Подходы к реструктуризации управления компанией.




Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур.

Организационный анализ компании.

Этапы разработки «Положения об организационной структуре» компании.

Связь модели стратегии и модели организационной структуры.

Подходы к реструктуризации управления компанией.

 

5.1. Понятие реструктуризации. Подходы к построению организационных структур.

Реструктуризация – это изменение структуры системы:

ü если под структурой понимается организационная структура, то реструктуризация – это изменение организационной струк­туры;

ü если рассматривается структура бизнес-процессов, то ре­структуризация – это изменение бизнес-процессов. Таким об­разом, в зависимости от типа структурного среза системы воз­никают и задачи проведения соответствующих им изменений.

Для изменения структуры бизнес-процессов мы будем использовать понятие «реинжиниринг бизнес-процессов».

 

В настоящий момент в теории и практике менеджмента существуют разные подходы к выделению и классификации типов организационных структур. Рассмотрим пять основных подходов к разработке структуры организации.

 

1. Функциональный подход. Сотрудники объединяются в отделы в соответствии с видами выполняемой деятельности и квалификацией (инженерный отдел или бухгалтерия).

2. Дивизиональный подход. Отделы группируются в само­достаточные подразделения в соответствии с общностью вы­пускаемых товаров, потребителями или по географическому принципу. Базисом департаментализации выступает не столь­ко сходство, сколько разнообразие навыков и умений.

3. Матричный подход. Сосуществование функциональ­ных и дивизиональных перекрывающих друг друга команд­ных цепочек, когда сотрудники подотчетны двум непосред­ственным начальникам.

 
4. Командный подход. Для выполнения специфических задач и координации деятельности основных отделов в органи­зации создаются команды, пронизывающие все ее уровни от офиса президента до цехов.

5. Сетевой подход. Организация «ужимается», централь­ное положение занимает брокер, поддерживающий с помощью телекоммуникационных технологий связи с другими осуще­ствляющими «жизненные» функции отделами. Отделы полно­стью независимы и оплачивают услуги брокера по контракту, из прибыли. Отделы могут быть размещены в любой точке земного шара.

 
 

 


5.2. Организационный анализ компании

 

Проведению изменений и реструктуризации управления компании предшествует организационный анализ ситуации «как есть».

Структуризацию компании по критерию «кто и что де­лает» называют организационной структуризацией.

 

На уров­не формальных документов организационная структуризация находит отражение в специальном документе – «Положении об организационной структуре», который представляет собой внутрифирменный документ, фиксирующий:

ü продукты и ус­луги компании;

ü функции, выполняемые в компании;

ü исполни­тельные звенья, реализующие функции;

ü распределение функ­ций по звеньям.

 

Модель организационной структуры включает:

ü иерархический перечень продуктов и услуг, предоставляемых компанией;

ü иерархический перечень функций, поддерживающих производство и предоставление продуктов и услуг;

ü иерархиче­ский перечень исполнительных звеньев, обеспечивающих реали­зацию функций;

ü матрицу организационных проекций, описыва­ющую закрепление функций за исполнительными звеньями.

 

 

 
 

 

 

5.3. Этапы разработки «Положения об организационной структуре» компании

 

Сообщив о своих принципиальных решениях относи­тельно организационной структуры компании персоналу, директор должен зафиксировать все это в документе – «По­ложении об организационной структуре», содержащем следу­ющие разделы:

ü Виды деятельности, продукты и услуги, бизнесы.

ü Перечень обеспечивающих функций.

ü Перечень функций менеджмента.

ü Перечень организационных (структурных) звеньев.

ü Закрепление видов деятельности, обеспечивающих функ­ций, функций менеджмента за структурными звеньями.

ü Организационная структурная схема.

 

 
 
 
 
Далее рассмотрим, как практически разрабатываются «Положение об орга­низационной структуре» и входящие в него модели.

 

1 этап. Составление перечня продуктов и услуг (про­дуктовая модель).

Удовлетворение нужд потребителя входит в число глав­ных функций компании. Поэтому составление и согласование перечня продуктов и услуг открывает разработку «Положения об организационной структуре».

На принятый компанией перечень продуктов и услуг на­страиваются все компоненты ее системы управления:

ü маркетинговый блок поддерживает необходимые иссле­дования рыночного окружения компании, прогнозирует объе­мы продаж, обеспечивает продвижение и продажи содержа­щихся в перечне продуктов и услуг;

ü финансовый блок поддерживает управление финансо­выми ресурсами и результатами деятельности компании в целях обеспечения предоставления потребителю необходимого объема продуктов и услуг;

ü блок учета обеспечивает регистрацию управленческой информации, необходимой для предоставления потребителю выбранного перечня продуктов и услуг;

ü... также по всем основным блокам системы управ­ления.

 

 

Составление перечня продуктов и услуг требует опреде­ленной аккуратности и точности. Для небольших компаний этот перечень может включать всего несколько позиций, которые легко можно найти в прайс-листе компании. Для боль­ших компаний или работающих с широким ассортиментом продукции и услуг этот список может включать тысячи пози­ций и требует продуманной группировки и иерархического упорядочения.

 

Перечень направлений деятельности компании

Код направления Направление Код бизнеса Бизнес-проект
1.1 Торговля 1.1.1 Торговля косметикой
1.1 Торговля 1.1.2 Торговля галантереей

 

 

2 этап. Составление перечня функций и построение функциональных моделей.

Предоставление потребителю продуктов и услуг требует реализации компанией функций:

ü закупки,

ü поставки,

ü производ­ства,

ü хранения,

ü сбыта и т. д.

 
 


Современный подход к организа­ции управления, зафиксированный в стандарте ISO 9000, предполагает аккуратное выделение и документирование функ­ций, выполняемых компанией.

При документировании функций часто используются два списка:

во-первых, список функций обеспечения деятельности компании:

ü поставки,

ü производство,

ü хранения,

ü сбыт (их часто также на­зывают функциями логистики, бизнес-функциями),

ü и т. д.

во-вто­рых, список функций менеджмента:

ü управление финансами,

ü учет,

ü маркетинг,

ü и т. д.

 

Помимо такого разделения функций могут встречаться и другие варианты, например группировка функций, выполняемых компанией по продуктовому или тер­риториальному признаку. Возможно и составление единого общего списка всех функций.

 

 
Перечень обеспечивающих функций компании

Код функционального направления Функциональное направление Код функции Функции обеспечения
2.1 Организация закупок 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 Заказ товаров. Заключение Контрактов. Формирование товарных запасов. Изучение динамики продаж.
2.2 Организация сбыта 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 Заключение договоров реализации. Реализация продукции оптовым и розничным покупателям. Ценовая политика по сбыту. Поиск новых клиентов. Анализ спроса.
2.3 Организация хранения 2.3.1 Обеспечение работы склада.
2.4 Организация транспортной доставки 2.4.1 2.4.2 Доставка товара клиентам. Доставка товара со склада перевозчика на склад компании.
2.5 Техническое обеспечение 2.5.1 2.5.2 Обеспечение оргтехникой. Компьютеризация и развитие сети.

 

 

 
Перечень функций менеджмента компании

Код компонента менеджмента Компонент менеджмента Код функции Функции менеджмента
3.1 Структура 3.1.1 3.1.2 Мониторинг организационной структуры. Мониторинг финансовой структуры.
3.2 Финансы 3.2.1 3.2.2 3.2.3 Ведение операционных бюджетов. Ведение бюджета движения денежных средств. Ведение бюджета доходов и расходов.
3.3 Учет 3.3.1 3.3.2 Ведение бухгалтерского учета. Ведение учета реализации бизнес-плана.
3.4 Маркетинг 3.4.1 Проведение маркетинговых исследований.
3.5 Экономика 3.5.1 Управление затратами.
3.6 Бизнес-планирование 3.6.1 Разработка бизнес-плана.
3.7 Персонал 3.7.1 Подбор и управление персоналом.

 

 
 
 
3 этап. Составление перечня исполнительных звеньев (структурная модель).

Функции обеспечения, функции менеджмента в компа­нии кто-то должен выполнять. Поэтому в «Положение об организационной структуре» вводится специальный раздел, в котором приводится перечень исполнительных звеньев.

В этом разделе инвентаризуются и перечисляются подразделения, отделы, исполнители, реализующие принятые компанией функции.

В крупных компаниях перечень исполнительных звеньев может быть весьма значительным, поэтому исполнительные звенья иерархически упорядочиваются и группируются на том или ином основании.

Компании могут объединяться на разных основах иерархи­ческой группировки функций и звеньев:

ü продуктовая,

ü функ­циональная,

ü территориальная,

ü группировка по проектам

ü и другие.

 

 

Как видно из примера, исполнительные звенья компании разбиваются на три группы организационных звеньев:

ü коммерческая деятельность,

ü финансовая служба

ü служба управления делами.

 

 

Код группы Группа организационных звеньев Код организационного звена Название
       
4.1 Коммерческая деятельность 4.1.1 4.1.2 4.1.3 4.1.4 4.1.5 4.1.6 Отдел закупок. Транспортный отдел. Отдел маркетинга. Отдел сбыта (региональные и городские продажи). Склад. Отдел статистики.
       
4.2 Финансовая служба 4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2..4 Руководство финансовой службы (главный бухгалтер). Финансовый аналитик. Отдел платежей. Бухгалтерия фирмы.
4.3 Служба управления делами 4.3.1 4.3.2 4.3.3 Секретариат руководства. Информационный отдел. Отдел охраны и экономической безопасности.  
       

 

 

 
 


4 этап. Построение матриц организационных проекций.

Построение организационной модели компании осуществ­ляется через последовательную «инвентаризацию» и докумен­тирование составляющих ее компонент:

ü сначала это иерархи­ческий перечень продуктов и услуг, которые предоставляет потребителям компания;

ü потом иерархический перечень функ­ций, которые реализуются компанией с целью предоставления заявленного перечня продуктов и услуг;

ü затем наступает оче­редь иерархического перечня звеньев, которые реализуют за­явленный перечень функций, обеспечивающих предоставле­ние соответствующих продуктов и услуг.

 

Графически закрепленные функции за звеньями удобно представлять с помощью специальной матрицы организацион­ных проекций, или, как ее называют в стандарте ISO 9000, – матрицы соответствия.

По строчкам матрицы указываются исполнительные звенья, а по столбцам указываются функции, реализуемые исполнительными звеньями. Для соответству­ющих друг другу функций и исполнительных звеньев в необ­ходимых клетках матрицы проекций указывается знак соот­ветствия (например, крестик).

 

 
Матрица организационных проекций

(проекция «функции обеспечения/структурные звенья»)

Код звена Исполнительные (структурные) звенья Функции обеспечения направлений деятельности
    2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 2.3.1 2.4.1 2.4.2 2.5.1 2.5.2
4.1.1 Отдел закупок + + + +   +                
4.1.2 Транспортный отдел                     + +    
4.1.3 Отдел маркетинга   + + +                    
4.1.4 Отдел сбыта (региональные и городские продажи)         + + + + +          
4.1.5 Склад     + +           +        
4.1.6 Отдел статистики       +         +          
4.2.1 Руководство финансовой службы             +              
4.2.2 Финансовый аналитик       +     +              
4.2.3 Отдел платежей                            
4.2.4 Бухгалтерия фирмы                            
4.3.1 Секретариат руководства                            
4.3.2 Информационный отдел                         + +
4.3.3 Отдел охраны и экономической безопасности                            

 

 
 
 
Матрица организационных проекций

(проекция «функции менеджмента/структурные звенья»)

Код звена Исполнительные (структурные) звенья Функции менеджмента
    3.1.1 3.1.2 3.2.1 3.2.2 3.2.3 3.3.1 3.3.2 3.4.1 3.5.1 3.6.1 3.7.1
4.1.1 Отдел закупок +                 + +
4.1.2 Транспортный отдел                     +
4.1.3 Отдел маркетинга               +     +
4.1.4 Отдел сбыта (региональные и городские продажи) +             +   + +
4.1.5 Склад                     +
4.1.6 Отдел статистики                 +    
4.2.1 Руководство финансовой службы   +         +     + +
4.2.2 Финансовый аналитик   + + + +   +   +    
4.2.3 Отдел платежей     + + +       +    
4.2.4 Бухгалтерия фирмы     + + + + +   +    
4.3.1 Секретариат руководства             +        
4.3.2 Информационный отдел                      
4.3.3 Отдел охраны и экономической безопасности                     +

 

 

5 этап. Анализ матрицы и построение структурной схемы.

На этом этапе необходимо проанализировать матрицы и принять решение либо об изменении организационной струк­туры, либо о соответствии настоящей структуры текущему положению дел.

 

Таким образом, «Положение об организационной структу­ре» компании содержит описание организационной структуры в определенном формате:

ü во-первых, оно отвечает на вопросы о том, кто и что делает в компании;

ü во-вторых, использует простейшие иерархические модели функций, звеньев и матрицу соответствия между ними.

 

Применение «Положения об организационной структуре». Ниже приведен список сфер деятельности компании, где ис­пользуется данное положение:

ü «Положение о финансовой структуре» фирмы для оп­ределения состава центров финансового учета;

ü стратегическое планирование, бизнес-планирование для определения зон ответственности подразделений и звеньев;

ü бухгалтерский, управленческий и оперативный учеты для определения состава и типологии центров учета;

ü управление персоналом для задания функций исполни­тельных звеньев и исполнителей.

 

 
 
5.4. Связь модели стратегии и модели организационной структуры.

Реструктуризация управления, поиск организационной структуры «как нужно» направлены на реализацию страте­гии компании. Организационная структура «обслуживает» стратегию, она должна быть адекватна стратегии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: