Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 220200 - Автоматизированные системы обработки информации и управления являются техническое, информационное, программное, математическое, лингвистическое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение автоматизированных систем обработки информации и управления, а также структура систем в целом.
Виды профессиональной деятельности.
Инженер по специальности 220200 - Автоматизированные системы обработки информации и управления в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в области автоматизированных систем обработки информации и управления:
- проектирование;
- производство;
- исследование;
Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам. (МЕНД)
Инженер должен иметь представление:
- о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее получения, хранения, обработки и передачи;
знать и уметь использовать:
- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики;
- математические модели процессов в естествознании и технике;
- вероятностные модели для анализа и количественных оценок конкретных процессов;
- базовые понятия информатики и вычислительной техники, предмет и основные методы информатики, закономерности протекания информационных процессов в системах управления, принципы работы технических и программных средств;
|
- принципы согласования производительности источника с пропускной способностью канала связи, информационные пределы избыточности при построении систем передачи информации;
иметь опыт:
- использования математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
- исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценки пределов применимости полученных результатов;
- использования основных приемов обработки экспериментальных данных;
- аналитического и численного решения алгебраических уравнений;
- исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;
- аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;
- использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, методов проектирования в области информатики, методов программирования;
- построения оптимальных кодов для каналов без шума, а также избыточных кодов для каналов с шумом;
в области физики, химии и экологии
иметь представление:
- о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
- о дискретности и непрерывности в природе;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
- о динамических и статистических закономерностях в природе;
|
- о вероятности как объективной характеристике природных систем;
- об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
- о фундаментальных константах естествознания;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
- о состояниях в природе и их изменениях со временем;
- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
- о времени в естествознании;
- об основных химических системах и процессах; - о взаимосвязи между свойствами химической системы, природой веществ и их реакционной способностью; - о методах химической идентификации и определения веществ;
- об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
- о биосфере и направлении ее эволюции;
- о целостности и гомеостазе живых систем;
- о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
- об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;
- о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать и уметь использовать:
- основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, статистической физики и термодинамики, химической термодинамики и кинетики, экологии;
- методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;
|
- уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.
Требования по общепрофессиональным дисциплинам. (ОПД)
Инженер должен иметь представление:
- об основных закономерностях функционирования систем и возможностях их системного анализа;
- о современных методах исследования, оптимизации и проектировании автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ) и их обеспечения;) - об автоматизации моделирования;
- об использовании основных положений теории управления в различных областях науки и техники;
- о возможностях информационных технологий и путях их применения в промышленности, научных исследованиях, организационном управлении и других областях;
- о тенденциях развития микроэлектроники, о перспективных схемотехнических решениях в области цифровой и аналоговой техники;
- о современном состоянии и тенденциях развития архитектур ЭВМ, вычислительных систем, комплексов и сетей;
- об архитектуре и о возможностях микропроцессорных средств;
- о проблемах и направлениях развития системных программных средств;
- о проблемах и направлениях развития технологии программирования, об основных методах и средствах автоматизации проектирования программного обеспечения, о методах организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;
- об использовании пакетов и библиотек при программировании, о современных алгоритмических языках, их области применения и особенностях;
- о методах анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов;
- о научных и организационных основах мер ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
знать:
- качественные и количественные методы анализа систем, методы теоретико-множественного описания систем;
- основы системного подхода, формальный аппарат анализа и синтеза структур автоматизированной системы, а также идеологию ее построения;
- основные классы моделей и методы моделирования, принципы построения моделей процессов, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей систем на ЭВМ;
- основные положения теории управления, методы анализа и синтеза линейных непрерывных и дискретных систем управления;
- содержание и основные задачи информационной технологии, модели базовых информационных процессов;
- фундаментальные положения электротехники, важнейшие свойства и характеристики электрических цепей, методы расчета цепей во временной и частотной областях;
- современную аналоговую и цифровую элементную базу средств вычислительной техники, методы проектирования и расчета элементов и узлов электронных устройств обработки информации;
- основные принципы организации и функционирования отдельных устройств и ЭВМ в целом, а также систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов ЭВМ;
- принципы построения архитектуры вычислительных систем;
- технологию, методы и средства производства программного продукта;
- принципы построения современной операционной системы и системного программного обеспечения;
- архитектуру систем управления базами данных;
- основные модели, методы и инструментальные средства, используемые в АСОИУ для автоматизации решения интеллектуальных задач;
- принципы построения и методы разработки экспертных систем;
- принципы организации, структуры технических и программных средств систем компьютерной графики, основные методы и алгоритмы формирования и преобразования изображений, методы графического диалога, функции графических контроллеров и процессоров;
- принципы обеспечения условий безопасности жизнедеятельности при разработке и эксплуатации автоматизированных систем различного назначения;
уметь использовать:
- методы системного анализа объектов и процессов, исследования операций и принятия решений;
- формальный аппарат для анализа организационной, функциональной и технической структур автоматизированных систем, определять состав задач, решаемых системой;
- методы системного моделирования при исследовании и проектировании систем, схемы моделирующих алгоритмов, языки моделирования и пакеты прикладных программ моделирования дискретных систем;
- математические модели и методы для анализа, расчетов, оптимизации детерминированных и случайных явлений и процессов в системах управления;
- методы информационной технологии и ее средства при разработке и проектировании автоматизированных систем;
- методы анализа и синтеза электронных схем, микропроцессорных средств при создании АСОИУ;
- возможности вычислительных систем при построении АСОИУ;
- методы и средства разработки алгоритмов и программ, приемы структурного программирования, способы записи алгоритма на языке высокого уровня, способы отладки, испытания и документирования программ;
- системные программные средства, операционные системы и оболочки, обслуживающие сервисные программы;
- модели представления знаний и формализации задач при разработке интеллектуальных компонент АСОИУ;
- основные инструментальные средства разработки экспертных систем;
- инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога;
иметь опыт:
- использования методов теории систем в практике проектирования АСОИУ;
- постановки задачи, использования моделей, методов и средств информационных технологий при создании АСОИУ;
- использования языков моделирования для исследования и проектирования АСОИУ и их подсистем;
- составления линейных математических моделей элементов систем управления, расчетов систем управления при заданных внешних воздействиях и описании их линейными непрерывными и дискретными моделями;
- анализа электрических цепей при разнообразных воздействиях во временной и частотной областях аналитически и численно на ЭВМ;
- выполнения схемотехнических расчетов электронных элементов и устройств ЭВМ, проектирования микропроцессорных контроллеров;
- комплексирования ЭВМ, систем, комплексов и сетей, анализа и оценки архитектуры вычислительных систем;
- разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программы на языках высокого уровня для задач обработки числовой и символьной информации;
- программирования в современных операционных средах и средах управления базами данных;
- разработки интеллектуальных средств для решения задач АСОИУ и экспертных систем;
- анализа условий безопасности и выбора технических и организационных мероприятий по безопасности на стадии проектирования, изготовления и эксплуатации средств АСОИУ.
Требования по специальным дисциплинам (СД).
Инженер должен уметь:
- формулировать основные технико-экономические требования к изучаемым техническим объектам;
- описывать основные объекты, явления и процессы, связанные с конкретной областью специальной подготовки, использовать методы их научного исследования;
- формулировать и решать задачи проектирования АСОИУ с использованием информационных технологий, основанной на функциональных спецификациях;
- проводить анализ и синтез топологической структуры и алгоритмов управления информационными потоками в цифровых сетях интегрального обслуживания;
- строить системы обработки информации и управления реального времени;
- количественно оценивать надежность АСОИУ;
- проводить выбор интерфейсных средств при построении АСОИУ;
- применять полученные специальные знания для решения частных задач разработки АСОИУ конкретного (специального) назначения;
иметь опыт:
- конструирования проектных решений на основе спецификаций и их реализации в заданной программной среде;
- выбора архитектуры узлов коммутации цифровых сетей интегрального обслуживания для неоднородных потоков информации (оперативные данные и файлы ЭВМ, речь в цифровой форме, видеопотоки, телеметрия и т.д.);
- разработки программ систем реального времени;
- решения задач по расчету показателей надежности АСОИУ;
- агрегатной компоновки АСОИУ на базе стандартных интерфейсов;
- применения системного подхода к проектированию подсистем и задач автоматизированных систем для конкретного пользователя (заказчика системы);
владеть:
- методиками анализа предметной области и конструирования, прикладных АСОИУ;
- умением и навыками выбора и верификации протоколов различных уровней архитектуры цифровой сети интегрального обслуживания, методами оценки эффективности конкретных вариантов интегральных сетей;
- методами и средствами программирования асинхронной обработки данных;
- методиками введения избыточности в проектируемые АСОИУ с целью обеспечения заданных показателей надежности;
- методами системного анализа интерфейсов АСОИУ;
- пониманием основных научно-технических проблем и перспектив развития областей техники, соответствующих специальной подготовке, их взаимосвязи со смежными областями.
Дополнительные требования к специальной подготовке инженера устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации.
ГСЭ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины", утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г.
2. Из каких же основных элементов состоит современный ПК?
Хочу отметить, что разнообразие аппаратного обеспечения компьютера настолько велико, что даже краткое описание каждого из устройств в данном реферате не представляется возможным.
СИСТЕМНЫЙ БЛОК.
Системный блок представляет собой основной узел, внутри которого установлены наиболее важные компоненты. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые снаружи называют внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода и длительного хранения данных, называют также периферийными.
СИСТЕМНАЯ ПЛАТА.
К одному из самых главных устройств системного блока следует отнести системную плату, или, как её ещё называют,- материнская плата.
На ней размещаются:
· Процессор - основная микросхема, выполняющая большинство математических и логичес- ких операций;
· Микропроцессорный комплект (чипсет) - набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы;
· Шины-наборы проводников, по которым происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компьютера;
· Оперативная память (ОЗУ) - набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен;
· ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) набор микросхем, предназначенных для
длительного, хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен;
· Разъемы для подключения дополнительных устройств (слоты).
ПРОЦЕССОР
Процессор - основная микросхема компьютера, в которой и производятся все вычисления. Конструктивно процессор состоит из ячеек, похожих на ячейки оперативной памяти, но в этих ячей-ках данные могут не только хранится, но и изменяться. Внутренние ячейки процессора называют регистрами. Важно также отметить, что данные, попавшие в некоторые регистры, рассматриваются не как данные, а как команды, управляющие обработкой данных в других регистрах. Среди регистров процессора есть и такие, которые в зависимости от своего содержания способны модифицировать исполнение команд. Таким образом, управляя засылкой данных в разные регистры процессора, можно управлять обработкой данных. На этом и основано исполнение программ. С остальными устройствами компьютера, и в первую очередь с оперативной памятью, процессор связан несколькими группами проводников, называемых шинами. Основных шин три: шина данных, адресная шина и командная шина.
У процессоров Intel Pentium адресная шина 32-разрядная, то есть состоит из 32 параллельных линий. В зависимости от того, есть напряжение на какой – то из линий или нет, говорят, что на этой линии выставлена единица или ноль. Комбинация из 32 нулей и единиц образует 32 – разрядный адрес указывающий на одну из ячеек оперативной памяти. К ней и подключается процессор для копирования данных из ячейки в один из своих регистров.
Шина данных. По этой шине происходит копирование данных из оперативной памяти в регистры процессора и обратно. В компьютерах, собранных на базе процессоров Intel Pentium, шина данных 64 – разрядная, то есть состоит из 64 линий, по которым за один раз на обработку поступают сразу 8 байтов.
Шина команд. Для того, чтобы процессор мог обрабатывать данные, ему нужны команды. Он должен знать, что следует сделать с теми байтами, которые хранятся в его регистрах. Эти команды поступают в процессор тоже из оперативной памяти, но не из тех областей, где хранятся массивы данных, а оттуда где хранятся программы. Команды тоже представлены в виде байтов. Самые простые команды укладываются в один байт, однако есть и такие, для которых нужно 2, 3, и более байтов. В большинстве современных процессоров шина команд 32- разрядная, хотя существуют 64-разрядные и даже 128-разрядные.
Система команд процессора. В процессе работы процессор обслуживает данные, находящиеся в его регистрах, в поле оперативной памяти, а также данные, находящиеся во внешних портах процессора. Часть данных он интерпретирует непосредственно как данные, часть данных – как адресные данные, а часть – как команды. Совокупность всех возможных команд, которые может выполнить процессор над данными, образует так называемую систему команд процессора. Процессоры, относящиеся к одному семейству, имеют одинаковые или близкие системы команд. Процессоры относящиеся к разным семействам, различаются по системе команд и невзаимозаменяе- мы.