Типы опылений: (записать только типы опылений)




Тема урока: Цветение и опыление растений

Цель: сформулировать понятия «цветение», «опыление», познакомить с различными видами опыления.

Ход урока:

 

I. Проверка домашнего задания (ответить письменно)

 

1. Цветок – это:

А) околоцветник

Б) яркий венчик

В ) видоизменённый побег

Г) часть стебля

2. Главные части цветка растения – это:

А) венчик и чашечка

Б) цветоножка и венчик

В) пестик и тычинки

Г) цветоножка и чашечка

3 Цветки с простым околоцветником имеют:

А) только венчик

Б) только чашечки

В) ни то, ни другое: все листочки одинаковые

Г) только пестик и тычинку

4. Мужская часть цветка:

А. пестик

Б. тычинка

В. завязь

Г. семяпочка

5. Раздельнополые цветки у растений имеют:

А) только пестики

Б) тычинки и пестики

В) только тычинки

Г) тычинки или пестики

6. Двудомными называют растения, у которых развиваются цветки:

А) обоеполые на одном растении

Б) обоеполые на разных растениях

В) раздельнополые на одном растении

Г ) раздельнополые на разных растениях

Пыльца цветковых растений формируется в

А) семязачатке

Б) рыльце пестика

В) тычинках

Г) завязи пестика

8. Внутри пестика находятся:

А) пыльцевые зерна

Б) семязачатки

В) лепестки

Г) тычинки

 

9. Назови части цветка под номерами:

1- цветоножка

3-чашелистик

7-рыльце пестика

 

 

10.Укажите номера простых соцветий (ответ письменный)

 

 

 

Физминутка

II. Изучение нового материала (записать тему урока, выписать в тетрадь определение «цветение»

 

1. Цветение.

Сегодня, на уроке мы продолжаем познавать прекрасный мир цветов. Но у нас будет необычный урок, а урок – открытие, где мы вместе попытаемся приоткрыть ещё одну тайну природы, связанную с процессом опыления. Перенесемся из ранней весны в ясное солнечное лето. Вспомните как хорошо цветущий луг, тут и ромашка и донник, и клевер. Синий колокольчик машет яркой головкой, как бы приглашая посмотреть на него. Мы любуемся этой картиной и удивляемся, откуда такая красота.

Это процесс цветения

 

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания.

 

Вопрос: Все ли растения цветут? (если «да» приведите один пример, если «нет» приведите пример.

 

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?(подумайт е)

Зачем растение цветет? запомните: при цветении образуется пыльца и происходит опыление

Опыление.

Ребята, посмотрите видео:https://www.youtube.com/watch?v=PKKRdue8R4I

И так: опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.(запишите в тетрадьопределени е)

Вопрос: - Зачем растению опыление?

Запомните:после опыления происходит образование плодов.

Как происходит перенос пыльцы с тычинок на пестики вы посмотрели видео.

Типы опылений: (записать только типы опылений)

· Самоопыление

Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка.

Примеры: пшеница, томат, картофель, лен, фасоль, горох

 

· Перекрестное опыление

Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка.

А вот каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка вы смотрели видео.

· Энтомофилия – опыление с помощью насекомых. Насекомых привлекает яркая окраска и характерный запах цветков.

Орнитофилия - опыление с помощью птиц, летучих мышей и некоторых нелетающих млекопитающих.

Анемофилия – опыление с помощью ветра.

· Гидрофилия - опыление водой

· Зоофилия - опыление животными

Искусственное опыление (антропофилия) – опыление человеком.

 

 

Ребята, запишите в тетрадь: какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми:

· Наличие нектара

· Много пыльцы

· Яркий околоцветник

 

Оказывается, что насекомые не равнодушны к окраске цветка. Так «любимыми» цветами пчел и шмелей являются синий и фиолетовый, меньше – желтый. К зеленому они равнодушны, а красный вообще не замечают. А вот некоторые бабочки, напротив, предпочитают красный цвет, имеют хорошо развито обоняние.

 

· Запах:

Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Примеры: шиповник, клевер, ландыш, черемуха, стапелия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: