1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой – удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Нормированность – это относительно устойчивый способ выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, основанный на языковой системе, закреплённый в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Литературный язык допускает явление вариантности нормы (правда в разные эпохи развития литературного языка амплитуда колебания вариантов бывает разной).
Кодифицированность – это наличие грамматик, словарей и других книг, предписывающих правила использования языков. То есть закрепленность в научной литературе.
Нормы существуют на разных уровнях языка – фонетическом, лексическом и грамматическом. Фонетические нормы диктуют правила произношения звуков, слов и высказываний. Лексические нормы определяют правила и порядок использования слов и устойчивых выражений (фразеологизмов) языка в соответствии с их значением и экспрессивно-стилистическими свойствами. Грамматические нормы устанавливают правила образования форм слов, правильность построения словосочетаний и предложений, рекомендации по их употреблению в тех или иных сферах коммуникации.
Совершенствование профессиональных навыков при оформлении документации невозможно без базовых знаний особенностей официально-делового стиля, включая язык деловых бумаг и документов.
Цель лекции заключается в освоении курсантами необходимого объема знаний по следующим вопросам:
1) стили современного русского литературного языка;
2) официально-деловой стиль;
3) особенности официально-делового стиля.
При изучении материалов лекции обучающимся следует знать понятия и термины, используемые в лекции, необходимо грамотно излагать усвоенный материал, аргументировать и уметь иллюстрировать конкретными примерами. Ключевым критерием усвоения является не только объем запоминаемого материала, но и умение применить его на практике.
Место проведения: аудитория № 311
Методика проведения: проблемная лекция
Основное содержание темы: функциональные стили современного русского языка, официально-деловой стиль и его подстили.
Основные термины и понятия: функциональный стиль, книжные стили, научный стиль, художественный стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, конфессиональный стиль, официально-деловой стиль и его подстили: дипломатический, законодательный и административно-канцелярский.
Цели занятия:
– дидактические: актуализировать и систематизировать знания норм русского литературного языка, полученные ранее; формировать умения употреблять языковые средства в соответствии со стилистическими нормами русского литературного языка, навыки лингвистического анализа, редактирования, правки текстов;
– воспитательные: добиться понимания курсантами необходимости знания и соблюдения стилистических норм русского литературного языка в профессиональной деятельности юриста;
– развития у обучающихся познавательных способностей: развивать у обучаемых способности анализировать правильность использования языковых средств в устной и письменной речи в соответствии со стилистическими нормами русского литературного языка.
План проведения лекционного занятия
№ п/п | Разделы плана и учебные вопросы | Время |
1. | Введение | 5 мин. |
2. | Основная часть | |
2.1 | Первый вопрос: Стили современного русского литературного языка. | 25 мин. |
2.2 | Второй вопрос: Особенности официально-делового стиля. | 25 мин. |
2.3 | Третий вопрос: Подстили официально-делового стиля | 25 мин. |
Заключение | 10 мин. |