Реструктуризация управления компанией проводится в следующих ситуациях:
ü организационный анализ выявил недостатки существующей организационной структуры;
ü изменилась стратегия компании;
ü перераспределяется ответственность подразделений;
ü происходит сокращение (увеличение) компании;
ü компания переходит из линейно-функциональной в ди-визиональную структуру (и наоборот);
ü компания развивается, в результате чего появляются новые функции;
ü осуществляется реинжиниринг бизнес-процессов;
ü внедряется регулярный менеджмент;
ü компания готовится к внедрению информационно-управляющей системы.
Модель реструктуризации организационной структуры управления включает программу изменений и проект новой организационной структуры. Программа изменений формулируется в следующих терминах:
ü убрать (добавить) продукт или услугу;
ü убрать (добавить) функцию;
ü убрать (добавить) исполнительное звено;
ü изменить функциональную структурную схему;
ü изменить организационную структурную схему;
ü изменить соответствие функций и звеньев.
ü сокращение компании,
ü объединение двух компаний,
ü добавление новых функций,
ü реорганизация.
Пример.
1. После принятия решения о сокращении бизнеса по продукту А была проанализирована матрица проекций «продукты – функции». По этой матрице проекций были установлены функции обеспечения направления «продукт А», и эти функции были ликвидированы. Что касается функций, например маркетинга, то в отношении других продуктов они сохранились, но объем выполнения их уменьшился.
|
2. Анализ следующей матрицы проекций «функции – исполнительные звенья» позволил выявить исполнительные звенья, связанные с ликвидируемыми и сокращаемыми функциями.
3. Относительно звеньев, функции которых были сокращены, было принято решение о сокращении их объема. Звенья, за которыми были закреплены только ликвидированные функции, были сокращены.
4. При другом сценарии сокращения «уплотняются» функции и сокращается «раздутый штат». Проще говоря, один человек делает то, что раньше делали двое.
Возможен такой сценарий сокращения, как «сокращение объема продаж – сокращение объема (но не числа) функций – сокращение подразделений и т.д.».
Реструктуризация управления в условиях слияния.
С описания перечня продуктов и услуг начинается и сценарий слияния. Описываются продуктовые перечни сливающихся компаний, затем функции, поддерживающие выпуск продуктов, и исполнительные звенья, за которыми были закреплены данные функции.
Первый связан с выпуском новых продуктов, и тогда речь идет о появлении новых бизнес-функций и расширении функций управленческих.
|
Второй вариант касается только управленческих функций. Не секрет, что компании, которые уделяли менеджменту больше внимания, легче переносят кризис. Поэтому наиболее гибкие руководители из числа тех, кто мало уделял внимания менеджменту, будут увеличивать функции управления в своих компаниях.
Сценарии реорганизации.
Цели и критерии реорганизации обычно находятся далеко за рамками организационных моделей и определяются привходящими обстоятельствами.
Так, например, в условиях финансового кризиса некоторые компании, чтобы сократить издержки, переходят от дивизиональной структуры на более экономную линейно-функциональную – этот сценарий называется реорганизацией.
Сложная задача разбивается на более простые – типовые.
Рассмотренные сценарии являются локальными типовыми решениями, совокупность которых образует общее решение: во время реструктуризации компания может сокращать продукты, внедрять новые управленческие функции и менять дивизиональную структуру на линейно-функциональную одновременно.
Такое наложение нескольких процессов делает проведение эффективной реструктуризации без специальных инструментов чрезвычайно сложным. В частности, это было одной из причин появления программных средств, которые позволяют «разбить» общий процесс изменений на локальные решения, смоделировать их в отдельности, а потом построить окончательную общую модель изменений.