Теория и практика семейной психотерапии 3-е международное издание




Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen

FAMILY THERAPY

Theory and Practice

Brooks/Cole Publishing Company

Джозеф Браун, Дана Кристенсен

Теория и практика семейной психотерапии 3-е международное издание

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск 2001

Браун Джозеф, Кристенсен Дана ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

3-е и издание

Серия «Золотой фонд психотерапии» Перевод с английскою Н \ Мухиной

Главный редактор В Усманов

Заведующий психологической редакцией А Зайцев

Зам заведующего психологической редакцией В Попов

Ведущий редактор А Борин

Научный редактор Э Эйдемиллер

Редактор В Попов

Художник обложки В Шимкевич

Корректор 1 Бошева

Верстка Н Марченкова

 

ББК53 57 УДК 615 851 87

 

Браун Дж., Кристенсен Д.

Теория и практика семейной психотерапии —СПб Питер, 2001 —352 с ил—(Серия «Золотой фонд психотерапии»)

 

ISBN 5-272-00337-3

В книге емко и доступно с позиций системного подхода описаны основные модели современной семейной психотерапии и на примерах показана специфика их практического применения. Книга состоит из трех частей первая посвящена основным этапам развития семьи как социальной единицы, вторая — анализу теорий, лежащих в основе ведущих направ­лений семейной психотерапии, третья — рассмотрению практических проблем, с которыми приходится сталкиваться семейным психотерапевтам в контексте профессиональной деятельности Значительное внимание уделено как классическим, так новейшим теоретическим подходам, сформировавшимся уже в эпоху постмодерна, в частности — конструктивизму, нарративной психотерапии и др. Книга ориентирована на широкий круг специалистов, работающих в сфере клинической психологии и психотерапии

1999 by Brooks/Cole Publishing Company Перевод на русский язык Н А Мухина 2001 Издательский дом «Питер», 2001

права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения в владельцев авторских прав

BN 5-272-00337-3

ЗАО «Питер Бук» 196105, Сани Петербург, Благодатная ул, д 67

Лицензия ИД № 01940 от 05 06 00

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005 93 том 2 953000 - книги и брошюры

Подписано в печать 20 02 01 Формат 70x100'/,, Уел и л 28,38 Тираж 5000 экз Заказ № 162

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати

телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

197110 Санкт Петербург Чкаловский пр 15

Оглавление

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры 8

Предисловие 17 Часть I. Основы семейной психотерапии

Глава 1. Семейный организм..........................................20

Историческое развитие концепции семьи как социальной снс1емы 21

Супружеское консультирование 21

Психиатрия 22

Изучение шизофрении 23

Системный подход 27

Общая теория систем 28

Этиология 30 Обогащение системного подхода м счет интеграции

с другими направлениями в психотерапии 31

Классификация подходов к семейной терапии 33

Список литературы 35

Глава 2. Жизненный цикл семьи........................................37

Этапы жизненного циклa семьи 40

Молодая семья 40

Семья ребенка преддошкольного/ школьного возраста А'\

Семья школьника 47

Семья подростка 48

Семья как «стартовая площадка» для ребенка 50

Семья в основном выполнившая свою родительскую функцию 51

Этапы повторного брака 55

Сепарация/развод 56

Неполная семья 57

Ухаживание 58

Повторный брак 59

Пример из практики 60

Список литературы 63

Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Глава 3. Структурная семейная психотерапия...........................66

Теоретические конструкты и основная идея 66

Семья как базисная человеческая система 67

Подсистемы 67

Границы 69

Эволюция паттернов взаимодействия 71

Дисфункциональные семьи 74

Практика структурной семейной психотерапии 76

Оценка семейных отношений 76

Цели 77

Техника 78

Создание терапевтической системы 79

Пример из практики 91

Эффективность структурной семейной психотерапии 93

Список литературы 96

Глава 4. Стратегическая семейная психотерапия..........................98

Теоретические конструкты и основная идея 99

Симптомы 100

Метафоры 100

Иерархия 101

Расстановка сил 103

практика стратегической семейной психотерапии 105

Оценка семейных отношении 105

Цели вмешательства 107

Техника 107

Прямые задания 109

Применение стратегической семейной психотерапии 117

Пример из практики 121

Из сессии 1 122

Из сессии 2 123

Из сессии 3 123

Из сессии 4 124

Из сессии 5 124

Из сессии 6 125

Эффективность стратегической семейной психотерапии 125

Список литературы 128

Глава 5. Трансгенерационная семейная психотерапия..................... 130

Теоретические конструкты и основная идея 130

Прошлое активно присутствует в текущих семейных отношениях 131

Эволюция эмоции и разума 135

Практика трансгенерационной семенной психотерапии 140

Оценка семейного взаимодействия 140

Цели 142

Техника 142

Пример из практики 149

Эффективность трансгенерационной семейной психотерапии 151

Список литературы 153

Глава 6. Семейная психотерапия, основанная на опыте.................... 155

Теоретические конструкты и основная идея 155

Индивидуальность 156

Свобода выбора 157

Личностный рост 157

Практика семейной психотерапии основанной на опыте 158

Оценка 158

Цели 159

Техника 160

Пример из практики 167

Эффективность семейной психотерапии, основанной на опыте 169

Список литературы 170

Глава 7. Поведенческая семейная психотерапия......................... 172

Теоретические конструкты и основная идея 173

Практика психотерапии поведенческий тренинг для родителей 176

Оценка 176

Цели 179

Техника 181

Эффективность поведенческого родительского тренинга 187

Практика психотерапии поведенческая супружеская психотерапия 189

Оценка 191

Техника 200

Пример из практики 209

Эффективность поведенческой супружеской психотерапии 211

Список литературы 214

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели......................248

Мир эпохи постмодерна 249

Теоретические конструкты и основная идея 250

Субъективность реальности 250

Контекстуальное значение проблемы 251

Концепция семьи 252

Терапия как раиовор 253

Роль терапевта 253

Практика психотерапии 254

Область применения 254

Сфокусированная на решении терапия 254

Нарративный подход в семейной психотерапии 259

Семейная психотерапия с элементами психологического просвещения 264

Эффективность постмодернистских подходов к семейной психотерапии 27 i

Резюме главы 273

Список литературы 274

Глава 9. Интегративный подход.......................................277

Пример из практики 278

Циклическое взаимодействие 278

Взаимодействие в фокусе 280

Структурные аспекты взаимодействия 280

Стратегические аспекты взаимодействия 281

Трансгенерационные аспекты взаимодействия 281

Аспекты взаимодействия основанные на опыте 283

Поведенческие аспекты взаимодействия 283

Постмодернистские/конструктивистские аспекты взаимодействия 284

Ход психотерапевтического вмешательства 284

Сессия 1 285

Сессия 2 288

Сессия 3 291

Сессии 4 и 5 292

Сессия 6 293

Сессия 7 294

Сессии 8 и 9 295

Сессия 10 296

Резюме 1лавы 297

Список литературы 298

Часть III. Семейная психотерапия как профессия

Глава 10. Практика семейной психотерапии в социокультурном контексте... 300

Работа в рамках системы 301

Типы условии для психотерапевтической практики 303

Клиники 303

Школы 307

Агентства социальной защиты детей 314

Центры психического здоровья 318

Список литературы 321

Глава 11. Профессиональная специфика семейной психотерапии...........323

Роль профессиональных организации 323

Вопросы лицензирования и сертификации 325

Профессиональная этика 328

Семейное законодательство 331

Непрофессионализм и юридическая ответственность 332

Свидетельские показания в суде 333

Развод и опекунство 334

Программы адаптации к разводу 336

Взаимодействие между психотерапевтом и адвокатом 337

Профессиональная подготовка психотерапевтов 338

Программы подготовки семейных психотерапевтов 338

Методы обучения семейной психотерапии 338

Оценка качества подготовки в сфере семейной психотерапии 341

Список литературы 343

Глоссарий.........................................................346

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

Книга Джозефа Брауна и Даны Кристенсен «Теория и практика семейной психо­терапии» вызвала у меня множество мыслей и воспоминаний о семьях, с которыми я работал, о детях, которые поражали меня тем, насколько искренне они пытались по­мочь своим родителям обрести мир и спокойствие.

Я все время сравнивал, как я сам провожу сессии семейной психотерапии и как это делали выдающиеся семейные психотерапевты, о работе которых рассказывают ав­торы, вспоминал семинары Вирджинии Сатир, Карла Витакера, Аллана Куклина и Джил Варне, в которых мне довелось участвовать, отмечал, в чем — личностно и про­фессионально — я был и остаюсь похожим на одних и не похожим на других. О своей работе я рассказывал на страницах монографии «Психология и психотерапия семьи» («Питер», 1999), но в этой книге я постеснялся сказать, что по стилю психотерапев­тической работы я чем-то похож на Карла Витакера. Я люблю разговаривать с члена­ми семьи, а не демонстрировать техники. Теперь такая психотерапия называется нар­ративной или конструктивистской. Когда Карла Витакера спросили, какой метод пси­хотерапии, с его точки зрения, наиболее эффективен, многие ждали, что, скорее всего, он назовет НЛП (дело было в 1990 году), но после непродолжительного раздумья он сказал слова, которые я запомнил на всю жизнь: «Слушать... только слушать!» Мне приятно, что в представляемой книге подробно и живо описаны теория и практика се­мейной психотерапии, основанной на опыте, — подход который справедливо ассоци­ируется с именами В. Сатир и К. Витакера.

Начав читать работу Д. Брауна и Д. Кристенсен, я был удивлен тому, что авторы так подробно рассматривают историческое развитие концепции семьи как социаль­ной системы, системный подход, «двойную связь», жизненный цикл семьи и др., т. е. то, что многократно изложено не только в США и других странах Запада, но в СССР и в России. Зачем это нужно? Только потом пришло понимание того факта, что пси­хотерапия вообще, и семейная психотерапия в частности, проделывают свой путь пре­вращения в науку. А для того, чтобы это произошло, необходимо создавать методоло­гию специальности. И в этом особенно убеждаешься после прочтения книги «Теория и практика семейной психотерапии».

В настоящее время психотерапия — это тот вид духовной практики, который, с одной стороны, наиболее востребован населением разных стран мира, а с другой —

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

является предметом разногласий и ожесточенных споров. Задам ряд вопросов, а за­тем попытаюсь ответить на них.

Вопрос первый: что такое психотерапия? Самый очевидный ответ: психотера­пия — это вид лечения, осуществляемый посредством психологических воздей­ствий. Вопрос второй: почему тогда к психотерапевту приходят люди здоровые, но имеющие психологические проблемы — супружеская ревность, обида на детей, их непослушание и плохая успеваемость, конфликты поколений в семьях, угроза раз­вода и ситуация в семье после развода, правильное воспитание детей и другие? При­чем, после консультации с психотерапевтом или психологом многие клиенты нахо­дят путь решения проблемы и чувствуют себя увереннее. Если при ответе на пер­вый вопрос психотерапия выступала как вид медицинского вмешательства, лечения, то во втором — как духовная практика, направленная на поиск и раскрытие глубин­ных смыслов бытия.

Психотерапия — это лечение или психологическое сопровождение человеком че­ловека, переживающего кризис бытия? Психотерапия - это медицина или гумани­тарная практика? Для меня психотерапия, несмотря на длительность исторического пути ее становления и развития, — новая междисциплинарная специальность, осно­ванная на естественнонаучной и гуманитарной парадигмах. Она интегрирует в себе такие духовные практики (по мере их возникновения) как религия, медицина, фило­софия, педагогика, психология, социология и др. Следовательно, психотерапевтичес­кая деятельность в нашей стране не может быть привилегией одних лишь врачей, но должна осуществляться и психологами, и социальными работниками, т. е. професси­оналами, имеющими соответствующую до дипломную и последипломную подготов­ку и несущими юридическую ответственность за свою деятельность. Здесь следует за­метить, что прямое заимствование юридических норм и этики психотерапевта, при­нятых за рубежом, например, в США, неуместно. Другое следствие данного мною определения психотерапии заключается в том, что психотерапевтическая деятель­ность должна регламентироваться соответствующим Законом РФ, а не подзаконны­ми актами разных министерств.

Можно предложить еще несколько определений психотерапии. Психотерапия - это система психологических воздействий на клиента/клиентов как на открытую жи­вую систему с целью оптимизации его/их функционирования. С моей точки зрения, это определение психологическое по своей сути, опирающееся на основные положе­ния системного подхода, которые, в частности, наиболее плодотворно разрабатыва­ются в семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999; Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В., 2000).

Наконец, могу предложить еще одно определение психотерапии. Оно тоже, по су­ществу, психологическое, но в нем лучше подчеркнуты партнерские отношения пси­хотерапевта и клиента: психотерапия — это психологическое взаимодействие психо­терапевта/психотерапевтов и клиента/клиентов, результатом которого являются конструктивные изменения и личностный рост каждого участника взаимодействия.

Можно продолжить ряд определений психотерапии, и другие специалисты сдела­ют это не менее эффективно, но спрашивается: почему мои определения носят скорее психологический, нежели медицинский характер? На этот вопрос, будучи по образо­ванию и по специальности врачом, я отвечу так: в современном российском культур-

ном и административном контекстах роль и место психологов, оказывающих психо­терапевтические услуги населению, являются весьма незначительными по сравнению с врачами.

10 Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

 

Законодательство РФ, регулирующее оказание медицинских услуг, закрепляет пра­во лечить только за специалистами медицинского профиля и оставляет за скобками деятельность специалистов, не имеющих медицинского образования — психологов, педагогов, специалистов по лечебной физкультуре, работающих как в органах здра­воохранения, так и вне их. Законодательная база в здравоохранении была создана на основании редукционистских теорий здоровья и болезни и в настоящее время требу­ет существенной модернизации. Для того, чтобы понять роль и место психотерапии в культурном контексте современной России, необходимо осветить сам культурный контекст в его развитии вообще, и в России в частности.

В развитии культуры выделяют 3 эпохи (Эйдемиллер Э. Г., 2000, Александер Ф., Селесник Ш., 1995, Seltzer W., 1999, 2000): премодерн, модерн и постмодерн.

В эпоху премодерна мышление человека было магическим, поэтому главенствую­щими методами психотерапии, сохранившими свое значение и сейчас, были различ­ные религиозные ритуалы, гипноз и методы психотерапии, основанные на феномене внушения и самовнушения.

Для эпохи модерна, который условно начинается с работ Р. Декарта и Д. Локка, характерно стремление отыскивать (или приписывать) причинно-следственные свя­зи как в природе, так и в поведении людей. Важным инструментом познания психики становится научный или претендующий на научность метод (психоанализ, основан­ный на наблюдении и интроспекции, рефлексология И. И. Павлова и основанные на ней методы поведенческой психотерапии).

Здесь следует более подробно остановиться на понятиях современной теории пси­хотерапии, вызывающих методологические дискуссии: метод, направление, школа и техники.

Метод — это определяемые границы единства и взаимодействия теории и практи­ки. Применительно к психотерапии можно сказать, что, например, психоанализ яв­ляет собой две ипостаси — мировоззрение и метод психотерапии.

Направление — это группа методов психотерапии, имеющих больше сходства, не­жели различий в теории; имеющих сходство и различие в практическом, т. е. техноло­гическом воплощении этих теорий.

Школа — это персонификация направления или метода психотерапии (есть осно­воположник теории, есть ее методология, концепция и программы обучения, система верификации результатов, исследование эффективности и т. д.). К примеру, психо­анализ 3. Фрейда, аналитическая психодрама Дж. Морено, гештальт-терапия Ф. Перлза, патогенетическая психотерапия неврозов В. Н. Мясищева.

Техники — это конкретные технологические действия в рамках психотерапевти­ческого процесса, определяемого параметрами направления или метода. Следует ска­зать, что техники часто не имеют специфических признаков, позволяющих относить их к тем или иным методам психотерапии. К примеру, работа со стульями в равной сте­пени относится как к аналитической психодраме, так и к гештальт-терапии.

Культура эпохи постмодерна не только включает в себя признаки предыдущих эпох, но и имеет свои характерные признаки.

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры 1 1

Принцип ризомы (Ж. Делез, Ф. Гваттари) предполагает новый способ структуриро­вания как в отношении знания, так и мировосприятия в целом. Для описания этого принципа в наибольшей степени подходит понятие «контекста переживания, взаимо­действия», «семейного контекста», которое пришло из семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999; Nichols M., 1984; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001). Кон­текст бытия — это поле описания всего того опыта, который входит в рамки исследова­ния/описания. При этом отсутствует классическое деление на целое, частное, подчиняющее и соподчиненное. Речь идет о неоднородном поле идентичности. Кон­текст характеризуется несимметричностью, вследствие чего так называемая периферия бытия может оказаться более значимой, чем «центр». В аналитической психодраме, ко­торой я занимаюсь много лет и которую считаю одним из наиболее универсальных и эффективных методов психотерапии, пригодных для детей, подростков и взрослых, «маленькие» детали, например, уточнение цвета обоев, времени суток, открыты или закрыты двери в комнатах протагониста имеют подчас большее значение для достиже­ния инсайта или катарсиса, чем формулирование и проговаривание им основной темы.

Критика абсолютизма разума, так называемого научного познания, основанного на догмате измерения. Помимо измерений в современной психологии наиболее важ­ным стало понимание — вслушивание, вчувствование, взаимная эмпатия.

Критика классической противопоставленности субъекта и объекта. Согласно это­му критерию взаимоотношения психотерапевта и клиента следует рассматривать как интерсубъективные.

На сеансе индивидуальной психотерапии в силу явлений переноса и противопереноса происходит взаимное выстраивание психотерапевтом и клиентом образов друг друга (см. рис. 1).

В начальной фазе психотерапии психотерапевт, имеющий личную биографию, соответствующие профессиональные качества, опыт самораскрытия и инвентариза­ции личного психологического пространства, проницаемые внутренние и внешние границы «Я», демонстрирует клиенту эмпатию, принятие его таким, какой он есть, инициативу. Клиент же предъявляет психотерапевту свои страхи, тревогу, ригидные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, а также — веру и надежду на то, что психотерапевт ему поможет. Границы личностного пространства клиента либо размыты, либо жестки, большая часть его потенциала оказывается невостребованной. В средней фазе психотерапии продолжается процесс взаимодействия, в котором важ­нейшими сценариями являются взаимовосприятие, взаимная акцептация личного ма­териала психотерапевта и клиента, причем психотерапевт — и в этом его сила и про­фессионализм — усваивает для себя лишь то из материала клиента, что способствует умножению его потенциала и опыта. Границы клиента становятся более проницаемы­ми, вследствие чего он способен осуществлять инвентаризацию и коррекцию своего и чужого опыта. На заключительной фазе психотерапии клиент завершает «встраи­вание» в себя того материала, который образовался в процессе взаимодействия с пси­хотерапевтом, инвентаризацию и коррекцию своего опыта. Наличие проницаемых внешних и внутренних границ позволяет клиенту осуществить интеграцию уже имев­шегося и вновь приобретенного опыта. Это полностью самостоятельная аутентичная личность, освободившаяся от зависимости от психотерапевта. Психотерапевт в ре­зультате общения с клиентом либо подтверждает, либо подвергает сомнению тот опыт

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

Рис. 1. Фазы индивидуальной психотерапии

Роль и место психотерапии в контексте современном культуры 1 3

переживаний, который был у него ранее. Профессиональный психотерапевт всегда оказывается в выигрыше в выстраивании собственной личности, у непрофессионала противопереносы разгружают его личность.

В эпохе постмодерна подвергается критике принцип функциональности, который предполагает жесткое слияние предназначения личности, ее судьбы и аутентичности с выполнением социальных ролей. В тоталитарных обществах принцип функциональ­ности был жестко довлеющим над личностью, и каждый человек рассматривался как элемент большой государственной машины.

Преобладающими теориями в философии и психотерапии становится теория соци­ального конструктивизма и нарративный (описательный) подход (Efran J. S., Lukens R. J., Lukens M. D., 1992; Seltzer W. J., 2000). Благодаря работам чилийских биологов У. Матурана и Ф. Варела стало очевидным, что так называемые «очевидные» факты биологии далеко не всегда являются таковыми. Суть конструктивизма заключается в осознании того, что наши предположения о мире невозможно непосредственно под­твердить. «Язык — это самое главное, без чего невозможны были бы такие сложные со­гласования действия в социальном сообществе, и именно поэтому конструктивисты настаивают на том, что человеческие жизни, в сущности, являются «разговорами». Следовательно, конструктивная психотерапия в фигуральном и буквальном смысле представляет собой особую форму разговора» (Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В., 2000). Основное допущение конструктивистской и нарративной психо­терапии заключается в том, что все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию, на то, что мы привыкли что-то понимать определенным образом, и все сказанное имеет смысл только в рамках этой традиции. Если нечто вырвать их контекста, то оно потеря­ет смысл. Если мы поместим фрагмент сообщения в новый контекст, то он будет озна­чать что-то другое. Понимание между людьми возникает в условиях взаимосозданного и взаиморазделяемого контекста переживаний. Основной тезис конструктивистского и нарративного подходов — «практичность» вместо «истинности». Ответственность за свое самоопределение, самоактуализацию является прерогативой самой личности, т. е. можно говорить об ответственном самоформировании (П. Козловски).

Главенствующей ценностью эпохи постмодерна является свобода, которая пред­полагает помимо всего прочего отказ от завоевательности и расширительности в об­ласти духовных практик. К сожалению, опыт общения и взаимоотношений психоте­рапевтов в России является противоречивым: все говорят об объединении, но при этом продолжается конкурентная борьба представителей разных школ, ассоциаций, учреждений и просто отдельных психотерапевтов. Кто будет определять параметры специальности, стандарты обучения и сертификации? кто будет иметь большее вли­яние? — вот тот неявный"в декларировании, но более чем явный в поступках лейтмо­тив развития психотерапии в современной России.

Преодоление научного монизма и декларация множественности форм познания. Отношения традиционной медицины, в частности, так называемой научной психоте­рапии с альтернативной медициной и психотерапией характеризуются закрытостью и враждебностью. Причем большую враждебность демонстрирует официальная медици­на, а альтернативная медицина отвечает игнорированием официальной. Если мы не знаем механизмов лечебного действия методов нетрадиционной медицины, то мы дол-

14- Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

жны констатировать, что многие целители обладают такими важными качествами, как умение осуществлять присоединение, наводить транс, стимулировать перенос, вселять веру и надежду. Весь вопрос в том, как будут использованы эти возможности.

Наконец, в эпоху постмодерна актуализируется стремление культуры к чистоте. Функциональность заменяется принципом органичности. Все многообразие приро­ды, человеческого бытия понимается как взаимосвязанное, живое, которое развива­ется по своим законам. Метафорой этого принципа может служить ландшафт, в кото­ром есть река, луга, кустарники, деревья, различная живность (которая является са­моценной, но ни в коем случае не выступает в роли «младших братьев»), небо, солнце и человек, который пытается обучиться неагрессивному существованию.

В настоящее время исследователи (Карвасарский Б. Д., 2000; Макаров В. В., 2000) насчитывают от 500 до 1000 методов психотерапии. Совершенно очевидно, что мето­дов психотерапии значительно меньше, а увеличение количества методов связано с тем, что каждый психотерапевт стремится скорее персонифицировать свой опыт, не­жели признаться в том, что он является учеником и последователем другого психоте­рапевта.

Для того, чтобы лучше ориентироваться во всем многообразии методов и техник пси­хотерапии лучше воспользоваться предложением-М. М. Решетникова (2000) подраз­делить методы психотерапии по следующим направлениям (Эйдемиллер Э. Г., 2000):

1) методы психотерапии, основанные на внушении (самовнушении);

2) поведенческая психотерапия;

3) когнитивная психотерапия;

4) психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия;

5) экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия;

6) семейная психотерапия.

Отнесение семейной психотерапии к самостоятельному направлению достаточно спорно и имеет в нашей стране больше противников, чем сторонников.

Какие у меня есть основания выделить семейную психотерапию в самостоятель­ное направление?

Во-первых, собственный психотерапевтический опыт. Мне повезло быть вместе с В. К. Мягер, А. И. Захаровым, Т. М. Мишиной, В. М. Воловиком, В. В. Костеревой и А. С. Спиваковской основоположником семейной психотерапии в СССР и России. Мы поняли, что семья является уникальным социальным организмом, имеющим свои уникальные специфические признаки, свои механизмы функционирования:

• структура базисных семейных ролей;

• учение о вертикальных и горизонтальных стрессорах — концепция «патологизи-рующего семейного наследования» (Эйдемиллер Э. Г., 1994, 1999, 2000) и тео­рия жизненного цикла семьи (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 1990; Nichols М., 1984; Браун Дж., Кристенсен Д., 2001);

• семья как живая открытая система, функционирующая в неравновесных усло­виях;

• семейные подсистемы и границы;

• семейные мифы;

• семейные когнитивные сценарии, «наивная семейная психология» (Юстицкис В., Эйдемиллер Э., 1990, 1999).

Роль и место психотерапии в контексте современной культуры 15

Во-вторых, наличие разнообразных теорий, объясняющих функционирование се­мьи как целого.

В-третьих, близость и взаимопроникновение этих теорий в объяснении функци­онирования семей: психодинамические, системные, структурные, коммуникативные и стратегические теории семейной психотерапии скорее дополняют друг друга, чем опровергают.

В-четвертых, именно в семейной психотерапии впервые получили свое развитие конструктивистский и нарративный подходы, которые, с моей точки зрения, явились своеобразной интеграцией философии постмодерна, теории и практики психоанали­за, системного подхода (общей теории систем Л. фон Берталанфи), психотерапии, ос­нованной на опыте В. Сатир и К. Витакера.

Признание семейной психотерапии самостоятельным направлением обязывает психотерапевтов сосредоточить свое внимание на исследовании показаний и проти­вопоказаний к ее методам, концептуализации процесса психотерапии в рамках раз­ных методов, изучении эффективности и разработке критериев ее оценки, личност­ных и профессиональных качеств психотерапевтов, разработке программ обучения по семейной психотерапии и др.

Семейная психотерапия является наиболее востребованным методом психотера­пии в детской психоневрологии, соматической и психосоматической медицине в со­временной России (Эйдемиллер Э. Г., 1999). Это связано с тем, что биологическое, психологическое и социальное функционирование ребенка и даже подростка осуще­ствляется в тесной взаимосвязи с семьей, с ее эволюцией или стагнацией, со способ­ностью к дифференциации собственного жизненного опыта, с удовлетворением ба­зисных потребностей членов семьи и семьи в целом — в самоактуализации, безопас­ности, принятии и одобрении, росте и изменениях. Если взрослый человек становится схимником и общается с Богом, с собой и природой, то это результат его доброволь­ного и осознанного выбора. Схимничество ребенка — скорее всего следствие сирот­ства души, нарушение его семейной социализации.

Нами разработана оригинальная концепция «патологизирующего семейного насле­дования» (Эйдемиллер Э. Г. 1990, 1994, 1999), которая подразумевает собой форми­рование, фиксацию и передачу тех паттернов эмоционально-поведенческого реагиро­вания от представителей поколения прародителей к представителям последующих поколений в дисфункциональных семьях, из-за которых ребенок — «идентифициро­ванный пациент» — оказывается в состоянии психической и социальной дезадапта­ции. В рамках данной концепции проведены исследования когнитивных стилей и сце­нариев, образа «Я», полоролевой идентичности, фрустрационной толерантности, копинг-стратегий, алекситимии, уровней и структуры проявлений агрессивности у детей и подростков с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, а также у их родителей и прародителей (Кулаков С. А., 1996; Кудрявцева С. В., 1999; Александрова Н. В., 2000; Городнова М. Ю., 2000; Добряков И. В., 2000; Карасева Е. А., 2000; Макарова О. Ф., 2000; Никольская И. М., 2000; Эйдемиллер Э. Г., 2000). Кроме того, были исследованы такие параметры функционирования семей, как структура ба­зисных ролей, границы и подсистемы, характер коммуникаций, сплоченность и семей­ная адаптация, «семейные мифы» и сценарии. О дезадаптации детей и подростков, о снижении качества их жизни — интегративной характеристике их жизнедеятельно-

16 Роль и место психотерапии в контексте современной культуры

сти — свидетельствовал тот факт, что дети в своих дисфункциональных семьях игра­ли роли (помимо «идентифицированного пациента») «козла отпущения», «жертвы», «квазиклея» и «громоотвода», неосознанно поддерживая целостность семьи, нару­шенную хроническим не разрешаемым супружеским конфликтом родителей. Уста­новлено, что нервно-психические и соматические расстройства являются результатом конфликтов между представителями одного или нескольких поколений в семьях (мы не обсуждаем в данном контексте несомненную роль и значение биологических фак­торов в этиопатогенезе этих расстройств). Выявлены тенденции к улучшению каче­ства жизни и убыванию адаптивных возможностей у личности в дисфункциональных семьях — в направлении от поколений прародителей к поколениям внуков. В основе механизма патологизирующего семейного наследования лежат явления позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению черт личности, когнитивных стилей, паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Разработка концепции «патологизирующего семейного наследования» шла бок о бок с разработкой и апробацией модели семейной психотерапии, наиболее полно учитывающей национальные и культурные особенности населения России. Наиболее плодотворными теориями для создания оригинальной интегративной семейной сис­темной психотерапии оказались: «психология отношений» В. Н. Мясищева и психо­аналитическая парадигма; системный подход, опирающийся на общую теорию сис­тем Л. фон Берталанфи, Н. Винера и И. Пригожина; когнитивные теории личности (теория личностных конструктов Дж. Келли, «наивная семейная психология» В. Юс-тицкиса и Э. Г. Эйдемиллера); конструктивистский и нарративный подходы (Бра­ун Дж., Кристенсен Д., 2001); концепция «патологизирующего семейного наследова­ния».

Как взаимообъединение этих теорий и опыта проведения психотерапии интегра-тивная семейная системная психотерапия представляет собой систему генерируемых (семьей и психотерапевтом) внутренних и внешних психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Позиция и роль психотерапевта — «переводчик», облегчающий проведение полномас­штабных переговоров членов семьи на языке, на котором они понимают друг друга, описывают свою реальность с целью коррекции этих описаний и последующей за ни­ми коррекцией взаимоотношений.

Метафорой такой психотерапии может служить следующий образ: каждая семья — композитор своей музыки под названием жизнь, а также ее исполнит ель и дирижер. Не­эффективность появляется тогда, когда члены семьи не могут договориться о реперту­аре, способах и последовательности исполнения произведения. Кто же тогда семейный психотерапевт? Временный дирижер-консультант, которого призвали способствовать налаживанию понимания в семье, проведению репетиций, а затем быть готовым поки­нуть семью. Семья же играет свою музыку — музыку боли, радости, жизни.

Профессор Эдмонд Эйдемиллер Январь 2001 г.

Посвящается нашим родителям

Джозефу У. Брауну, Маргарет Дж. Браун,

Эдвину Г. Кристенсену, Мэрилин Ф. Кристенсен

ПРЕДИСЛОВИЕ

При написании этой книги мы руководствовались собственными соображениями о том, что представляет интерес для начинающего семейного психотерапевта. По­скольку процесс отбора материала оказался достаточно трудоемким, ниже приводят­ся комментарии относительно содержания и структуры книги с кратким обосновани­ем.

Системный подход. Авторы видят свою задачу в том, чтобы взглянуть на каждую обсуждаемую теорию с точки зрения системного подхода, так чтобы читатель мог уви­деть проблемы не только в их интрапсихическом, но и в интеракционном аспекте. Не­которые из обсуждаемых в книге теорий не относятся к категории «системных», одна­ко послужили основой для разработки эффективных психотерапевтических техник, широко используемых в повседневной практике. Вместо того чтобы использовать по­нятие система в его узком смысле и догматически следовать теории систем, мы пред­почли акцентировать системные аспекты каждой из основных психотерапевтических теорий.

Эволюционный подход. Все основные психотерапевтические школы, описанные в книге, роднит не только более или менее последовательный системный, но и эволю­ционный подход. Эволюционный подход в психотерапии заслуженн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: