Периодизация истории. Эпохи, формации
В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана на основе произведений Маркса и Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Последовательную смену общественно-экономических формаций Маркс и Энгельс рассматривали как "естественно-исторический процесс", независимый от сознания и намерений людей, косвенно уподобляя его тем самым объективным законам природы. Из "объективной" диалектической логики последовательно вытекает периодизация всемирной истории на пять формаций:
1. первобытный коммунизм (родовое общество - строй без частной собственности),
2. рабовладельческое общество (частнособственнический строй),
3. феодализм,
4. Капитализм
5. Коммунизм (строй всеобщего благосостояния), включающий в себя как начальную фазу социализм, а иногда и отождествляемый с ним.
Такая периодизация общественного прогресса в основном покоилась на европоцентристской его интерпретации, но формационный путь развития человечества не объясняет все сложности развития общества, что во многом связано с преувеличенным представлением о роли экономических отношений в жизни общества и принижением самостоятельной роли социальных обычаев и нравов, культуры в целом в деятельности людей.
Концепция формаций стала терять свою былую привлекательность как средство периодизации всемирной истории.
Претензии: уровень экономического развития и благосостояния населения как в СССР, так и в других социалистических странах по-прежнему значительно отставал от достигнутого уровня в развитых капиталистических странах.
|
Формы собственности и положение человека в обществе - не самодостаточный критерий, он зависит от технологического уровня развития, достигнутого конкретным обществом. Основные же, важнейшие технологические эпохи развития человечества, разделенные между собой технологическими революциями, выделяются вполне определенно:
- архаическая эпоха, когда повсеместно господствовали охота, рыболовство и собирательство, то есть так называемое непосредственное присвоение готовых продуктов, или "даров", природы;
- аграрная эпоха, последовавшая после неолитической революции в VII-III тысячелетиях до нашей эры, когда на смену охоте и собирательству пришли скотоводство и земледелие, что сразу же в несколько раз увеличило численность населения, привело к накоплению продовольствия и созданию первых государств;
- индустриальная эпоха, возникшая в XVII-XVIII веках нашей эры в результате промышленной революции, то есть изобретения разнообразных машин, умножающих производительность человеческого труда, что сопровождалось новым ростом населения и началом массовой урбанизации;
- постиндустриальное общество, являющееся логическим продолжением индустриального общества, когда преобладающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Новое многократное увеличение производительности человеческого труда создает изобилие материальных благ и порождает новые, прежде не существовавшие средства удовлетворения физических и культурных потребностей человека.
Индустриалльное, постиндустриальное, информационное общество.
|
- индустриальная эпоха, возникшая в XVII-XVIII веках нашей эры в результате промышленной революции, то есть изобретения разнообразных машин, умножающих производительность человеческого труда, что сопровождалось новым ростом населения и началом массовой урбанизации;
- постиндустриальное общество, являющееся логическим продолжением индустриального общества, когда преобладающую роль в производстве начинают играть способности и возможности человеческого интеллекта. Новое многократное увеличение производительности человеческого труда создает изобилие материальных благ и порождает новые, прежде не существовавшие средства удовлетворения физических и культурных потребностей человека.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, введенное в философию А. Сен-Симоном для определения социальной системы, в которой основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство. Современная теория индустриального общества говорит о том, что индустриальное общество приходит на смену традиционному обществу и что такая смена представляет собой всеобщую форму социального прогресса. Теоретики индустриального общества полагают, что можно построить универсальную модель истории общества. По их мнению, индустриальным общество становится в XIX в. в Западной Европе и Америке. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесообразная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.
|
Зрелое индустриальное общество западные социологи стали рассматривать в середине нашего столетия как «новое индустриальное общество». Его теорию начал разрабатывать американский экономист Д. Гэлбрейт. Он считал, что это общество, пережившее революцию в доходах, сформировавшее новый наиболее многочисленный средний класс квалифицированных работников, а главное — обеспечивающее высокий уровень массового потребления. Для нового индустриального общества характерно разделение собственности и управления, которое переходит к инженерам и менеджерам. Этому посвящены теории технократической революции и революции менеджеров, например теория «властвующей элиты» американского социолога Ч. Миллса.
Для обозначения постиндустриального общества различные авторы предлагают определения: "новое индустриальное общество" (Дж. Гэлбрейт), "технотронное общество" (3. Бжезинский), "информационное общество" (Е. Масуда) и т.д.
Согласно Беллу, смысл концепции постиндустриального общества может быть лучше понят, если указать на пять его исходных специфических измерений и компонентов:
- сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;
- сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;
- осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;
- предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;
- процесс принятия решений: создание новой "интеллектуальной технологии"
- Частная собственность утрачивает свое социальное значение
Технологические перевороты, изменяющие до основания состояние общества, американский футуролог О. Тоффлер называет "последовательными волнами цивилизации".
Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительные черты:
§ увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
§ возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
§ нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
§ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
§ развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;