Комплекс упражнений на развитие математических способностей




Для детей 5-7 лет

Упражнение 1

Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные — круги)».

Упражнение 2

Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)».

Упражнение 3

Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.

Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ».

Упражнение 4

Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

Задание: «Найди среди своих фигур похожую на яблоко». Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. «Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)».

Упражнение 5

Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.

Задание: «Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный — их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата — разбираются все варианты.)». Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. «Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)».

Педагог-психолог Сорокина Е.В.

 

В своей работе с детьми старшей группы «Мотылёк», мы используем идеи и педагогические технологии И.А. Помараевой, В.А. Позиной, В.П. Новиковой, Е.В. Колесниковой и многих других.

Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольников математических представлений, является её игровая направленность. Это влияет на положительное эмоциональное отношение к математике и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать её.

Из всего многообразия математического материала мы отдаем предпочтение таким играм и упражнениям, как: «Отсчитай столько же, больше или меньше на 1», «Поручение», «Кто быстрее выполнит задание»,«Отгадай предмет, который я загадала» (на ориентировку в пространстве), «Угадай, что изменилось», «Составь узор», «Назови соседей», игры со счётными палочками, мозаикой и конструкторами; используем воображаемые ситуации и сюрпризные моменты. Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, различении их по величине, ориентировка в пространстве и во времени. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

В утреннее и вечернее время организуем, игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Составь картинку», «Лото», «Найди пару», шашки. Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

В группе созданы такие условия для математической деятельности ребенка, при которых дети проявляют свою самостоятельность при выборе игрового материала, учитывают личный интерес каждого ребенка. Имеется «Уголок занимательной математики » – специально отведенное, оснащенное математическими играми, пособиями, материалами и определеннымобразомоформленное место.

Опыт работы позволяет сказать о позитивных результатах, которые показывают, что дети учатся считать, мыслить, рассуждать, оперировать простейшими математическими понятиями.

Воспитатели группы Воронкина Т.В., Базина В.П.

Основное усилие в дошкольном детстве должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

На занятиях в игровой форме дети усваивают определенные знания, умения и навыки, одновременно обогащаются эстетически, эмоционально, учатся работать сообща, помогая друг другу и оценивая себя и других. Для детей это увлекательно и интересно. В таких занятиях мы сочетаем игровую ситуацию, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Все это побуждает ребенка применять имеющиеся у него знания, использовать известные ему способы и т. д. Выполнение заданий мы начинаем с предложения: «Поиграем?».

С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии мы используем разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частую смену видов деятельности, а также следующие дидактические игры: “Найди такой же узор”, “Подбери пару”, “Найди отличия”, “Чудесный мешочек”, “Цифры по порядку”, “Сложи фигуру по образцу, лабиринты, зрительные диктанты. Хорошим упражнением для тренировки слухового внимания являются также задачи в стихах.

 

Наибольшие трудности у детей вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Для формирования у детей пространственных представлений мы используем следующие игры: “Выполни инструкцию”, “Клад”, “Угадай, что я загадал”, “Как пройти к зайке”, “Мышиный лабиринт” а также задания на ориентировку на листе бумаги.

Ежедневно в ходе утренних бесед мы обращаем внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели. В группе имеются часы, разные виды календарей. Знакомство детей с математическими представлениями происходит не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя.

Предметно-игровая среда группы также содействует формированию у детей интереса к активной мыслительной деятельности. В нашей группе организован уголок занимательной математики. В заключение хочется отметить, что с помощью дидактических игр, пособий наши дети незаметно для себя войдут в удивительный мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

Воспитатели группы Самохина Т.И., Соломатина-Максимова И.Н.

 

В течение всего года мы работали над следующими задачами:

- закрепление у детей навыка ориентировки в тетради по клеточкам;

- продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;

- закрепление знаний геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;

- развитие логического мышления, памяти, воображения, внимания;

- активизирование речи, учить правильно, пользоваться математическими терминами;

-совершенствование навыков учебной деятельности.

В формировании элементарных математических представлений ведущим является практический метод.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение и сравнение.

Дидактические игрымы разделили на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры – путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В своей практике мы используем такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сосчитай правильно», «Живая неделя», «Число, как тебя зовут?», «Математическое лото», «Колумбово яйцо» и многие другие. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Воспитатели группы Драпак В.И.,

Сухова Ю.А.

 

 

Наши дети любят играть в игру «Кто знает, пусть дальше считает».

Цель игры. Закрепить у детей знание порядкового счета в пределах 10, развивать быстроту мышления, слу­ховое внимание.

Ход игры. Дети становятся в круг. В руках у воспи­тателя мяч. Он говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Я буду называть число, а вы будете считать дальше до десяти. Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как Лена будет счи­тать?» Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». «Правильно», — говорит воспитатель и, бросая мяч дру­гому играющему, называет любое другое число.

Воспитатели группы Дубовицкая О.Н.,

Клокова Н.Е.

«Развитие творческих и познавательных способностей средствами занимательной математики»

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Перед собой, в первую очередь, мы ставим задачу - сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным.

Занимательная математика для дошкольников – это интересные и увлекательные занятия, проводимые в форме дидактических игр. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, головоломки, сказки, логические задачи и т. д.

В своей работе используем дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

«Отгадай число», «Отгадай предмет», «Отгадай где предмет». Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, используем физкультминутки. Знакомя детей с цифрами, мы используем дидактические игры:

- «Выложи цифру из палочек»

- «Слепи из пластилина»;

- «На что похожа цифра?»;

- «Назови предметы, напоминающие цифру»

- Назови сказку, где есть число три:

«Три поросенка», «Три медведя».

Детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:

- «Назови лишнюю фигуру»

- «Подбери заплатку»

- «Танграм»

- «Блоки Дьенеша

- «Геометрическое лото»

- «Назови фигуры».

 

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала - это математическая сказка. Очень активно используем в своей работе народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них множество всевозможных математических ситуаций.

Русская народная сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Непременным условием развития интеллектуальных способностей является обогащенная предметно - развивающая среда. В нашей группе очень разнообразный занимательный математический материал. Создан уголок «Занимательная математика», основная цель которого, использование занимательного математического материала, формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, развитию познавательных и творческих способностей, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Воспитатели группы Свищева В.М.,

Липаткина С.Е.

 

 

 

Одним из путей активизации познавательной деятельности является использование в процессе обучения математике занимательных материалов.

Занимательные материалы на занятиях по математике играют особую роль и могут быть самыми разными:

-задачи в стихах;

-загадки;

-задачи шутки;

-задачи головоломки;

-ребусы, и др.

Например, при ознакомлении с порядковыми отношениями используются иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок». Дети вспоминают содержание сказок, затем отвечают на вопросы:

- «Кто первым пришел тянуть репку?»;

- «Кто вторым?»;

- «Кто пришел вслед за внучкой?»;

- «Кто пришел последним?».

При этом активизируется процесс запоминания и восприятия, развивается произвольное внимание, стимулируется речевая деятельность, создается положительный эмоциональный фон.

Учитывая, что дети не любят выполнять задания, представленные в речевом, а не в наглядном виде, большое значение имеет использование на занятиях задачи в стихотворной форме, а так же отгадывание загадок. Например: «Пять щенят плюс мама- лайка. Сколько будет? Сосчитай-ка!» Загадки о цифрах: Повернешь меня вниз головой, и я стану другой (6 и 9).

В году у дедушки четыре имени. Нас семь братьев летами мы все равные, а именами разные. Используем задачи - шутки. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой). Как в решете воды принести? (когда замерзнет). Для их решения более важные находчивость, смекалка, понимание юмора, нежели познания в математике. Интересно проходят занятия с использованием задач - смекалок: Как расставить у четырех стенок комнаты 8 стульев, чтобы их у каждой стены было по 3.

В своей работе используем ребусы. Интересны для детей головоломки со счетными палочками и нитками: Составить 2 равных треугольника из 5 палочек, составление из ниток геометрические фигуры. Используем игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», разгадываем кроссворды, графические диктанты.

В развитии познавательной деятельности особое место занимают дидактические игры, которые учат думать, располагают ребенка к выполнению тех заданий, которые раньше считались трудными. Трудность усвоения материала отрицательно сказывается на познавательной активности детей, чтобы повысить их активность, проводим игры «Эстафета», «Угадай-ка», «Лесенка». Игру эстафета проводим в виде соревнования, между командами. Двум командам одновременно предлагается записать все случаи числа 10. Первый ребенок записывает один пример, передает задание другому и т.д.. Выигрывает та команда, которая без ошибок выполнит задания. В группе у нас есть уголок занимательной математики. В уголке находятся настольные игры, игры для развития логического мышления, ребусы, головоломки, кроссворды, игры изготовленные своими руками. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, или по собственному замыслу. В ходе решения занимательных задач дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

Воспитатели группы Дудкина Г.М.,

Панинская И.А.

 

В подготовительной к школе группе "Колокольчик" проводится последовательная работа по формированию элементарных математических представлений у детей. Методика работы не предполагает прямого обучения, но в игровой форме, используя занимательные игры математического содержания, педагоги добиваются положительных результатов развития внимания, мышления, памяти у детей.

Дидактическая игра "Цветик-семицветик".

Цель игры: научить составлять цветок, предварительно решив примеры на сложение и вычитание.

Воспитатели группы Стеняева В.В.,

Климанова Е.В.

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности нашего детского сада. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В нашем детском саду созданы педагогические условия для внедрения в практику здоровьесберегающих технологий. Основными из условий являются: организация различных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.

В своей работе мы используем следующие виды технологий: утренняя гимнастика, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.

 

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 


Воспитатели группы Кудинова А.В.,

Куликова О.Н.


Большое внимание в нашей группе уделяем укреплению здоровья воспитанников. Для этого используем разнообразные здоровьесберегающие технологии:

ü пальчиковая гимнастика;

ü подвижные игры;

ü дыхательная гимнастика;

ü пробуждающая гимнастика.

 

 

Дети наши группы активно участвуют в разных акциях, например в акции "Собери макулатуру - спаси дерево" и в других акциях:

Акция "Покорми птиц зимой"

Акция "Добрые крышечки"

Воспитатели группы Рахманова С.В., Хохленкова Е.Г.

 

 



Наши пальчики играют


Особенное внимание в работе с детьми первой младшей группы уделяется развитию мелкой моторики рук. Чем более ловкие и умелые пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно, систематически. Она включает в себя такие виды деятельности:

ü пальчиковые игры;

ü игры с мелкими предметами (прищепками, пуговицами, природными материалами);

ü массаж кистей рук с помощью мячиков ёжиков;

ü пальчиковый театр и др.

 

Развитие мелкой моторики способствует формированию речевой деятельности, интеллектуальных способностей, самое главное сохранение психического и физического развития ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: