Способы привлечения внимания к издательству. Разновидность изданий.




 

Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям, которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь, неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку. Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем.

Следующая типологическая черта «желтой» прессы – тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.

Содержание массовой печати также затронула тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации. Мы выделили два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:

а) Нивелирование. Его смысл заключается в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.[5]

б) Превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается более жесткое столкновение серьезных и развлекательных материалов. Это приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «КП», «Жизнь», «The Sun» и др., написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя информации складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного диссонанса.

Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. «Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса. Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Она проявляется в соединении трех элементов – информативности, доступности и развлечения – важных признаков «инфотеймента».[6] Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.

б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.

в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.

Нельзя бездумно критиковать стремление «желтых» газет к динамичному, а порой и агрессивному типу верстки, поскольку не подлежит сомнению тот факт, что индивидуальное графическое лицо должно быть у любой газеты. Однако у массовых изданий это лицо получается индивидуальным в отдельно взятом случае и стандартизированным – при общем рассмотрении изучаемого типа прессы. Практически все «желтые» газеты используют крупные иллюстрации, серьезную обработку фотографий, инфографику, большие заголовки (часто не отражающие темы материалов), малообъемные тексты, однотипную цветовую гамму. Таким образом, в стремлении к индивидуальности массовые газеты на самом деле все больше сближаются, склоняются в сторону универсальной модели, наиболее выгодной в процессе привлечения внимания читателя, но для «желтой» прессы более характерна установка на рекламность текста. В повседневной практике массовая пресса стремится к манипуляции скорее не мнением, а желанием – желанием потребителя купить газету, ознакомиться с конкретным материалом.

Вся история XIX века неразрывно связана с развитием капиталистических (рыночных) отношений. На определенном этапе эти отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте все ярче видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Следствием этого становится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы. Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, рекреативная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Рекреативная функция реализуется через предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы. Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение рекреативных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа. Таким образом, третья – основная – причина появления «желтой» прессы объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе.

В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. [7]Это:

1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых».

2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».

3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.

4. Полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).

 

Заключение.

 

В последнее время во всем мире - и особенно в России -отмечается возрастание интереса к изучению «желтой» прессы как важной части современной массовой культуры. Распространение «желтизны» в масс-медиа - это результат глобальных социокультурных сдвигов и эволюции массового общества в XX в. Ученые, объясняя смысл перемен в постиндустриальном («информационном») обществе, указывают на небывалое убыстрение темпов развития цивилизации, на качественное изменение социальной психологии, обусловленное темпами НТР, на опасность «омассовления» личности, скользящей по поверхности информационного потока. Роберт Чалдини в книге «Психология влияния», перекликаясь с идеями Э. Тоффле-ра, М. Кастельса, М. Маклюэна, С. Лема и других, подчеркивает, что новизна, быстротечность, разнообразие и ускорение - вот что определяет сегодняшнее цивилизованное существование. [8]Уставший мозг «обычного» человека чаще всего предпочитает более легкую информацию, которая позволяет не перегружать психику. Стремление уйти от стрессов и проблем породило «эскейпизм» - бегство от реальности, что способствует популярности развлекательных средств массовой информации. «Пожелтение» СМИ как социальное явление оказало существенное влияние на изменение массовой психологии общества, формируя особый тип потребителя информации, порт-рет которого мы находим в работах Г. Лебона, Г. Тарда, С. Московичи и др. X. Ортега-и-Гассет в своих исследованиях, посвященных феномену «человека-массы», дал культурософский анализ конфликта «толпа-элита». Специфика «популярной» и генетически связанной с ней «желтой» печати является пока малоизученной областью.

Мнение журналистов, аналитиков, издателей по отношению к развитию рынка желтой прессы расходится.

Рыночный сегмент в России - это глянцевые журналы и вообще журнальная продукция. В газетах рыночный сегмент - это таблоиды и нишевые газеты. В таблоидах можно делать серьезный бизнес. Сегмент же "качественных" газет общего интереса в краткосрочной перспективе не имеет шансов превратиться в реальный бизнес.

Растет интерес к деловым изданиям. Другой вопрос - в каких пределах. Каков потолок этого интереса, а именно, какова глубина прослойки той аудитории, которая способна читать-слушать-смотреть деловые издания, а не только картинки в "желтой" прессе рассматривать.

Рынок печатных СМИ, в частности «желтой» прессы, имеет свою целевую аудиторию, а значит, обречен на существование. Есть еще положительный момент - данный рынок составляет здоровую конкуренцию другим СМИ, что способствует их развитию и повышению качества предоставляемой информации, качества печатной продукции.

 

Список используемой литературы.

 

1. Чалдини Р. Психология вляния / Р. Чалдини. - 3-е. междунар. изд. - СПб.: Питер, 1999. -270 с.

2 См. Московичи С. Век толп: Ист. трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 475 с,

3.Лебон Г. Психология толп / Г. Лебон, Г. Тард. - М.: Ин-т психологии РАН: Изд- воКСП, 1998.-412 с.

4.Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект-Пресс, 2001.—259 с;

5.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие / Е.П. Прохоров.—3-е изд., испр. и доп.—М.: РИП-холдинг, 2000.—307 с;

6. Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США / Н.И. Живейнов. - М.:Госполитиздат, 1956. - 176 с;

7. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов.—Ростов н/Д: Донской издатель ский дом, 1999.—223 с;

8.Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис. Изд.группа "Прогресс", 1992.—270 с

9. Папушин А. Пресса и общество: «Скованные одной цепью»//Принципиальные основы системы средств массовой информации. - 2001

10.Эксперт, 25.04.2005 Привет от желтой прессы

11.Научно-культурологический журнал №7 23.05.2005 Евгений Сазонов Феномен «желтой прессы»

 

 


[1] Папушин А. Пресса и общество: «Скованные одной цепью»//Принципиальные основы системы средств массовой информации. - 2001

 

[2] Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005 Евгений Сазонов Феномен «желтой прессы»

 

[3] Чалдини Р. Психология вляния / Р. Чалдини. - 3-е. междунар. изд. - СПб.: Питер, 1999. -270 с.

[4] Московичи С. Век толп: Ист. трактат по психологии масс / С. Московичи. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 475 с, Лебон Г. Психология толп / Г. Лебон, Г. Тард. - М.: Ин-т психологии РАН: Изд- воКСП, 1998.-412 с.

 

[5] Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис. Изд.группа "Прогресс", 1992.—270 с;

[6] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие / Е.П. Прохоров.—3-е изд., испр. и доп.—М.: РИП-холдинг, 2000.—307 с;

 

[7] Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов.—Ростов н/Д: Донской издательский дом, 1999.—223 с;

[8] Лебон Г. Психология толп / Г. Лебон, Г. Тард. - М.: Ин-т психологии РАН: Изд- воКСП, 1998.-412 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: