Познавательные универсальные учебные действия.




Ученик научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

 

Ученик получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета,

- давать определение различным музыкальным понятиям,

- эмоционально – ценностному отношению к искусству,

- процессу слушания музыки,

- участию в различных формах культурно – досуговой деятельности класса и школы.

- основам рефлексивного чтения,

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность,

- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента,

- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям,

- при помощи эмоционального словаря должны выражать свое отношение к музыкальным произведениям,

- владеть вокально – хоровыми навыками,

- понимать элементы музыкальной грамоты,

- иметь представление о музыке разных народов, стилей композиторов,

- лично оценивать музыку, звучащую на уроке и вне урока.

Программа рассчитана на 34 часа каждой группы (6 класс).

Тематическое содержание.

(6 часов). Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

(13часов) Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон-легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

(13 часа) Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.

(2 часа) Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Певческая установка. 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

Артикуляционные задачи. Правильное формирование гласных звуков.

Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

Форма контроля Содержание Сроки
Прослушивание Входящий контроль Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторить за педагогом музыкальную фразу. Сентябрь
Сводные репетиции Промежуточный контроль Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка. Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений. Декабрь, январь, февраль, март
Творческий отчет Итоговый контроль Знание всей хоровой программы. Апрель, май

Содержание критериев обученности по уровням

Уровни Теория Практика
Высокий (7-10 баллов) Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ урока наименование раздела, темы характеристика деятельности уч-ся
  Формирование певческой осанки   Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании
  Формирование певческой осанки  
  Формирование певческой осанки  
  Формирование певческой осанки Подготовка ко дню учителя
  Формирование певческой осанки  
  Формирование певческой осанки    
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.   Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.  
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.  
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования, работа с фонграммами
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиции праздника
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
  Работа над дикцией и артикуляцией Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое вываривание согласных.
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией
  Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет
  Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет
  Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения
  Работа над дикцией и артикуляцией  
  Формирование чувства ансамбля     Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
  Формирование чувства ансамбля Выступление на «последнем звонке»»  

 

Перечень учебно–методического и материально – технического обеспечения.

Методическая литература:

1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. «Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей

8. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

9. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

10. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

11. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

12. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

13. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

14. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г

15. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

16. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

17. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

18. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

19. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

20. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

21. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

22. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

23. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г



 


Согласовано: Согласовано

Зам. Директора по УВР на заседании МО

______________________ Протокол № _______от

«________» __________ г. «______»_________г.

 

Календарно тематическое планирование.

Кружка __хоровое, сольное пение______________

Класс ____1 -_4___________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: