Ученик научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Ученик получит возможность научиться:
• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
|
• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета,
|
- давать определение различным музыкальным понятиям,
- эмоционально – ценностному отношению к искусству,
- процессу слушания музыки,
- участию в различных формах культурно – досуговой деятельности класса и школы.
- основам рефлексивного чтения,
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность,
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента,
- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям,
- при помощи эмоционального словаря должны выражать свое отношение к музыкальным произведениям,
- владеть вокально – хоровыми навыками,
- понимать элементы музыкальной грамоты,
- иметь представление о музыке разных народов, стилей композиторов,
- лично оценивать музыку, звучащую на уроке и вне урока.
Программа рассчитана на 34 часа каждой группы (6 класс).
Тематическое содержание.
(6 часов). Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
(13часов) Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон-легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
|
(13 часа) Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.
(2 часа) Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Певческая установка. 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
Артикуляционные задачи. Правильное формирование гласных звуков.
Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
Работа над чистотой интонирования. В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
Форма контроля | Содержание | Сроки |
Прослушивание | Входящий контроль Проверка музыкального слуха, памяти. Чистота интонирования. Пропеть один куплет песни. Повторить за педагогом музыкальную фразу. | Сентябрь |
Сводные репетиции | Промежуточный контроль Теория: Назвать типы дыхания, певческая установка. Практика: Петь чистый унисон, пение в единой манере, выразительное исполнение хоровых произведений. | Декабрь, январь, февраль, март |
Творческий отчет | Итоговый контроль Знание всей хоровой программы. | Апрель, май |
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни | Теория | Практика |
Высокий (7-10 баллов) | Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. | Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | наименование раздела, темы | характеристика деятельности уч-ся |
Формирование певческой осанки | Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании | |
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки Подготовка ко дню учителя | ||
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. | |
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования, работа с фонграммами | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиции праздника | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое вываривание согласных. | |
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения | |
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Формирование чувства ансамбля | Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. | |
Формирование чувства ансамбля Выступление на «последнем звонке»» |
Перечень учебно–методического и материально – технического обеспечения.
Методическая литература:
1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. «Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей
8. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
9. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
10. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
11. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
12. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
13. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
14. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г
15. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
16. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
17. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
18. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
19. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
20. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
21. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
22. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
23. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г
Согласовано: Согласовано
Зам. Директора по УВР на заседании МО
______________________ Протокол № _______от
«________» __________ г. «______»_________г.
Календарно тематическое планирование.
Кружка __хоровое, сольное пение______________
Класс ____1 -_4___________