совмещения (ч. 4 комментируемой статьи).

2. О правах и обязанностях редакции – см. п. 4 комментария к ст. 18 настоящего Закона.

3. Положение части 2 комментируемой статьи предоставляет лицам, намеренным заниматься производством и выпуском СМИ, возможность самостоятельно определиться с тем, следует ли редакции выступать в качестве юридического лица и какую именно форму стоит избрать в случае необходимости его организации.

При разрешении данного вопроса приходится исходить из того, что творческая составляющая соответствующей деятельности с правовой точки зрения может быть реализована уже после регистрации средства массовой информации, в то время как для самостоятельного финансового, технического и организационного ее обеспечения требуется полноценная гражданская правосубъектность (совокупность право-, дее- и деликтоспособности).

Редакция может добиться необходимого для хозяйственного обеспечения подготовки и выпуска в свет СМИ объема правомочий следующими способами:

1) зарегистрировавшись в установленном Законом порядке как юридическое лицо или (в случае, если функции редакции намерен выполнять один человек) как предприниматель без образования юридического лица, тем самым приобретая в сфере гражданского оборота способность иметь права и нести юридические обязанности (гражданскую правоспособность), способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять соответствующие юридические обязанности (гражданскую дееспособность), способность принимать на себя ответственность за реализацию принадлежащих прав и исполнение юридических обязанностей (гражданскую деликтоспособность);

2) выступая структурным подразделением юридического лица, которое, в свою очередь, может быть по отношению к СМИ в любом предусмотренном настоящим Законом качестве (учредителя, издателя, распространителя, собственника имущества редакции), либо не выступая таковым, когда вся хозяйственная деятельность перепоручается другим лицам – юридическим или предпринимателям, с которыми учредитель СМИ заключает соответствующие договоры.

Преимущества и недостатки обоих способов достаточно очевидны.

В первом случае редакция может самостоятельно и напрямую заниматься вопросами хозяйственного обеспечения своей деятельности, выступать стороной в договорах и спорах, самостоятельно участвовать в расчетах, заниматься любой, не запрещенной законом деятельностью, даже если она непосредственно не связана с подготовкой и выпуском СМИ (если она зарегистрирована в качестве коммерческой организации; в случае избрания формы некоммерческой организации, предпринимательская деятельность будет допустима только в целях реализации предусмотренных в уставе юридического лица основных направлений деятельности), и, что наиболее важно, получать налоговые льготы в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ»[12] (см. пп.1 п. 6 комментария к настоящей статье).

Вместе с тем, хозяйственная самостоятельность подразумевает определенные обязанности – регистрацию в налоговой инспекции, открытие счета в банке, самостоятельное ведение бухгалтерского учета и т.п., и, главное, самостоятельную экономическую и юридическую ответственность за все принятые решения и предпринятые редакцией действия. Поэтому законодатель предусмотрел возможность отделения хозяйственной части деятельности по производству и выпуску СМИ от творческой части, когда главный редактор занимается именно вопросами определения информационной политики и организации творческого процесса возглавляемого издания, а не вопросами аренды помещений, заключения договоров по закупке оборудования, договоров о выпуске в свет продукции СМИ и т.д., заниматься которыми в этом случае будут (если не практически, то формально, с правовой точки зрения) юридическое лицо, структурным подразделением которого является редакция, или другие субъекты предпринимательской деятельности, с которыми будут заключаться соответствующие договоры. В этом случае редакцию нельзя будет также привлечь к суду, так как субъектом права и, соответственно, стороной в судебном процессе, могут быть только юридические и физические лица (за малыми исключениями, не относящимися к рассматриваемой сфере правоотношений). Например, в соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 апреля 1995 г.)[13], за распространение несоответствующих действительности порочащих сведений «в случае, если редакция средства массовой информации не является юридическим лицом, к участию в деле в качестве ответчика должен быть привлечен учредитель данного средства массовой информации».

4. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Действующее законодательство РФ не позволяет редакции обладать признаками юридического лица лишь в силу регистрации издаваемого ею средства массовой информации. Для обретения такого статуса ей необходимо пройти полную процедуру государственной регистрации юридического лица.

При этом с правовой точки зрения неважно, что именно будет зарегистрировано первым – средство массовой информации или юридическое лицо, которое будет являться его редакцией (при этом надо учитывать, что установленные настоящим Законом права и обязанности редакции по производству и выпуску СМИ возникают лишь с момента регистрации СМИ или, иначе, для настоящего Закона не существует редакции, пока нет зарегистрированного СМИ (ч. 1 ст. 8, ст. 17)). Поскольку в свидетельстве о регистрации СМИ не указывается, какое именно юридическое лицо является его редакцией (в заявлении о регистрации указывается лишь адрес редакции), закон оставляет вопрос о последовательности их регистрации на усмотрение учредителей. В практике часты случаи, когда редакцией впервые регистрируемого или перерегистрируемого СМИ является юридическое лицо, созданное задолго до получения свидетельства о регистрации нового средства массовой информации, однако столь же часто бывает, что новое юридическое лицо создается для выпуска уже зарегистрированного СМИ. Единственным исключением является случай, когда некое создаваемое юридическое лицо собирается стать не только редакцией, но и учредителем средства массовой информации (ч. 4 комментируемой статьи предусматривает такую возможность). Естественно, в этом случае государственная регистрация юридического лица должна состояться прежде, чем оно обратится в МПТР или территориальное управление МПТР с заявлением о регистрации СМИ, учредителем которого оно собирается являться.

Полномочиями по производству государственной регистрации юридических лиц на сегодняшний день, в зависимости от субъекта Федерации, обладают муниципальные органы и органы юстиции. Такое положение сложилось в силу существования двух законодательных актов, по-разному регламентирующих порядок их регистрации. Пункт 1 статьи 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445-1 от 25.12.90 г. предусматривает, что «государственная регистрация предприятия (о современном толковании данного понятия см. комментарий к ст. 2), независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия», а пункт 2 этой же статьи устанавливает, что «деятельность незарегистрированного предприятия запрещается (...)». Пункт 1 статьи 51 Гражданского кодекса РФ закрепил, что «юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц». Хотя и по своему статусу, и по времени принятия Гражданский кодекс имеет приоритет в применении по отношению к первому нормативному акту, статья 8 Закона РФ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установила, что «впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц (который пока так и не принят) (...) применяется действующий порядок регистрации (...)». Таким образом, в некоторых субъектах Российской Федерации (Москва, Московская обл., С.-Петербург и др.) регистрацией юридических лиц занимаются переданные в ведение Министерства юстиции РФ регистрационные палаты, в то время как в других регистрацией ведают местные власти.

Детали порядка государственной регистрации юридических лиц конкретной организационно-правовой формы устанавливаются соответствующими федеральными законами (к примеру, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», № 14-ФЗ от 08.02.98 и т.д.)[14].

Следует иметь в виду, что сам по себе факт регистрации редакции в качестве юридического лица не является основанием для выпуска и распространения СМИ. Настоящий Закон вполне допускает, что редакция может не быть юридическим лицом (ч. 2 ст. 19), но запрещает – под угрозой административной ответственности – выпуск и распространение продукции СМИ без его регистрации 30 (абзац 4 ст. 60, а также статья 1711 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) (о категориях изданий, освобождаемых от регистрации – см. ст. 12 и комментарий к ней).

5. Ранее в практике деятельности редакций СМИ неоднократно встречались случаи предъявления к ним требований различных государственных органов (налоговых, статистики и др.) пройти обязательную государственную регистрацию в качестве юридического лица.

При этом соответствующие государственные органы подчас ссылались на п. 3.11 инструкции Главного информационно-аналитического вычислительного центра Госкомстата России «О порядке учета предприятий и организаций в Едином государственном реестре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО)». В этом пункте устанавливается, что «редакция средств массовой информации представляет учредительные документы, комплект которых определяется организационно-правовой формой ее учреждения как юридического лица».

Как отмечено в соответствующих Разъяснениях Комитета РФ по печати и Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ31, указанные требования противоречат ст. 19 Закона РФ «О средствах массовой информации».

В силу того, что положения закона имеют приоритет в применении по сравнению с положениями подзаконных актов, данные требования являются неправомерными.

<…>

7. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации (абз. 9 ст. 2 настоящего Закона).

В соответствии с положениями ч. 5 и 6 комментируемой статьи, главный редактор руководит редакцией, представляет редакцию во всех ее отношениях вовне, несет ответственность за выполнение редакцией требований действующего законодательства. Порядок его назначения, полномочия и порядок их реализации должны быть закреплены в уставе и (или) договоре с учредителем (подробнее о договоре с учредителем – см. комментарий к ст. 22 настоящего Закона).

Статус главного редактора, таким образом, определяется в первую очередь установленным настоящим Законом, уставом (уставами) и соответствующими договорами, статусом редакции, но включает в себя дополнительно правомочия, связанные с организацией внутриредакционного производственного процесса.

Ф.И.О. главного редактора должны указываться в выходных данных каждого выпуска периодического печатного издания (п. 3 ч. 1 ст. 27). Главный редактор дает разрешение на выход в свет (в эфир) продукции СМИ, по согласованию с издателем определяет тираж СМИ (чаще всего это согласование происходит в форме заключения с типографией или организацией, занимающейся производством копий на аудио-, кино-, видеоносителях, договора об изготовлении определенного количества экземпляров соответствующего СМИ) (ст. 26, ч. 1 ст. 28 настоящего Закона).

Ответственность главного редактора за выполнение редакцией требований действующего законодательства, в частности, предусмотрена ч. 3 ст. 16 настоящего Закона, ст. 405, 408, 171–1713 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

 

Статья 20. Устав редакции

Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: