б) Предложения: 1) Тёплый ветер ласкает верхушки деревьев. 2) По тропинке быстро бегают хлопотливые муравьи.




Критерий достижения планируемого результата: правильно составлены и записаны два словосочетания и два предложения.

2. Планируемый результат: устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении

Задание базового уровня

Впиши пропущенные смысловые вопросы:

говорить (__________?) тихо;

мышка (__________?) крошечная;

купались (__________?) в море;

нора (__________?) лисья.

Образец правильного ответа: правильно вписаны вопросы

говорить (как?) тихо;

мышка (какая?) крошечная;

купались (где?) в море;

нора (чья? какая?) лисья.

Критерий достижения планируемого результата: не менее чем в трех случаях правильно вписаны вопросы.

Задание повышенного уровня

Катя должна была выписать из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в её работе ошибок, если есть, запиши, в чём заключается ошибка.

Предложение: Тёмная туна медленно поползла по небу и закрыла солнце.

Выписанные Катей словосочетания:

туча (какая?) тёмная -

поползла (где?) по небу -

закрыла (что?) солнце -

туча (что сделала?) закрыла - _______________

медленно (что сделала?) поползла - _______________

Образец правильного ответа: отмечено

туча (что сделала?) закрыла - подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются;

медленно (что сделала?) поползла - поползла (как?) медленно.

Критерий достижения планируемого результата: задание выполнено правильно и в полном объеме: найдены две ошибки и указано, в чем они заключаются, во втором случае ошибка исправлена.

. Планируемый результат: классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения.

Задание базового уровня

Найди побудительное предложение. Обведи номер ответа.

1) Какая сегодня прекрасная погода!

2) Как ты можешь читать в такой темноте?!

3) Попробуй записать свои впечатления.

4) До чего же красивы наши берёзовые рощи!

Образец правильного ответа: 3) Попробуй записать свои впечатления. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Придумай и запиши вопросительное предложение.

Ответ:

Образец правильного ответа: записано вопросительное предложение.

Критерий достижения планируемого результата: записанное предложение является вопросительным.

. Планируемый результат: определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения.

Задание базового уровня

Выпиши предложение, в конце которого нужно обязательно поставить восклицательный знак.

Каждый зверёк по-своему спасается от своих врагов_ Пушистая белка легко убежит от врага по деревьям_ У ежа своя хорошая зашита - колючки_ Услышит ёж шум, свернётся тут же в колючий комок_ Попробуй тронь__ Многих зверей выручает цвет их шубки_

Образец правильного ответа: может быть выписано несколько предложений, но среди выписанных обязательно должно быть предложение «Попробуй тронь!».

Критерий достижения планируемого результата: выписано нужное предложение.

Задание повышенного уровня

Отметь знаком ü предложения, в которых на месте пропуска обязательно нужно поставить восклицательный знак.

o Скорей бы зима пришла_ - медленно и задумчиво проговорила мама.

o Скорей бы зима пришла_ - возбуждённо закричала маленькая Анюта.

o Скорей бы зима пришла_ - переспросил меня дядя негромко.

o Скорей бы зима пришла_ - с восторгом сказал Петя, любуясь коньками.

Образец правильного ответа: отмечены предложения 2 и 4.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано второе и четвертое предложения.

. Планируемый результат: находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

Задание базового уровня

Отметь знаком ü правильный ответ. Подлежащее и сказуемое в предложении На старой берёзе строит гнездо чёрный грач - это:

o гнездо строит;

o грач чёрный;

o грач строит;

o на берёзе строит.

Образец правильного ответа: 3) грач строит.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Отметь знаком ü правильный ответ. Главные члены в предложении Маленький воробей устал, намок до последнего перышка - это:

o маленький воробей устал;

o воробей намок;

o воробей устал, намок;

o воробей устал, намок до перышка.

Образец правильного ответа: 3) воробей устал, намок.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

. Планируемый результат: выделять предложения с однородными членами.

Задание базового уровня

Укажи предложение с однородными членами. Отметь знаком ü ответ.

o После сильного дождя дорога была очень скользкой.

o По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.

o В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.

o Рыжая собака стояла и смотрела на нас.

Образец правильного ответа: 4) Рыжая собака стояла и смотрела на нас.

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание повышенного уровня

Прочитай текст. Выпиши номера предложений, в которых есть однородные члены.

. Мама натягивает Алёше брюки. 2. Он не дается, шалит и болтает ногами. 3. Мама ловит его, и они хохочут. 4. Затем начинается кормление его булочками, сухариками, творожком 5. После завтрака мама с Алёшей отправляются на прогулку.

Ответ: №

Образец правильного ответа: указаны предложения 2 и 4.

Критерий достижения планируемого результата: указаны оба предложения.

Результаты проведенных в 3-х классах проверочных работ уточнялись, соотносясь с понятиями «достижимость» и «измеряемость», т.е. мы указали все элементы знаний, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения синтаксиса и которые можно измерить в рамках используемых оценочных процедур на разных уровнях их освоения.

Отметим, что выделение в проверочной работе заданий двух уровней - базового и повышенного - позволяет не только оценить индивидуальную траекторию развития обучающегося, но и диагностировать перспективы его обучения на следующей ступени образования.

Например, по числу правильно выполненных заданий базового уровня в проверочной работе возможно сделать заключение об овладении учащимися достаточным для дальнейшего изучения русского языка уровнем подготовки, а по числу выполненных заданий базового и повышенного уровня - установить возможности ученика и перспективы его языкового развития.

На основании накопленной оценки за проверочную работу по синтаксису русского языка делаются следующие выводы о достижении учащимися планируемых предметных результатов:

1. Ученик овладел опорной системой знаний, учебными действиями и достиг базового уровня подготовки по синтаксису русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если зафиксировано достижение планируемого результата по синтаксису как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.

2. Ученик не овладел опорной системой знаний и учебными действиями и не достиг базового уровня подготовки по синтаксису русского языка на данном этапе обучения. Такой вывод делается, если результаты достижения планируемых результатов по синтаксису свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.

3. Ученик достиг повышенного уровня подготовки по синтаксису русского языка на данном этапе на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Такой вывод делается, если в проверочной работе зафиксировано достижение планируемого предметного результата по синтаксису с оценкой «хорошо» или «отлично», а результаты свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

Итак, нами была оценена проверочная работа каждого ученика обоих классов в соответствии со следующими критериями:

1) ученик достиг базового уровня;

2) ученик не достиг базового уровня;

) ученик достиг повышенного уровня.

Результаты выполнения работы с учётом накопленных баллов за проверочную работу № 2 отражены в таблице 3.

 

Таблица 3

Результаты выполнения проверочной работы на контрольном этапе эксперимента в обоих классах

Класс Уровень
  Достигли базового уровня Не достигли базового уровня Достигли повышенного уровня
3 «А» (экспериментальный) 84 % (21 чел.) 16 % (4 чел.) 64 % (16 чел.)
3 «Б» (контрольный) 68 % (17 чел.) 32 % (8 чел.) 36 % (9 чел.)

 

Из табличных данных видно, что повышенного уровня при освоении синтаксиса в контрольном 3 «Б» классе достигли всего 9 человек (36 %), а в экспериментальном 3 «А» классе - 16 человек (64 %). Достигли базового уровня знаний 21 человек (84 %) в 3 «А» классе и 17 человек (68 %) - в 3 «Б» классе, что свидетельствует о высоком уровне достижения предметных результатов по синтаксису русского языка на данном этапе обучения в экспериментальном классе и достаточно среднем - в контрольном классе. Не достигли базового уровня знаний в 3 «А» только 4 человека (16 %), а в 3 «Б» - 8 человек (32 %). Наглядно табличные данные представлены в диаграмме на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Сравнение результатов выполнения проверочной работы в 3 «А» и 3 «Б» классах на контрольном этапе эксперимента

 

Таким образом, используя в экспериментальном 3 «А» классе разработанный комплекс заданий базового и повышенного уровня, мы добились достаточно высоких результатов в освоении учащимися основных синтаксических единиц - словосочетания и предложения, следовательно, можно говорить о достижении младшими школьниками предметных планируемых результатов по синтаксису русского языка.

 


Заключение

 

Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах является формирование у детей умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Научить школьников сознательно пользоваться предложением - значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.

Программа по синтаксису русского языка направлена на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают младшим школьникам в правильном образовании предложений, в грамматически точном их использовании.

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь учащимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству [33, с. 3].

Успешность решения данных задач во многом зависит от содержания планируемых предметных результатов. Оно должно отражать конкретизированную применительно к ступени общего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал в соответствии с Требованиями стандарта должен иметь опорный характер, т.е. служить основой для последующего обучения [35, с. 6]. Поэтому в перспективе необходимо добиваться достижения всех планируемых результатов, в частности предметных результатов освоения грамматики, развития речи в начальной школе.

В ходе нашего исследования мы оценили достижение шести планируемых предметных результатов по синтаксису русского языка. Полученные нами на контрольном этапе эксперимента данные свидетельствуют о подтверждении рабочей гипотезы нашего исследования: если на уроках русского языка целенаправленно использовать комплекс заданий базового и повышенного уровня сложности, то это будет способствовать достижению младшими школьниками предметных планируемых результатов освоения синтаксиса русского языка. Используя данные задания мы добились высоких результатов в освоении учащимися основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Таким образом, цель, поставленная в исследовании, достигнута, задачи решены.

 


Библиографический список

 

1. Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе: Пособие для учителя. М., 2007.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. М., 1999.

3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. М.: Владос, 2001.

4. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1990.

5. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003.

6. Брагина Е.И. Методика изучения обобщенных синтаксических знаний и формирования синтаксических умений и навыков // Начальная школа. 2008. № 12. С. 28-30.

7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2002.

8. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

9. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995.

10. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М.: Просвещение, 1990.

11. Золотова Г.Д., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

. Иванкина Н.К. Лингвистические основы методики работы над синтаксисом // Начальная школа. 2007. № 1. С. 15-17.

13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

14. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (в 2-х частях). Ростов н/Д: «Учитель», 2004.

. Кальневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Проблемные уроки. Ростов н/Д: «Учитель», 2006.

. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Линка-Пресс, 1994.

17. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.

18. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.

. Кузнецов П.С. Принципы изучения грамматики. М, 1991.

. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. Детская риторика в рисунках и картинках. М., 1998.

21. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М.: Дрофа. 2000.

22. Лизунова А.В. Система работы над темой «Главные члены предложения» в начальной школе // Начальная школа. 2004. №7. С. 19-21.

23. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988.

. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2004.

. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988.

26. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

27. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

28. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., 1987.

29. Овчинникова И.Г. Лингвистическая теория на уроке русского языка в современной школе // Начальная школа: плюс - минус. 2002. № 6. С. 38-44.

30. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.

. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010.

. Поспелов Н.С. Вопросы синтаксиса русского языка // Мысли о русской грамматике. М., 1990.

. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов; под ред. И.А. Сафроновой. М.: Просвещение, 2010.

. Примерные программы по учебным предметам / под ред. Л.П. Савельевой. М.: Просвещение, 2010.

35. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. М.: Высшая школа, 2003.

36. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 2003.

. Русский язык: Учебно-справочные материалы для 1-4 классов / М.И. Кузнецова. М.; СПб.: Просвещение, 2011.

38. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М.: «Академия», 2000.

. Современный русский язык: теория, анализ языковых единиц / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2002.

40. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М., 1999.

41. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1998.

42. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997.

43. Теория и практика обучения русскому языку / под ред. Р.Б. Сабаткоева. М.: Академия, 2007.

. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. М., 2006.

. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: 3-4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010.

. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку: 1-4 класс. М.: Астрель; Владимир, 2010.

. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Таблицы по русскому языку для начальной школы. М.: Астрель; Владимир, 2010.

. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.

49. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе. М., 2002.

50. Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В. Справочник школьника. М., 2007.

51. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. Ростов н/Д., 2003.

52. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1993.

 


Приложение А

 

Содержание начального общего образования по учебному предмету «Русский язык». Систематический курс: синтаксис

 

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

 


Приложение Б

 

Наглядно-методический материал к урокам повторения по разделу «Синтаксис»

 

Тема урока: «Словосочетание и предложение»

Актуализация полученных знаний.

Словосочетание - это слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью. Все слова в предложении связаны между собой.

 

Применение наглядного метода: информативная таблица:

Синтаксические единицы Примеры
Предложение В городском парке этим летом с утра до вечера работают новые аттракционы.
Словосочетание В городском парке; этим летом; работают с утра до вечера; новые аттракционы

 

Тема урока: «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

Актуализация полученных знаний.

Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложений мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами.

Выделяют три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.


Применение наглядного метода: информативная таблица

Виды предложений по цели высказывания Характеристика Примеры
Повествовательные предложения, в которых сообщается о каком-либо событии, факте, содержится какая-либо информация Идёт сильный дождь.
Вопросительные предложения, в которых содержится вопрос Когда приедет бабушка?
Побудительные предложения, в которых выражаются различные побуждения к совершению действия: приказ, просьба, призыв, совет Пишите внимательно!

 

Выделяют два вида предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные.

 

Применение наглядного метода: информативная таблица

Виды предложений по интонации Характеристика Примеры
Восклицательные предложения, сопровождаемые усиленной эмоциональностью и произносимые с особой интонацией Папа позвонил! Снег пошел!
Невосклицательные предложения, не сопровождаемые усиленной эмоциональностью и произносимые без особой интонации Папа позвонил. Снег пошел.

 

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Актуализация полученных знаний.

В предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Это главные члены предложения, его грамматическая основа. Главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое.

Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными.


Применение наглядного метода: информативная таблица

Члены предложения Характеристика Примеры
Подлежащее - главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее подчеркивается одной чертой. Чаще всего выражено именем существительным По реке плывёт бумажный кораблик.
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Чаще всего выражено глаголом По реке плывёт бумажный кораблик.
Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Определение подчеркивается волнистой линией. Чаще всего выражено именем прилагательным По просёлочной дороге едет красный грузовик.
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает, как, когда, где, по какой причине, с какой целью совершается действие Быстро кончилось лето. Проливной дождь шел ночью. Охотники грелись у костра
Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей Мы часто говорим о школе.

 

Тема урока: «Однородные члены предложения»

Актуализация полученных знаний.

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными. Однородные члены не зависят друг от друга (не подчиняются друг другу). Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Однородные члены являются одним и тем же членом предложения.


Применение наглядного метода: информативная таблица

Однородные члены Примеры
Однородные подлежащие Черёмуха (что?) и сирень (что?) цветут в мае.
Однородные сказуемые Пожелтевшие листья (что делали?) приподнимались над бурой травой, (что делали?) падали, гонялись друг за другом.
Однородные определения Солёный, резкий, холодный (какой?) ветер дул с моря.
Однородные дополнения Мальчик коллекционировал (что?) марки, открытки и значки.
Однородные обстоятельства Мы ходили (куда?) в театр, на выставку и в зоопарк.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: