ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПСИХОТЕРАПИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
УТВЕРЖДЕНО: Решением Научного совета «Институт психотерапии и клинической психологии» Протокол от «11» сентября 2017 г. № НС-20/09/17 | УТВЕРЖДАЮ: Ректор ОЧУ ДПО ИПиКП ____________ Е.Г. Гордеева «11» сентября 2017 г. |
ПРОГРАММА
Повышения квалификации
«ПРИЕМЫТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ »
Москва, 2017
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цель реализации программы
Цель: повысить уровень знаний в области психологического консультирования с применением различных подходов телесно – ориентированной психотерапии.
Категория слушателей: психологи, психотерапевты, врачи, психиатры, педагоги, социальные работники; слушатели, обучающиеся на психологических факультетах, желающих расширить свои знания, познать себя.
Срок обучения: 136 часов.
Программа является преемственной к основной образовательной программе высшего образования направления подготовки 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета) (проект).
Программа составлена с учетом:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Требования к результатам освоения программы
Слушатель в результате освоения программы должен развить следующие общекультурные компетенции:
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
Слушатель в результате освоения программы должен развить следующие профессиональные компетенции:
- способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
Слушатель в результате успешного освоения программы должен выполнять следующие трудовые функции:
- проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
- выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
Требования к уровню подготовки поступающего на обучение, необходимому для освоения программы
· Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу, должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование.
· Наличие указанного образования должно подтверждаться документом государственного или установленного образца.
1.4. Трудоемкость обучения – 136 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы слушателя.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Режим занятий
Учебная нагрузка устанавливается не более 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателя
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Учебный план.
Название дисциплин | Формы итогового контроля знаний | Общая труд-кость в часах | Всего часов аудиторных | Распределение часов по видам занятий | Формы промежут.. контроля знаний | |||||||||
лекции | семинары прак.зан. | тренинги | СРС | |||||||||||
комп. экз. | зач. | диплом.раб. | КР | Реф | Тест,супернвизия | |||||||||
1. | Модуль «ПРИЕМЫТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ» | |||||||||||||
1.1 | Введение в ТОП, знакомство с образом и структурой тела | |||||||||||||
1.2 | Границы и опоры в ТОП, основные методы работы | |||||||||||||
1.3 | Основные принципы работы, первичная диагностика и стратегия работы в ТОП | |||||||||||||
1.4. | Работа с симптомом в ТОП | |||||||||||||
2. | Модуль. Итоговая аттестация (супервизия). | |||||||||||||
Всего |
2.2.Дисциплинарное содержание программы
Тема 1. Введение в ТОП, знакомство с образом и структурой тела.
· Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии.
· История: западные и восточные корни телесной психотерапии.
· Обзор теории и методологии ТОП:
o вегетотерапия Вильгельма Райха;
o биоэнергетика Александра Лоуэна;
o биодинамика Боуэнна, Лилиан Марчер;
o биосинтез Дэвида Боаделлы;
o соматическая психология Питера Левина;
o телесное осознавание Мойше Фельденкрайза;
o структурная интеграция Иды Рольф;
o розен-метод Мэрион Розен;
o био-энерго-системо-терапия (БЭСТ) Евгения Зуева;
o метод телесной интеграции Фредерика Матиаса Александера;
o плазменная терапия или терапия первичного крика Артура Янова.
· Краткий экскурс в восточную телесно-ориентированную психотерапию: йога, цигун-терапия, аюрведа, цалунг, шаманские техники, телесные медитации и др.
· Групповая и индивидуальная телесно-ориентированная психотерапия.
· Примеры групповых вариантов телесной психотерапии.
· Интегративные направления в ТОП.
· Связь телесно-ориентированной психотерапии с анатомией и физиологией.
· Базовые понятия телесно-ориентированной психотерапии: социальное и животное тело; энергия; контакт; образ, схема, структура тела; телесная метафора; блок и зажим; проблемная анатомия; топография тела, базовые проблемы и их расположение в теле.
· Считывание телесной информации, телесная метафора, первичная диагностика.
· Контакт в телесно-ориентированной психотерапии. Виды и выбор контакта.
Результаты:
· ознакомиться с основными понятиями телесно-ориентированной психотерапии;
· ознакомиться с проблемной анатомией и картографией тела;
· научиться первичной телесной диагностике и считыванию информации с проблемных зон тела;
· познакомитесь с различными видами контакта и научитесь выбирать определенный вид контакта в зависимости от запроса и проблематики клиента.