Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности общекультурной направленности «Вокально-хоровое искусство» разработана для обучающихся общеобразовательных учреждений 13 – 14 лет в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", на основе ФГОС СОО, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9.
Актуальность программы:
В школе традиционно обучаются дети, наделенные различными музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом художественного и эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.
Цели программы:
-познакомить детей с вокальным искусством;
-приобщить к сокровищнице вокально-песенного искусства;
-способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности;
-воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи:
1)Развивающие:
а)совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать,
б) развивать ладо - тональный, тембровый слух, музыкальную память,
в) развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
2) Образовательные:
формирование знаний, умений, и вокально-хоровых навыков.
3) Воспитательные:
развитие способностей к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к эмоциональной отзывчивости,
Процесс освоения содержания программы предполагает использование разнообразных видов музыкально-практической деятельности, соответствующих возрастным особенностям школьников:
а) восприятие музыки и размышления о ней,
б) хоровое, ансамблевое, сольное пение,
в) пластическое интонирование,
г) импровизации (речевые, вокальные, пластические)
Количество рабочих часов:
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Срок реализации программы внеурочной деятельности – 1 год.
Формы занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Универсальные учебные действия
1. Формирование универсальных учебных действий через смысловое чтение и работу с текстом;
2. Формирование коммуникативных ИКТ – компетентности обучающихся;
- создание музыкальных сообщений,
- поиск, организация хранения музыкальной, текстовой информаций,
- анализ информации
3. формирование основ хорового, ансамблевого, сольного пения,
5. Формирование основ пластического интонирования,
6.Формирование основ музыкально – ритмических движений,
7. Формирование основ инсценирования песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера,
8. Формирование основ музыкальной грамоты как средство фиксации музыкальной речи,
9. Формирование основ творческого размышления о музыке.