Политическая расстановка фигур




 

«Троцкизм — это революционная романтика, сталинизм — реальная политика». От этого пошлого противопоставления, которым средний фи­листер вчера еще оправдывал свою дружбу с термидором против револю­ции, сегодня не осталось и следа. Троцкизм и сталинизм вообще больше не противопоставляются, а отождествляются. Отождествляются по форме, но не по существу. Отступив на меридиан «категорического императива», демократы продолжают фактически защищать ГПУ, только более замаскировано и вероломно. Кто клевещет на жертву, тот помогает палачу. В этом случае, как и в других, мораль служит политике.

Демократический филистер и сталинский бюрократ являются, если не близнецами, то братьями по духу. Политически они, во всяком случае, принадлежат к одному лагерю. На сотрудничестве сталинцев, социал-де­мократов и либералов основана нынешняя правительственная система Франции и — с присоединением анархистов — республиканской Испании. Если британская Независимая рабочая партия выглядит столь помятой, то это потому, что она за ряд лет не выходила из объятий Коминтерна. Французская социалистическая партия исключила троцкистов из своих рядов как раз в тот момент, когда готовилась к слиянию со сталинцами. Если слияние не осуществилось, то не из-за принципиальных расхожде­ний,— что осталось от них? — а лишь вследствие страха социал-демокра­тических карьеристов за свои посты. Вернувшись из Испании, Нор­ман Томас объявил, что троцкисты «объективно» помогают Франко и этой субъективной нелепостью оказал «объективную» услугу палачам ГПУ. Этот праведник исключил американских «троцкистов» из своей пар­тии — как раз в тот период, когда ГПУ расстреливало их единомышлен­ников в СССР и в Испании. Во многих демократических странах сталин­цы, несмотря на свой «аморализм», не без успеха проникают в государ­ственный аппарат. В профессиональных союзах они отлично уживаются с бюрократами всех других цветов. Правда, сталинцы слишком легко от­носятся к уголовному уложению и этим отпугивают своих «демократиче­ских» друзей в мирное время; зато и исключительных обстоятельствах, как указывает пример Испании, они тем увереннее становятся вождями мелкой буржуазии против пролетариата.

Второй и Амстердамский Интернационалы не брали на себя, конечно, ответственности за подлоги: эту работу они предоставляли Коминтерну. Сами они молчали. В частном порядке, они объясняли, что, с точки зре­ния морали, они против Сталина, но с точки зрения политики — за него. Только когда Народный фронт во Франции дал непоправимые трещины и заставил социалистов подумать о завтрашнем дне, Леон Блюм нашел на дне своей чернильницы необходимые формулы нравственного негодо­вания.

Если Отто Бауэр мягко осуждает юстицию Вышинского, то лишь для того, чтоб с тем большим «беспристрастием» поддержать политику Ста­лина. Судьба социализма, по недавнему заявлению Бауэра, связана с судьбой Советского Союза. «А судьба Советского Союза,— продолжает он,— есть судьба сталинизма, пока (!) внутреннее развитие самого Со­ветского Союза не преодолеет сталинской фазы развития». В этой вели­колепной фразе весь Бауэр, весь австромарксизм, вся ложь и гниль со­циал-демократии! «Пока» сталинская бюрократия достаточно сильна, чтоб истреблять прогрессивных представителей «внутреннего развития», до тех пор Бауэр остается со Сталиным. Когда же революционные силы, вопреки Бауэру, опрокинут Сталина, тогда Бауэр великодушно признает «внутреннее развитие»,— с запозданием лет на десять, не больше.

Вслед за старыми Интернационалами тянется и Лондонское бюро центристов, которое счастливо сочетает в себе черты детского сада, шко­лы для отсталых подростков и инвалидного дома. Секретарь Бюро Феннер Броквей начал с заявления, что расследование московских процессов может «повредить СССР» и взамен этого предложил расследовать... по­литическую деятельность Троцкого, через «беспристрастную» комиссию из пяти непримиримых противников Троцкого. Брандлер и Лов стон пуб­лично солидаризировались с Ягодой: они отступили только перед Ежо­вым; Яков Вальтер, под заведомо ложным предлогом, отказался дать ко­миссии Д. Дьюки свидетельское показание, неблагоприятное для Сталина. Гнилая мораль этих людей есть только продукт их гнилой политики.

Но самую плачевную роль играют, пожалуй, анархисты. Если стали­низм и троцкизм — одно и то же, как твердят они в каждой строке, по­чему же испанские анархисты помогают сталинцами расправиться с троц­кистами, а заодно и с революционными анархистами? Более откровенные теоретики безвластия отвечают: это плата за оружие. Другими словами: цель оправдывает средства. Но какова их цель: анархизм? социализм? Нет, спасение той самой буржуазной демократии, которая подготовила успехи фашизма. Низменной цели соответствуют низменные средства.

Такова действительная расстановка фигур на мировой политической

доске!

 

 

Сталинизмпродукт старого общества

 

Россия совершила самый грандиозный в истории скачок вперед, в ко­тором нашли себе выражение наиболее прогрессивные силы страны. Во время нынешней реакции, размах которой пропорционален размаху рево­люции, отсталость берет свой реванш. Сталинизм стал воплощением этой реакции. Варварство старой русской истории на новых социальных осно­вах кажется еще отвратительнее, ибо вынуждено прикрываться невидан­ным в истории лицемерием.

Либералы и социал-демократы Запада, которых Октябрьская револю­ция заставила усомниться в своих обветшавших идеях, почувствовали ныне новый прилив бодрости. Нравственная гангрена советской бюрокра­тии кажется нам реабилитацией либерализма. На свет извлекаются затас­канные прописи: «всякая диктатура заключает в себе залог собственного разложения»; «только демократия обеспечивает развитие личности» и пр. Противопоставление демократии и диктатуры, заключающее в себе, в данном случае, осуждение социализма во имя буржуазного режима, поражает, с теоретической точки зрения, своей неграмотностью и недоб­росовестностью. Мерзость сталинизма, как историческая реальность, про­тивопоставляется демократии, как над-исторической абстракции. Но де­мократия тоже имела свою историю, в которой не было недостатка в мерзости. Для характеристики советской бюрократии мы заимствуем имена «термидора» и «бонапартизма» из истории буржуазной демокра­тии, ибо — да будет известно запоздалым либеральным доктринерам,— демократия появилась на свет вовсе не демократическим путем. Только пошляки могут удовлетворяться рассуждениями на тему о том, что бона­партизм явился «законным детищем» якобинизма; исторической карой за нарушение демократии и пр. Без якобинской расправы над феодализмом немыслима была бы даже и буржуазная демократия. Противопоставление конкретных исторических этапов: якобинизма, термидора, бонапартизма идеализованной абстракции «демократии» столь же порочно, как проти­вопоставление родовых мук живому младенцу.

Сталинизм, в свою очередь, есть не абстракция «диктатуры», а гран­диозная бюрократическая реакция против пролетарской диктатуры в отсталой и изолированной стране. Октябрьская революция низвергла, при­вилегии, объявила войну социальному неравенству, заменила бюрокра­тию самоуправлением трудящихся, ниспровергла тайную дипломатию, стремилась придать характер полной прозрачности всем общественным отношениям. Сталинизм восстановил наиболее оскорбительные формы привилегий, придал неравенству вызывающий характер, задушил массо­вую самодеятельность полицейским абсолютизмом, превратил управление в монополию кремлевской олигархии и возродил фетишизм власти в та­ких формах, о каких не смела мечтать абсолютная монархия.

Социальная реакция всех видов вынуждена маскировать свои дейст­вительные цели. Чем резче переход от революции к реакции, чем боль­ше реакция зависит от традиций революции, т. е. чем больше она боится

масс, тем больше она вынуждена прибегать ко лжи и подлогу в борьбе против представителей революции. Сталинские подлоги являются не пло­дом большевистского «аморализма»; нет, как все важные события исто­рии, они являются продуктом конкретной социальной борьбы, притом самой вероломной и жестокой из всех: борьбы новой аристократии против масс, поднявших ее к власти.

Нужна поистине предельная интеллектуальная и моральная тупость, чтоб отождествлять реакционно-полицейскую мораль сталинизма с рево­люционной моралью большевиков. Партия Ленина не существует уже давно: она разбилась о внутренние трудности и о мировой империализм. На смену ей пришла сталинская бюрократия, как передаточный меха­низм империализма. Бюрократия заменила на мировой арене классовую борьбу классовым сотрудничеством, интернационализм — социал-патрио­тизмом. Чтоб приспособить правящую партию для задач реакции, бюро­кратия «обновила» ее состав путем истребления революционеров и рекру­тирования карьеристов.

Всякая реакция возрождает, питает, усиливает те элементы историче­ского прошлого, которым революция нанесла удар, но с которыми она не сумела справиться. Методы сталинизма доводят до конца, до высшего напряжения и, вместе, до абсурда все те приемы лжи, жестокости и под­лости, которые составляют механику управления во всяком классовом обществе, включая и демократию. Сталинизм — сгусток всех уродств исторического государства, его зловещая карикатура и отвратительная гримаса. Когда представители старого общества нравоучительно противо­поставляют гангрене сталинизма стерилизованную демократическую аб­стракцию, мы с полным правом можем рекомендовать им, как и всему старому обществу, полюбоваться собою в кривом зеркале советского Тер­мидора. Правда, ГПУ далеко превосходит все другие режимы обнажен­ностью преступлений. Но это вытекает из грандиозной амплитуды собы­тий, потрясших Россию, в условиях мировой империалистической демо­рализации.

 

 

Мораль и революция

 

Среди либералов и радикалов есть немало людей, которые усвоили себе приемы материалистического истолкования событий и считают себя марксистами. Это не мешает им, однако, оставаться буржуазными журна­листами, профессорами или политиками. Большевик немыслим, разумеет­ся, без материалистического метода, в том числе и в области морали. Но этот метод служит ему не просто для истолкования событий, а для со­здания революционной партии пролетариата. Выполнять эту задачу нель­зя без полной независимости от буржуазии и ее морали. Между тем бур­жуазное общественное мнение фактически полностью господствует ныне над официальным рабочим движением, от Вильяма Грина в Соединенных Штатах, через Леона Блюма и Мориса Тореза во Франции, до Гар-сиа Оливера в Испании. В этом факте находит свое наиболее глубокое выражение реакционный характер нынешнего периода.

Революционный марксист не может даже приступить к своей истори­ческой миссии, не порвав морально с общественным мнением буржуазии и ее агентуры в пролетариате. Для этого требуется нравственное муже­ство другого калибра, чем для того, чтобы широко разевать на собраниях рот и кричать: «Долой Гитлера!», «Долой Франко!». Именно этот реши­тельный, до конца продуманный, непреклонный разрыв большевиков с консервативной моралью не только крупной, но и мелкой буржуазии смертельно пугает демократических фразеров, салонных пророков и ку­луарных героев. Отсюда их жалобы на «аморализм» большевиков.

Факт отождествления ими буржуазной морали с моралью «вообще» лучше всего, пожалуй, проверить на самом левом фланге мелкой буржуазии, именно на центристских партиях, так называемого Лондонского Бюро. Так как эта организация «признает» программу пролетарской ре­волюции, то наши разногласия с ней кажутся, на поверхностный взгляд, второстепенными. На самом деле их «признание» не имеет никакой цены, ибо ни к чему не обязывает. Они «признают» пролетарскую револю­цию, как кантианцы признают категорический императив, т. е. как свя­щенный, но в повседневной жизни неприменимый принцип. В сфере практической политики они объединяются с худшими врагами революции (реформистами и сталинцами) для борьбы против нас. Все их мышление пропитано двойственностью и фальшью. Если центристы, по общему пра­вилу, не поднимаются до внушительных преступлений, то только потому, что они всегда остаются на задворках политики: это, так сказать, карман­ные воришки истории. Именно поэтому они считают себя призванными возродить рабочее движение новой моралью.

На самом левом фланге этой «левой» братии стоит маленькая и по­литически совершенно ничтожная группка немецких эмигрантов, издаю­щая газету «Neuer Weg («Новый Путь»). Нагнемся пониже и послу­шаем этих «революционных» обличителей большевистского аморализма. В тоне двусмысленной полу похвалы «Нейер Вег» пишет, что большевики выгодно отличаются от других партий отсутствием лицемерия: они от­крыто провозглашают то, что другие молча применяют на деле, именно, принцип: «цель освящает средства». Но, по убеждению «Нейер Вег», та­кого рода «буржуазное» правило несовместимо «со здоровым социалисти­ческим движением». «Ложь и худшее не являются дозволенными средст­вами борьбы, как считал еще Ленин». Слово: «еще» означает, очевидно, что Ленин только потому не успел отречься от своих заблуждений, что не дожил до открытия «нового пути».

В формуле «ложь и худшее» второй член означает, очевидно: наси­лия, убийства и пр., ибо при равных условиях, насилие хуже лжи, а убий­ство — самая крайняя форма насилия. Мы приходим, таким образом, к вы­воду, что ложь, насилие, убийство несовместимы со «здоровым социали­стическим движением». Как быть, однако, с революцией? Гражданская война есть самый жестокий из всех видов войны. Она немыслима не только без насилия над третьими лицами, но, при современной технике, без убийства стариков, старух и детей. Нужно ли напомнить об Испа­нии? Единственный ответ, который могут дать «друзья» республиканской Испании, будет гласить: гражданская война лучше, чем фашистское раб­ство. Но этот совершенно правильный ответ означает лишь, что цель (демократия или социализм) оправдывает, при известных условиях, та­кие средства, как насилие и убийство. О лжи нечего уж и говорить! Без нее война немыслима, как машина без смазки. Даже для того, чтоб пре­дохранять заседание Кортесов (1 февраля 1938 г.) от фашистских бомб, правительство Барселоны несколько раз намеренно обманывало журнали­стов и собственное население. Могло ли оно действовать иначе? Кто принимает цель: победу над Франко,— должен принять средство: граж­данскую войну, с ее свитой ужасов и преступлений.

Но все же ложь и насилия «сами по себе» достойны осуждения? Конечно, как и классовое общество, которое их порождает. Общество без социальных противоречий будет, разумеется, обществом безо лжи и наси­лия. Однако, проложить к нему мост нельзя иначе, как революционны­ми, т. е. насильственными средствами. Сама революция есть продукт классового общества, и несет на себе, по необходимости, его черты. С точ­ки зрения «вечных истин», революция, разумеется, «анти-моральна». Но это значит лишь, что идеалистическая мораль контрреволюционна, т. е. состоит на службе у эксплуататоров. «Но ведь гражданская война — скажет, может быть, застигнутый врасплох философ,— это, так сказать, печальное исключение. Зато в мирное время здоровое социалистическое движение должно обходиться без насилия и лжи». Такой ответ представ­ляет, однако, не что иное, как жалкую уловку. Между «мирной» классо­вой борьбой и революцией нет непроходимой черты. Каждая стачка за­ключает в себе в неразвернутом виде все элементы гражданской войны. Каждая сторона стремится внушить противнику преувеличенное пред­ставление о своей решимости к борьбе и о своих материальных ресур­сах. Через свою печать, агентов и шпионов капиталисты стремятся за­пугать и деморализовать стачечников. Со своей стороны, рабочие пикеты, где не помогает убеждение, вынуждены прибегать к силе. Таким обра­зом, «ложь и худшее» являются неотъемлемой частью классовой борьбы уже в самой элементарной ее форме. Остается прибавить, что самые по­нятия правды и лжи родились из социальных противоречий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: