Золотарев Василий Александрович




Родился в 1876 г., Ярославская обл., Угличский р-н, г. Углич; священник.

Проживал: Ярославская обл., Ермаковский р-н, с. Спасо-Лом.

Арестован 11 декабря 1932 г.

Приговорен: тройка ОГПУ 29 марта 1933 г., обв.: 58-10.

Приговор: ссылка в Сев. к. на 3 г.1

Дальнейшая судьба неизвестна

 

Помню, как впервые услышала песню Ю. Шевчука: «Пропавший без вести. Лишь на секунду выпавший из века…Не воскрешен, но вечен, с Ним и в Нем…» и посейчас помню, как больно кольнула мысль об исчезнувших и забытых. О тех, в чьей биографии, если она дошла до нашего времени, сохраняют незаполненным пространство, для будущих исследователей – «пропал без вести, о дальнейшей судьбе ничего неизвестно». Судьба человека, уместившаяся на нескольких печатных листах следственного дела. И, кажется, что забытое имя, оставленная без молитвы душа, словно разрушенный храм в таинственном молчании ожидающий свою Литургию.

Мой прадед - Золотарев Василий Александрович родился в 1876 году в

городе Угличе. О его служении не сохранилось никаких сведений, скупыми

сообщениями о месте служения и датах вряд ли мы сумеем раскрыть тайну жизни давно ушедшего человека – какими он был, каким запомнился тем, кто пусть и кратко, но встречался с ним. Удивительно, что из всех событий, из всех обстоятельств жизни время сохранило для нас только момент ухода –

трагического и до конца неясного, но в котором, кажется, проявились существенные черты личности о. Василия – вера и преданность своему служению.

В выписке из Ярославских губернских книг священником Спасо-Ломской церкви значится Василий Золотарев. До посвящения в сан он служил дьяконом в Покровской церкви и в Покровском женском монастыре г. Ярославля.

Примечательным кажется следующее обстоятельство: в 1907 году на ярославскую кафедру был назначен будущий Патриарх, а в те годы архиепископ Тихон. Его служение в Ярославской епархии продолжалось вплоть до 1914 года.

В автобиографии о. Василия, представленной в материалах следственного дела, встречается упоминание архиепископа Тихона. Личное общение с будущим патриархом по всей видимости оказало влияние на религиозное мировоззрение о. Василия. В 1914 году Василий Золотарев был поставлен на служение в церкви села Спасское на Лому Пошехонского уезда. Когда-то на месте церкви и сельского кладбища располагался один из крупных, исторически-значимых монастырей, основанный преподобным Игнатием Ломским. О святом, подвизавшемся на этой земле достоверно известно немногое. Свой подвижнический путь он начал в Спасо-Прилуцком монастыре, в Вологде, иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Вскоре преподобный Игнатий удалился в окрестности города Ломска и там основал пустынь, которую через некоторое время вверил ученикам, а сам удалился в

лесной скит и подвизался в безмолвии. Пропитание он добывал себе (также иноку Иоакиму (Исааку)2, жившему за три версты от него) плетением лаптей, которые оставлял на дороге. Прохожие обменивали лапти на хлеб. В этих же местах преподобным Игнатием был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана Вадоисская Богородичная пустынь. В XVIII веке эта пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому. Скончался святой подвижник 28 декабря 1591 года. Мощи преподобного Игнатия пребывают под спудом в Благовещенском приделе Спасо-Ломской церкви.3

В истории Спасо-Ломского прихода встречается удивительный эпизод:при строительстве каменного храма (завершен в 1827г.) подрядчики подступили

близко к месту, где покоились мощи преподобного Игнатия. Один из строителей попытался вскрыть гроб и в этот же миг ослеп. Пораженные явным чудом преподобного, они «благочестиво засыпали» место упокоения святого. Только обратившись с горячей молитвой, строитель вновь обрел зрение.4

Это свидетельство дает нам лишь малое представление о чудесной помощи преподобного Игнатия, хранителя Спасо-Ломской пустыни.

Приближалось время исповедничества, время репрессий. О 1920-1930-х гг. о. Сергий Мечев писал5: «Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими разрушаются, но в покаянной точке по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими. Огоньки смиренного мученичества вспыхивают повсеместно, особенно на далеких окраинах. Голодные, оборванные, дрожащие от холода, изолированные от мира, на голой земле, на снегу или в случайных избах, без гробов, священнического напутствия умирают иереи, иноки и верные…».

2 Подробнее см. Мальцев М.Г. Преподобный Игнатий Ломский и село Спас-Лом.С.13

3 Житие преп. Игнатия Ломского. https://days.pravoslavie.ru/Life/life3190.htm

После 1917г. отец Василий продолжил служение в Пошехонском уезде.

Его жена, Агриппина Прохоровна Золотарева, по всей видимости предчувствуя арест, вместе с детьми покинула село Спас-Лом. Отец Василий не оставил приход. В декабре 1932 года ему было предъявлено обвинение в проведении агитации против Советской власти и проводимых ею кампаний. В обвинительном заключении значилось: «Золотарев Василий Александрович, 56 лет, служитель религиозного культу (поп) тихоновской ориентации, имеет образование – духовная семинария, проживает в селе Спас-Лом Ермаковского района. Обвиняется в том, что являлся служителем культа, имел тесную связь с местным кулачеством, открыто вел антисоветскую деятельность, заявляя, что «…Советскую власть не признаю, а признаю старую царскую власть».

Из обвинительного акта далее следует «в справке по следственному делу Ермаковского РО ПП ОГПУ ИПО по обвинению…группы лиц в количестве 13 человек от 29 марта 1933 года значится: «…Золотарев Василий Александрович, 57 лет. В целях усугубления фанатизма и отвлечения от участия в хозяйственно- политической жизни инсценирует в своей церкви исцеление больных, надевая на них цепи (вериги) и одновременно проповедует о святости имеющейся в с. Спас-Лом часовни…святость этой часовни выражалась в том, что под часовней был ключ, куда одновременно стекалась кладбищенская вода…которую проходящие богомольцы пили, умывались и т.п…Будучи допрошенным в качестве обвиняемого виновным себя не признал».6

Постановлением тройки при ПП ОГПУ по ИПО от 29 марта 1933 года Золотарев Василий Александрович приговорен к высылке в Северный край на 3 года. Дальнейшая его судьба неизвестна – в материалах личного дела нет

сведений ни о месте ссылке, ни о его жизни там. С большей вероятностью можно утверждать, что условия пребывания в лагере, тяжелый физический труд, учитывая немолодой возраст отца Василия, серьезно подорвали его здоровье, и он так и не дождался освобождения. В 1989 году иерей Василий Золотарев реабилитирован посмертно.

В начале 1950-х г. принято решение о закрытии храма в селе Спас-Лом,

«временно для оформления памятника старины». Службы были прекращены,

вскоре каменная ограда оказалась разобранной, часовня над источником уничтожена, а уникальные древние иконы, святыни храма, бесследно исчезли.

4 Мальцев М.Г. Спасо-Ломский приход. С.26

5 Прим. Священномученик Сергий Мечев.

За несколько десятилетий от богатого Спасо-Ломского прихода практически ничего не осталось. И только под спудом в разрушающемся храме, как и прежде покоятся мощи преподобного Игнатия Ломского. И звучит молитва за всех «зде предстоящих» и о «всех зде ныне поминаемых»…7

 

6 Материалы архивного уголовного дела представлены Государственным архивом

Ярославской области.

7 Прим. Очерк написан до начала восстановительных работ._

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: