Исторический путь развития «желтой прессы», на прмере Америки и Англии. Становление «желтого малыша» в России.




СМИ- путь к действительности или инсценировка?

 

Средства массовой информации давно стали одним из главных инструментов в конкурентной борьбе - как политической, так и экономической. И немалую роль в ней играет так называемая желтая пресса. Именно она вовсю публикует рекламные материалы или антирекламу под видом статей, заметок, авторских и редакционных колонок. [1]

Желтая журналистика не отражает действительность, а играет в нее, допуская даже грубую инсценировку. В желтой прессе наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда следствие: недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность - с другой. Информации много, она подавляет, оглушает, но вся эта информация, как правило, не стоит выеденного яйца. Зато довольно широкий спектр экономических, политических, социальных и иных проблем практически остается "за кадром", игнорируется. Из-за этого человек не получает полной, завершенной информации. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Другими словами, журналистика перестает быть той самой "четвертой властью", голосом общества, первым поднимающим перед властью серьезные проблемы. В этом заключается актуальность данной темы и проводимых исследований.

Следовательно, под желтой прессой нужно понимать - обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики. Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

Исторический путь развития «желтой прессы», на прмере Америки и Англии. Становление «желтого малыша» в России.

 

Термин «желтая пресса» появился, как известно, в США, когда за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день. Многие исследователи ведут отсчет истории «желтой» прессы с конца XIX века, забывая, что и ранее были газеты, способствовавшие формированию данного вида печати.[2]

После 1830 года, с ростом урбанизации, журналистика стала обращать внимание на запросы иммигрантов и рабочего класса. Появилась «центовая пресса» («penny-press»), предшественница «желтой». Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Образование «центовых» газет стало значимым социокультурным феноменом, связанным с процессами зарождения массовой культуры. Первыми успешными проектами в русле «желтой» тематики стали издания «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия уже тогда заняли господствующее место на полосах «желтых» газет. Эти новые веяния с наибольшей полнотой воплотили в своих изданиях Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Их газеты быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest stories» – газетных материалов, которые «...больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий».

По образу и подобию американской развивалась «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.

Многие исследователи считают, что родиной «желтой» прессы являются Америка и Англия. Это не совсем верно, поскольку сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии содержания и формы журналистики. Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, потому внесли в печатное дело свежую струю, заложили основы законов, по которым живут современные СМИ, приблизили газету к рядовому читателю. Однако приход к власти большевиков в 1917 году не позволил российской «желтой» прессе полноценно развиться. К началу Второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Причиной стали изменения, которые произошли в социуме, во внутренней и внешней политике европейских государств. Ситуация изменилась в 50–60-х годах XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции. На этой волне в 1953 году начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер) – популярное издание, полностью посвященное теме секса. Знакомство с исследованиями полового поведения человека социологов Ч. Рейха и А. Кинзи, а также с разработками У. Херста помогло Хефнеру создать теоретическую основу для издания, в котором интимные темы ставятся на один уровень с выступлениями крупных политических и общественных деятелей. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.

Основные темы.

 

Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты и темы «желтой» прессы.

Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.

Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биолого-натуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал «Playboy» и английская газета «The Sun»), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные текстовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофируется роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования (появился отдельный термин, обозначающий подобную практику – «sexploitation»: от соединения двух слов «sex» – секс, пол и «exploitation» – эксплуатация). «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.[3]

Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати. В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.[4]

На мой взгляд, уместо выделить два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.

В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: