Средство может быть оправдано только целью. Но ведь и цель, в свою очередь, должна быть оправдана. С точки зрения марксизма, который выражает исторические интересы пролетариата, цель оправдана, если она ведет к повышению власти человека над природой и к уничтожению власти человека над человеком.
Значит, для достижения этой цели все позволено? — саркастически спросит филистер, обнаружив, что он ничего не понял. Позволено все то, ответим мы, что действительна ведет к освобождению человечества. Так как достигнуть этой целы можно только революционным путем, то освободительная мораль пролетариата имеет, по необходимости, революционный характер. Она непримиримо противостоит не только догмам религии, по и всякого рода идеалистическим фетишам, этим философским жандармам господствующего класса. Она выводит правила поведения из законов развития общества, следовательно, прежде всего из классовой борьбы, этого закона всех законов.
Значит, все же в классовой борьбе с капиталистами дозволены все средства: ложь, подлог, предательство, убийство и прочее? — продолжает настаивать моралист. Допустимы и обязательны те и только те средства, отвечаем мы, которые сплачивают революционный пролетариат, наполняют его душу непримиримой враждой к угнетению, научают его презирать официальную мораль и ее демократических подголосков, пропитывают его сознанием собственной исторической миссии, повышают его мужество и самоотверженность в борьбе. Именно из этого вытекает, что не все средства позволены. Когда мы говорим, что цель оправдывает средства, то отсюда вытекает для нас и тот вывод, что великая революционная цель отвергает в качестве средств все те низменные приемы и методы, которые противопоставляют одну часть рабочего класса другим его частям; или пытаются осчастливить массу без ее участия; или понижают доверие массы к себе самой и к своей организации, подменяя его преклонением перед «вождями». Прежде всего и непримиримее всего революционная мораль отвергает сервилизм по отношению к буржуазии и высокомерие по отношению к трудящимся, т. е. те качества, которые насквозь пропитывают мелко-буржуазных педантов и моралистов.
Эти критерии не дают, разумеется, готового ответа на вопрос, что позволено и что недопустимо в каждом отдельном случае. Таких автоматических ответов и не может быть. Вопросы революционной морали сливаются с вопросами революционной стратегии и тактики. Правильный ответ на эти вопросы дает живой опыт движения в свете теории.
Диалектический материализм не знает дуализма средства и цели. Цель естественно вытекает из самого исторического движения. Средства органически подчинены цели. Ближайшая цель становится средством для более отдаленной цели. В своей драме, «Франц фон Сикинген», Фердинанд Лассаль влагает следующие слова в уста одного из героев:
«Укажи не только цель, укажи и путь.
Ибо так нерасторжимо врастают друг в друга путь и цель,
Что одно всегда меняется вместе с другим,
И путь иной порождает иную цель».
Стихи Лассаля весьма несовершенны. Еще хуже то, что в практической политике Лассаль сам отклонялся от выраженного им правила: достаточно напомнить, что он докатился до тайных сделок с Бисмарком! Но диалектическая взаимозависимость между средством и целью выражена в приведенных четырех строках вполне правильно. Надо сеять пшеничное зерно, чтоб получить пшеничный колос.
Допустим или недопустим, например, индивидуальный террор с «чисто моральной» точки зрения? В этой абстрактной форме вопрос совершенно не существует для нас. Консервативные швейцарские буржуа и сейчас воздают официальную хвалу террористу Вильгельму Теллю. Наши симпатии полностью на стороне ирландских, русских, польских или индусских террористов в их борьбе против национального и политического гнета. Убитый Киров, грубый сатрап, не вызывает никакого сочувствия. Наше отношение к убийце остается нейтральным только потому, что мы не знаем руководивших им мотивов. Еслиб стало известно, что Николаев выступил сознательным мстителем за попираемые Кировым права рабочих, наши симпатии были бы целиком на стороне убийцы. Однако решающее значение имеет для нас не вопрос о субъективных мотивах, а вопрос об объективной целесообразности. Способно ли мнимое средство действительно вести к цели? В отношении индивидуального террора теория и опыт свидетельствуют, что нет. Террористу мы говорим: заменить массы нельзя; только в массовом движении ты мог бы найти целесообразное применение своему героизму. Однако в условиях гражданской войны убийства отдельных насильников перестают быть актами индивидуального терроризма. Если бы, скажем, революционер взорвал на воздух генерала Франко и его штаб, вряд ли это вызвало бы нравственное возмущение даже у демократических евнухов. В условиях гражданской войны подобный акт был бы и политически вполне целесообразен! Так, даже в самом остром вопросе — убийство человека человеком — моральные абсолюты оказываются совершенно непригодны. Моральная оценка вместе с политической вытекает из внутренних потребностей борьбы.
Освобождение рабочих может быть только делом самих рабочих. Нет, поэтому, большего преступления, как обманывать массы, выдавать поражения за победы, друзей за врагов, подкупать вождей, фабриковать легенды, ставить фальшивые процессы,— словом, делать то, что делают сталинцы. Эти средства могут служить только одной цели: продлить господство клики, уже осужденной историей. Но они не могут служить освобождению масс. Вот почему Четвертый Интернационал ведет против сталинизма борьбу не на жизнь, а на смерть.
Массы, разумеется, вовсе не безгрешны. Идеализация масс нам чужда. Мы видели их в разных условиях, на разных этапах, притом в величайших политических потрясениях. Мы наблюдали их сильные и слабые стороны. Сильные стороны: решимость, самоотверженность, героизм находили всегда наиболее яркое выражение во время подъема революции. В этот период большевики стояли во главе масс. Затем надвинулась другая историческая глава, когда вскрылись слабые стороны угнетенных: неоднородность, недостаток культуры, узость кругозора. Массы устали от напряжения, разочаровались, потеряли веру в себя и — очистили место новой аристократии. В этот период большевики («троцкисты») оказались изолированы от масс. Мы практически проделали два таких больших исторических цикла: 1897—1905, годы прибоя; 1907—1913, годы отлива; 1917—1923 гг.— период небывалого в истории подъема; наконец, новый период реакции, который не закончился еще и сегодня. На этих больших событиях «троцкисты» учились ритму истории, т. е. диалектике борьбы классов. Они учились и, кажется, до некоторой степени научились подчинять этому объективному ритму свои субъективные планы и программы. Они научились не приходить в отчаяние от того, что законы истории не зависят от наших индивидуальных вкусов или не подчиняются нашим моральным критериям. Они научились свои индивидуальные вкусы подчинять законам истории. Они научились не страшиться самых могущественных врагов, если их могущество находится в противоречии с потребностями исторического развития. Они умеют плыть против течения в глубокой уверенности, что новый исторический поток могущественной силы вынесет их на тот берег. Не все доплывут, многие утонут. Но участвовать в этом движении с открытыми глазами и с напряженной волей — только это и может дать высшее моральное удовлетворение мыслящему существу!
P. S. Я писал эти страницы в те дни, когда мой сын, неведомо для меня, боролся со смертью. Я посвящаю его памяти эту небольшую работу, которая, я надеюсь, встретила бы его одобрение: Лев Седов был подлинным революционером и презирал фарисеев.
Примечания*
Блюм Л.- Blum, Leon (1872-1950) - руководитель Французской социалистической партии, премьер-министр в 1936-37 гг.
Брандлер Г.- Brandler, Heinrich - (1881-1967) - деятель Германской коммунистической партии, в 1929 г. исключен из нее за оппозиционную деятельность.
Вроквей Ф.~ Brockway, Fenner (1890 -?) - деятель Лейбористской партии, активно выступал против IV Интернационала.
Валъхер Я.- Walcher. Yacob (1887 -?) - один из основателей Германской коммунистической партии, исключен из нее в 1929 г. в составе правой оппозиции; перешел к социалистам; после Второй мировой войны еновь вступил в компартию.
Вандереельде Э.— Vandervelde, Emile (1866-1938) — бельгийский социал-демократ, в 1929-1936 гг. был председателем Социалистического Интернационала.
Гарсиа Оливер X.— Garsia Oliver, Jose (1901-?) — испанский анархист, сотрудничал со сторонниками Сталина.
Грей В.- Gree, William (1873—1952) — президент Американской федерации труда после 1924 г.
Де-Манн Г.- De Man, Hendrik (1885-1953) - деятель правого крыла бельгийского рабочего движения.
Дуранти В.- Duranty, Walter ". (-1884-1957) - корреспондент газеты «Нью-Йорк Тайме» в Москве.
Зензинов В. (1880-1953) -член партии эсеров, после октября 1917 года покинул Россию.
Истмен М.~ Eastman, Max (1883—1968) — левый интеллектуал, переводчик произведений Троцкого; в 30-х годах порвал с марксизмом.
Комиссия Дьюи — независимая комиссия во главе с известным американским философом Д. Дьюи, сформированная по инициативе самого Троцкого с целью беспристрастного рассмотрения выдвинутых против него на Московских процессах обвинений.
Кривицкий В. (1899-1941) - сотрудник советской разведки, оставшийся на
Западе.
Люис Д.-Lewis, John L. (1880-1969) - американский профсоюзный лидер.
Ловстон Д.— Lovestone, Jay (1898-?) — деятель Коммунистической партии США.В 1929 г. исключен из нее за правооппозиционную деятельность.
Лайоне Ю.-- Lyons, Eugene (1898-?) — леворадикальный американский журналист 20-30-х годов; впоследствии, разочаровавшись в сталинизме, порвал с марксизмом.
Людвиг Э.— Ludwig, Emil (1881-1948) - немецкий публицист, автор биографий известных государственных и исторических деятелей.
Микадо — титул императора Японии, впервые присвоенный императору Хирохито в 1926 г.
Оок Л.- Oak, Liston — американский журналист, порвавший в 1937 г. со сталинизмом; сотрудничал с Троцким, позднее примкнул к социал-демократии.
Притт Д.- Pritt, Denis N. (1888-1972) - английский юрист, поклонник Сталина.
Раппопорт Ш. (1865—1939) — русский революционер, уехавший во Францию и ставший известным деятелем ее компартии; в 30-х гг. отказался от марксизма и ушел из компартии.
Седов Л. (1906-1938) - старший сын Троцкого и его последователь; умер в Париже.
Спаак Р. Г.- Spaak, Paul Henri (1899-1972) -деятель левого, крыла бельгийского рабочего движения; в 30-е годы сместился вправо и стал министром в 1935 г.; в 50-е годы — Генеральный секретарь НАТО.
Томас Я.-Thomas, Norman (1884-1968) -лидер социалистической партии; шесть раз был кандидатом в американские президенты.
Транмел М,- Tranmael, M. (1879-1967) - деятель норвежского рабочего движения.
Фишер Л.-Fischer, Louis (1896-1970) - журналист, во время Московских процессов придерживался официальной советской версии.
Публикация и примечания А. А. Гусейнова
* В указатель не включены упоминающиеся в тексте статьи Троцкого имена и факты, которые заведомо известны читателю философской литературы.