С точки зрения физики, информация является мерой порядка (в противовес энтропии – меры неупорядоченности)
Главным критерием информации примем широко признанное утверждение К.Шеннона (его работы стали теоретическим основанием для фундаментального подхода) о том, что информация есть то, что снижает неопределённость (повышает определённость). Этот критерий универсален и работает, в том числе, относительно живых и интеллектуальных систем. Так, наличие генетической информации проявляется в повышении определённости структуры и свойств живых систем, наличие знаний проявляется в повышении определённости мышления и поведения – система действует не случайно, а на основе имеющихся знаний. Из критерия Шеннона вытекает следующее утверждение: для определения сущности информации, надо на самом общем уровне ясно выразить, что должен получить наблюдатель или должно появиться в системе для уменьшения неопределённости.
Виталистические подходы к определению информации имеют глубокие корни в истории. Со времён Древнего Рима и до середины прошлого века информация понималась исключительно как сведения, передаваемые между людьми. Отсюда традиционные взгляды, связывающие существование информации только с человеком и его интеллектом.
В наше время эти взгляды однозначно опровергаются фактом наличия генетической информации, которая возникла задолго до появления человека. Генетическая информация несомненно связана с жизнью, однако она существует и обрабатывается на молекулярном уровне и возникла естественным путём из неживого. Информация распространяется с помощью неживых носителей и через неживые среды, то есть, существует не только в живых системах.
|
Главные проблемы фундаментальных подходов:
• через какие общие свойства материи и как выразить сущность информации,
• какие процессы генерируют информацию.
Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.
Информация существует вне нашего сознания, и может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула. Информация нематериальна, как и все свойства материи.
С материальной точки зрения информация — это порядок следования объектов материального мира. Например, порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией. Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией. Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией. Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией. Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией и т. д. и т. п
|
Сущность идеального. Идеальная по своей природе психика — это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической. А именно, психика внепространственна, не имеет однозначной локализации. Она «находится» не только в отдельных зонах мозга, но и «внутри» общественных отношений между людьми, в «пространстве» общения и практики человека). Временные рамки её функционирования также своеобразны (мысль, чувства вызревают не сразу, но обнаруживают себя в сознании моментально). Психику на индивидуальном уровне образуют все те мысли и переживания, которые сопровождают жизнь человека. А на уровне социальном психика представлена над- и межличностными комплексами идей, идеалов, норм и т.п. продуктов и моментов общественного сознания и коллективного бессознательного.
Будучи производным от материи, и природной, и общественной, сознание обретает определённую самостоятельность. Оно существует в русле культурных традиций многих поколений людей. А кроме того, сознание активно влияет на материю — посредством практики человека, которая частично, но постоянно преобразует мир, в котором мы живем.
Психологическая структура идеального складывается из несколь-ких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.
|
1.Эмоции (чувства, переживания) фило- и онтогенетически первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнедеятельности организма психические реакции. Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.
Эмоциональная культура воспитанного человека состоит в том, чтобы своими чувствами меньше мешать окружающим и не создавать лишних проблем самому себе. Профессионал в особенности не может позволить себе бесконтрольное проявление чувств на работе. Эмоциональная распущенность должна настойчиво пресекаться уже с детства.
2. Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.
3.Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.