Глобальный эволюционизм и дискуссии о пределах роста науки




Вначале необходимо описать содержание понятия «глобальный эволюционизм». Одна из важнейших идей европейской цивилизации — идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может быть назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и большее внимание. Но в науках о неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины ХХ века в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет никакой роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. А, с другой стороны, проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в ХIХ и первой половине ХХ века осуществлялось независимо в каждой из этих отраслей познания. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации. И только к концу ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. Необходимо остановиться на выяснении смысла употребления термина «универсальная» по отношению к понятию «эволюция». Понятие универсальности используют в двух смысловых значениях: относительном и абсолютном. Относительно универсальные понятия применимы ко всем объектам, известным в данную историческую эпоху, абсолютно универсальные применимы как ко всем известным объектам, так и к любым объектам за пределами данного исторически ограниченного опыта.

Известно, что такие относительно универсальные понятия, как качество, количество, пространство, время, движение, взаимодействие и т.п. являются результатом обобщения истинных теорий, относящихся как к природе, так и к обществу. Понятие «глобальный эволюционизм» имеет аналогичное происхождение, являясь обобщением эволюционных знаний разных областей естествознания: космологии, геологии, биологии. Таким образом, можно утверждать, что понятие «эволюция», аналогично изложенному выше, является относительно универсальным. Все такие относительно универсальные понятия содержат абсолютно-универсальную компоненту. В концепции глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной от «Большого взрыва» до возникновения человечества рассматривается в этой концепции как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю. Концепция глобального эволюционизма подчеркивает важнейшую закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной, от момента сингулярности до возникновения человека, предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи. Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественное новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

Теперь обратимся к дискуссиям о пределах роста науки. В конце 60-х гг. XX в. все громче звучали голоса, предупреждающие об угрожающих явлениях и тенденциях, которые получают планетарный масштаб и могут иметь необратимые последствия для судеб всего человечества. Однако голоса эти звучали в пустыне. Казалось бы, глобальные проблемы, от решения которых, в конце концов, зависит будущее мира, немедленно должны были стать главной заботой народов Земли, общественных и политических деятелей, правительств. Примерно в этом русле и рассуждали члены Римского клуба, задавшись целью, по словам Аурелио Печчеи «воззвать к людям планеты».

В 1969 году Печчеи выпустил в свет книгу–предупреждение «Перед бездной», вместе с единомышленниками выступал с лекциями в разных странах мира, но позже признавался: «… наши упорные скитания по свету не привели, по сути дела, ни к каким ощутимым результатам — как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба – при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, нам оставалось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить благу будущего всего человечества хоть какую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-видимому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким-нибудь положительным результатам. Короче говоря, наши слова нашли не больше отклика, чем проповеди папы римского, увещевания Генерального секретаря ООН У. Тана или, скажем, предостережения обеспокоенных ученых и мыслителей. Создавалось впечатление, что их забывали еще до того, как слышали…». Поставив целью исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития, Римский клуб должен был облечь результаты работ в такую форму, которая сделала бы их достоянием широкой публики и одновременно весомым аргументом для людей, принимающих решения. Римский клуб — международная общественная организация, созданная Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) в 1968 году, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Теоретическая деятельность Римского клуба была неоднозначна: она включала в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни — всё это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей. Римский клуб положил начало исследовательским работам по проблемам, названным «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленные клубом вопросы ряд выдающихся ученых создали серию «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Прогнозы перспектив развития мира прогнозировались по компьютерным моделям, а полученные результаты были опубликованы и обсуждались во всем мире.

Цели Римского клуба были сформулированы следующим образом. 1. Добраться до самых корней истинных проблем нашего мира. 2. Способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества, мыслили глобально, не ограничиваясь национальными рамками. 3. Стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы способствовали исправлению нынешней ситуации. Решить большинство глобальных вопросов страны могут лишь объединив свои усилия. В дальнейшем идеи Римского клуба были реализованы в проекте Форрестера Медоуза в 1972 г. Модели Форрестера Медоуза был придан статус первого отчета Римского Клуба. Доклад «Пределы роста» положил начало целому ряду докладов Клуба, в которых получили глубокую разработку вопросы, связанные с экономическим ростом, развитием, обучением, последствиями применения новых технологий, глобальным мышлением. В 1992 г. Появляется новая работа Медоуза с символическим названием «За пределами роста», основной постулат которой формулируется следующим образом: есть пределы росту, но нет — развитию. Между тем до сих пор акценты в экономике делаются на росте, понимаемом как количественное увеличение, а не на развитии, при котором возможны качественные изменения. В последствии «Пределы...» Д. Медоузом неоднократно корректировались и переиздавались. В частности десять лет назад увидела свет книга Д. Mедоуза «Пределы Роста. 20 лет спустя». Теперь появилась и новая книга в которой в анализ включен и еще один период новейшей истории человечества. Необходимо отметить, что Деннис Медоуз и его коллеги написали одну из важнейших книг в истории человечества. Молодые ученые в далеком 1970-м году получили заманчивое предложение. Они должны были с помощью сухого языка цифр определить будущее человечества. 21 месяц работали они над математическими моделями и разработали несколько наиболее вероятных вариантов будущего. Основной вывод таков — безудержный промышленный рост, который переживает человечество с начала промышленной революции, в XXI веке исчерпает свой потенциал. Вне «Римского клуба» работала группа экспертов ООН под руководством известного американского экономиста Василия Леонтьева, создавшего модель «Будущее мировой экономики» (1979). Если для двух первых моделей был характерен прогнозный подход, то для модели Леонтьева — нормативный — использование нормативов, общественных приоритетов, создание гипотез развития отдельных подсистем. Основу модели Леонтьева составили различные модификации межотраслевого баланса: национальные, макрорегиональные, межрегиональные. По 15 регионам учитывалось взаимодействие 45 различных отраслей хозяйства, 8 видов загрязнения окружающей среды и 5 видов очистной деятельности. Так родилось понятие: глобальные проблемы человечества. Решение глобальных проблем требует совместных усилий всего человечества, от успеха этих усилий зависят судьбы цивилизации.

Вопросы для выполнения письменного задания по данной теме.

(Своими словами, не копируя текста, отвечаем, как поняли).

1.В чем заключаются основные особенности науки и ее отличие от религии, искусства, политики, права (вопрос на размышление из сути данного текста).

2.Как влияют идеи глобального эволюционизма на развитие технических наук? Естественнонаучных? Социально-гуманитарных?

3. Чем отличается модель классической науки от неклассической и постнеклассической?

4. Приведите свои примеры по каждому виду вненаучного знания из 2го вопроса темы.

Составить развернутый план по теме: «Глобальный эволюционизм и его последствия в решении глобальных проблем человечества».

 

Ответы необходимо присылать на электронную почту ieviev@mail.ru. Если будут вопросы, их можно направлять в вацапе по телефону 9505620531, или обсудить по скайпу, предварительно сообщив про связь по скайпу по данному номеру. Все темы уроков снабжены презентациями с датами, выставленными на сайте СУНЦ в разделе «кафедра гуманитарного образования».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: