Обратим внимание на следующие важные моменты:
1) организация составляет отчетность на белорусском или русском языке;
2) показатели бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах белорусских рублей в целых числах (п. 5 НСБУ № 104);
При проведении проверки бухгалтерской отчетности необходимо выделить наиболее важные разделы бухгалтерского баланса в зависимости от организационно-правовой формы, цели проверки и основных использованной данной бухгалтерской (финансовой) отчетности и сосредоточиться на этих разделах.
Обязательно проверить все разделы бухгалтерского баланса на данном предприятии. Многие ошибки можно обнаружить при первом знакомстве с представленными документами.
Проверки начинаются с общего обзора форм бухгалтерской отчетности, аудита учредительных документов и законности видов деятельности проверяемого лица.
Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности. Проверяется полнота и своевременность формирования уставного капитала, особенности формирования уставного капитала акционерного общества.
Проводится проверка соответствия системы бухгалтерского учета и отчетности проверяемого лица требованиям законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности.
Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений.
Методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.
Заполненные организациями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:
|
· работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
· в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.
(слайд 6) Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично можно отобразить так:
При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:
· контроль над соблюдением учреждением положений Инструкций;
· установление полноты составляемой и представляемой учредителю бухгалтерской отчетности;
· анализ выполнения учреждениями государственных (муниципальных) заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
· установление достоверности показателей отраженных в отчетных формах;
· оценка эффективности и результативности использования средств, выделенных учреждению из бюджета;
· выявление наличия дебиторской и кредиторской задолженности и анализ причин ее возникновения;
· выявление фактов неисполнения учреждением мероприятий, реализуемых за счет субсидий, выделенных на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений;
· выявление наличия неисполненных обязательств у учреждения и анализ причин их возникновения;
· проведения анализы выявленных нарушений и внесение предложений по их устранению.
|
(слайд 7) Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:
1. сбор и изучение законодательных актов, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет бухгалтерский учет совершаемых операций;
2. разработку программы внешней проверки;
3. подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
4. направление исполнителей для проведения проверки.
Предмет проверки
Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах.
Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. (слайд 8) Предметом камеральной проверки являются:
1. представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
2. соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований;
3. соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.
Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:
· годовые формы бухгалтерской отчетности;
· главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
|
· план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
· учетная политика учреждения;
· отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
· отчет о суммах использованных целевых субсидий;
· сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.
Предметом проведения выездной проверки являются:
1. соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
2. выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
3. соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
4. своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
5. соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
6. установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
7. выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
8. оформление представленных форм отчетности требованиям;
9. оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.