ПРОЕКТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «Технология»
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершённая работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Проектная деятельность состоит из двух частей: теоретической и практической.
Практическая часть – это конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, наглядное пособие, компьютерная разработка или результаты проведённого исследования.
Теоретическая часть – это оформление проекта.
Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить творческий потенциал обучающихся, разнообразить формы проведения занятий, применять не только традиционные методы обучения, но также эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.
Проектный метод требует от руководителя постоянного самосовершенствования, профессионализма, высокого уровня знаний и умений. Проектная деятельность развивает не только ученика, но и учителя. Работа над проектом может проводиться в группах. Это позволяет осуществлять разделение обязанностей, взаимопомощь. Воспитывать такие черты характера, как усидчивость, ответственность, умение доводить начатое дело до конца, а также повышает мотивацию обучения.
Этапы выполнения проекта:
1. Организационно-подготовительный этап
2. Технологический этап
3. Заключительный этап
Знания, умения, навыки, полученные учащимися в процессе работы над проектами, должны выходить за рамки школьной программы.
В данных рекомендациях подробно приведены правила и требования оформления творческого проекта учащихся в общеобразовательной школе.
ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ.
Требования к проектам
|
- реальность;
- соблюдение оптимального уровня сложности, учитывающего индивидуальные особенности учащихся;
- комплектность проекта;
- ориентированность на новое в технике или технологии.
Качество пояснительной записки:
1. оформление, соответствие стандартным требованиям,
2. планирование проектной деятельности,
3. рубрицирование и структура текста,
4. качество эскизов, схем рисунков, чертежей,
5. полнота библиографии,
6. качество, полнота и характер рецензий.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
1. Содержание.
2. Оценка и обоснование актуальности выбранной темы с указанием целей и задач создания проекта.
3. Назначение и область применения.
4. Варианты решений, выбор оптимального варианта.
5. Ожидаемый результат (в схемах, рисунках, таблицах).
6. Возникающие проблемы и способы их решения.
7. Теоретическое раскрытие темы (сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы). Области знаний, используемые при выполнении проекта.
8. Техника безопасности при работе с оборудованием.
9. Технология изготовления (технологическая карта).
10. Оценка экономичности (экономический расчёт).
11. Оценка результата (конструктивность, технологичность, эстетичность, экологичность, отношение автора к проекту).
12. Список использованной литературы.
13. Рецензия руководителя на работу.
Пояснительную записку можно дополнить новыми разделами на усмотрение авторов.
Теоретическая часть проекта
(пояснительная записка) содержит:
1. Историческую справку - небольшое исследование по истории данного вида декоративно-прикладного искусства:
- время и место возникновения;
- история развития и применения (краеведческий материал);
- традиции и применение их в современных изделиях.
|
2. Описание основных особенностей технологии выбранного вида декоративно-прикладного искусства:
- инструменты и материалы;
- особенности цветового решения;
- традиции (в рисунках, композиции, технологических приемах);
- технологическая последовательность изготовления;
- описание технологических приемов (условные обозначения, схемы, иллюстрации, чертежи и т.д.);
- виды и способы отделки изделий.
3. Описание изготовления изделия:
- используемые в работе инструменты и материалы;
- подготовка материалов к работе;
- технологические приемы и последовательность изготовления;
- окончательная обработка изделия.
4. Обоснование экономического эффекта:
- смета;
- выводы о том, за счет чего можно достичь экономического эффекта при изготовлении изделия данного вида.
Практическая часть содержит:
1. Чертежи, зарисовки.
2. Эскизы в цвете в натуральную величину или схемы изделий.
3. Готовое изделие.
Проектируемое изделие должно отвечать
следующим требованиям:
1. Технологичность (технологическая возможность изготовления изделия).
2. Экономичность (изготовление изделия с наименьшими затратами и получение наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия).
3. Экологичность (экологическая безопасность изготовления и эксплуатации изделия).
4. Безопасность (создание безопасных условий труда при изготовлении изделия).
|
5. Эргономичность (изготовление изделия с наименьшими энергетическими затратами человека).
6. Системность (комплексное отражение изученного материала, реализация принципа политехнизма).
7. Творческая направленность и занимательность (учет интересов и творческого потенциала учащихся).
8. Посильность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся).
9. Эстетичность (соответствие требованиям современного дизайна и моде).
10. Значимость (ценность, полезность для общества и конкретной личности).