Использование QR-кода в обучении




Н.И. Куц

Несомненно, каждый из нас знает, что такое внеурочная деятельность. «Внеурочка» это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Но есть у неё и большая проблема - отсутствие учебника. На помощь учителю в такой ситуации приходит дополнительный материал. Когда мы с вами готовим хорошее, качественное занятие, а ещё для нескольких классов, то нам требуется много раздаточного материала. И вот здесь нам на помощь приходят современные технологии, а именно QR-код.

QR-код или Quick Response («быстрый отклик») - это современный способ шифрования любой информации: номер телефона или электронной почты, просто текст для ознакомления, координаты, например, достопримечательности или навигации. Также можно кодировать и ссылку на интернет страницу.[1] Сканировать QR-код куда проще, чем скрупулёзно вбивать символы в строку поиска.

Как использовать QR-коды в образовательной деятельности

· Создать QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые ученикам.

· На карте компактно поместить информацию о культуре и истории отдельных мест, ссылки на статьи об объекте или территории.

· Создать визитную карточку кабинета. У двери можно повесить простой лист с QR-кодом, ведущим на видеоролик или фотоальбом.

· Разместить в библиотеке ссылки на электронные версии текстов и на дополнительную информацию. Распечатанный QR-код можно приклеить на книгу.

· Дополнить школьную выставку QR-кодами, адресующими к интересной информации об экспонатах.

· Зашифровать ответы на задачи или кроссворд, а позже предложить ученикам проверить себя, считав код.

· Оптимизировать информационные стенды: разместить ссылки на расписание и другую организационную информацию.

· Прикрепить в кабинете иностранного языка на разных предметах карточки с QR-кодами, позволяющими ученикам узнать перевод слова (письменный или аудио).

· Усложнить игры-квесты, приучая ребят искать с помощью смартфонов полезную информацию.

· Проводить мгновенные фронтальные опросы.[2]

При таком обширном наборе применений, возникает соблазн использовать QR-код во время урока, но СанПиН, вступивший в силу с января 2021 г. гласит: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются»[3]. Из-за этого использование данной технологии на уроках сильно ограничивается моментами, где мы можем воспользоваться смартфоном не для «образовательных целей» или для того, чтобы давать дополнительные домашние задания на образовательных ресурсах или ссылки на дополнительные источники информации (статьи, фильмы и др.).

Создание QR-кода не требует каких-либо особых навыков и умений. Существуют различные сайты, позволяющие осуществить данную операцию. Например, qrcoder.ru или decodeit.ru. Исходный текст для создания штрих-кода необходимо вставить в поле (или ссылку на него) и нажать кнопку «Создать Код», далее скопировать изображение кода в текстовый документ. На некоторых сайтах и вовсе используется комбинация клавиш ctrl+enter. А дальше всплывающие подсказки сами подскажут, что делать.

Для сканирования QR-кода возможно воспользоваться встроенными функциями смартфона, такими как Google-ассистент или голосовой помощник Siri, так же для этой задачи подходит Яндекс-браузер. Можно использовать и специальные приложения, созданные для считывания и создания QR-кодов. Они не сложны в освоении и не требуют много памяти устройства. Их огромное количество в магазинах приложений Google Play Market и AppStore, достаточно лишь вбить нужные слова в поисковую строку. Благодаря выше предложенным вариантам мы сканируем наш код. Обычно на экран выводится специальная пометка с ссылкой или с предложением открыть нужное приложение. Стоит нам один раз нажать, как все зашифрованные данные благополучно отразятся.

Благодаря QR-коду у нас появляется возможность поднять рейтинги, а в некоторых случаях, использовать по назначению сайты педагогов или их страницы различных педагогических ресурсов. Ведь преподаватель может разместить на сайте или на своей страничке необходимый контент, и дать на них ссылки в виде QR-кодов во время проведения занятий или как дополнение к домашнему заданию. Но существует риск нарушения авторских прав. Поэтому необходимо тщательно отбирать материал. Так же существует риск конфликтов внутри классного коллектива из-за социального расслоения и не возможности всем учащимся отсканировать данный код. В связи с этим, желательно использовать данный метод в групповой работе.

Таким образом, использование QR-кода позволит оживить занятие, мотивировать обучающихся к деятельности. С помощью данного кода, мы поможем обучающимся научиться правильно работать с интернет ресурсами, давая ссылки на проверенные источники, и использовать смартфон не только как средство развлечения, но и как информационный источник. Также это позволит сэкономить на расходных материалах, ведь можно не распечатывать десятки страниц с изображениями или текстом, а достаточно пары листов с QR-кодами. И, конечно же, таким образом мы способствуем формированию ИКТ компетенций обучающихся.


[1] Что такое QR-коды и как их сканировать / Kaspersky [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-a-qr-code-how-to-scan

[2] Шаповалов, М.И. Использование QR-кодов в образовательном процессе / Российский учебник [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazovatelnom-protsesse/

[3] Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020, М. - с.41 п.3.5.3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: