Школа радости Сухомлинского под небом природы Увы




Сухомлинский Василий Александрович в Удмуртии

В 2018 году исполнилось 100 лет со дня рождения Схомлинского В.А.

О жизни и работе Василия Сухомлинского в Удмуртии свидетельствуют всего несколько строк его автобиографии: «В феврале 1942 года был тяжело ранен и до 17 июня 1942 года находился на излечении в госпитале. С 17 июня 1942 года по 29 марта 1944 года работал директором Увинской средней школы Удмуртской АССР. В феврале 1943 года был принят в члены КПСС». Сколько же событий стоит за этими строками!

Исследователям истории советского периода хорошо известно, что известный педагог Василий Александрович Сухомлинский в годы Великой Отечественной войны жил и работал в Удмуртии. Попал он в наши края после тяжелого ранения в феврале 1942 года, лечился в госпитале, проходил реабилитацию в посёлке Ува. Там же работал директором местной школы.

В посёлке Ува открыта мемориальная комната-музей Василия Александровича Сухомлинского. Педагоги школы создали музей и вместе с учащимися ведут поисковую работу, стали настоящими знатоками и популяризаторами творчества Сухомлинского в республике.

 

В школьном музее хранится книга приказов по Увинской средней школе, где остались записи, сделанные рукой директора.

О жизни Сухомлинского в Удмуртии в Уве я узнал, когда еще в студенческие годы проходил пионерскую практику в пионерском лагере под Увой. Проводя со своим отрядом исследования по краеведению Увинского района мы выяснили, что в Уве жил и работал директором школы Сухомлинский В.А.

 

Школа радости Сухомлинского под небом природы Увы

Красота природы Увинского района, родникового края Удмуртии с лесами, полями и реками дали основу Сухомлинскому В.А. создания «Школы радости под небом».

«Красота приро­ды как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания,— отмечал педагог,— звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность».

А. Дистервег говорил, что нужно обучать природосообразно и культурообразно! Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше складывается жизнь, нужно стремиться к гармоничному сочетанию культуры с природой.

В.А.Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Рисование - одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. В.А.Сухомлинский был твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира [ 4 ].

В свое время Д.Дидро говорил, что страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах. И это действительно так, такая страна есть – Япония, где огромное внимание в системе образования уделяется эстетическому и духовно-нравственному воспитанию и обучению.

В Японии детей от 6 до 16 лет возят во время каникул по всей стране и неторопливо показывают им горы, долины, водопады, парки, древнюю архитектуру и новые города, наполняя детские души запасом глубоких эстетических впечатлений и формируя у них первые понятия о красоте. Высокая эстетическая культура этого народа, его образцовое умение беречь красоту родной земли, производить красивые вещи в соответствии с мировыми эстетическими стандартами и даже задавать тон в этом деле — все берет свое начало в эстетическом развитии детей.

Сухомлинский В.А. писал, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа. Это была не декларация, а собственная учи­тельская позиция, преодолевающая на деле бесконечные наруше­ния единства образования и воспитания, единства логических и эстетических основ мировоззрения, в результате чего выпускники школ нередко знают, а чувствовать не умеют, истины постигают, а убеждений не вырабатывают. «Красота приро­ды как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания,— отмечал педагог,— звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность» [4, с. 573].

Воспитание природой называлось, им школой под голубым не­бом, открывающей перед детьми окно в мир. Специфический пред­мет познания в ней предполагает и особый, отличный от рацио­нального обучения метод. Он является и должен быть, тончайшим способом влияния на юную душу. Ничто не приходит само собой. Чувство прекрасного можно развить, а можно и задушить, смять, парализовать. Педагогу надо уметь вызвать из глубин это чувство и развить острую восприимчивость природы, сокровенное общение с ней. Каждый человек разумеется, по-своему эстетически открывает для себя мир. Метод эстетического воспитания природой представ­ляет собой научение правильно радоваться ей. Для этого надо уметь видеть целое: любой предмет в его законченности и связях с другими предметами, явление — в единстве всех его характеристических признаков, ландшафт, небосвод, мир — во всем их кон­кретно-чувственном богатстве. В отличие от логического познания эстетическое познание природы есть особый способ ее целостного восприятия, который исключает умертвляющий анализ, расчле­нение, препарирование предмета. «Красота сама собой влияет на Душу,— проницательно замечал В. А. Сухомлинский,— и не требу­ет разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от цветка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты» [5, с. 187].

Все прекрасное, включая бесчисленные его проявления в природе, постигается и может быть постигнуто каждым человеком самостоятельно, путем непосредственного восприятия. Но эстетическое познание мира многосложно. Оно предполагает также возможность учиться и учить красоте. Это важное дело является предметом педагогики в такой же мере, как и все другие слагаемые образования и форми­рования личности. Далеко не все люди оказываются способными глубоко прони­кать в мир красоты и вполне наслаждаться ею. Чтобы открыть глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе. Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни, тем более, в зрелом возрасте. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько ни бейся, или эти эмоции, пробудившись наконец, носят поверхностный, умозрительный характер. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир детей и они особенно чутки, восприимчивы красоте. Этот период падает более всего на годы обучения в школе. Вот почему передовая педагогическая мысль всегда включала в свои программы эстетическое воспитание юношества, обучение красоте предметного мира.

Уже Аристотель писал, что в воспита­нии первую роль должно играть прекрасное и что стремление к одной только пользе оборачивается для государства большими потерями, а для отдельного человека — невоспитанностью по части всего того, что необходимо для жизни. Первые впечатления о вещах, утверждал он, должны быть самыми лучшими. Не только просто полезное или даже необходимое должно быть предметом воспитания, но к нему надо прибавить еще все то, что возвышает и расширяет дух и зарождает понятие о красоте и благородстве потому что внимание, обращенное только на полезное, мало спо­собствует образованию свободного и благородного характера [6].

В наше время педагогика систематически возвращалась к идее воспитания чувств, придавала большое значение широкому ознакомлению детей с природой, развитию у них зрения и слуха умения рисовать, заниматься лепкой, составлять истинное и светлое представление о природе. Понимание природы должно даться как чувство, как эстетические эмоции. К. Д. Ушинский в своей педагогической теории и практике по эстетическому воспитанию, и общению с природой в частности, большое и заслуженное место. Красота природы, считал он является могучим агентом в воспитании человека, и самое заботливое воспитание без этого элемента отличается сухостью, oдносторонностью, неприятной искусственностью, душной атмосферой закрытых домов. Несчастен ребенок, если он вырос, не видя лесистых лугов и не любуясь полевыми цветами. «Зовите меня в варваром в педагогике,— писал К. Д. Ушинский,— но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [7, т. 1, с. 287]. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выра­жения закрепляет самую мысль.

Убеждение в огромном воспитательном влиянии красоты вооб­ще и прежде всего прекрасной природы вынес из своей плодотвор­ной учительской деятельности и В. А. Сухомлинский, как и К. Д. Ушинский, выпускник Полтавского педагогического инсти­тута. Знаменательно, что именно, красота, которой так поэтично и волшебно воспета Гоголем, дала миру выдающихся педагогов, которые, словно эстафету, продолжили славянскую традицию природосообразного воспитания, восходящую к Я. А. Коменскому. У наше­го современника эстетико-воспитательные убеждения сложились в целостную систему воззрений, которая апробировалась им в много­летней работе в школе. Система В. А. Сухомлинского составляет сегодня поистине золотой фонд отечественной теории и практики. Глубокое гуманное начало, идея всестороннего и гармоничного раз­вития человека — развития умственного, нравст­венного, физического и эстетического. Он продумал в своей системе все аспекты воспитания, исходя из убеждения, что нет хорошего учителя без хорошего воспитателя, что дело воспитания не ограничивается уроком, а включает внеклассную работу, воспитание есть не сумма различных меро­приятий, а передача опыта.

Сухомлинский ут­верждал: «Важную цель всей системы воспитания я видел в том, чтобы школа научила человека жить в мире прекрасно­го, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом» [5, с. 172].

Как широко и точно понята здесь кардинальная воспита­тельная задача: вводить эсте­тические богатства мира в ду­ховную жизнь детей, делать эти богатства одной из глубочай­ших потребностей, утверждаю­щих человеческое достоинство! На первом месте в решении дан­ной задачи стоит природа. Отсюда В. А. Сухомлинским делался вывод принципиального педагогического значения: «Многогранная духовная жизнь в годы отрочества требует того, чтобы природа стала не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды» [4, с. 577].

Следует также готовить и детские глаза, чтобы они правильно видели, и уши — чтобы правильно слышали, т. е. «ставить» эти органы чувств так, как «ставят» голос, чтобы человек мог хорошо петь. Совcем не просто научиться это делать, и далеко не все люди умеют правильно видеть и слышать. Старое мудрое изре­чение гласит: правильно слышит один из ста человек, а правильно видит — один из тысячи. Природа наделяет каждого эстетической способностью, но эта способность нуждается, как и всякая другая, в развитии. Про художников, например, справедливо говорят, что, если они умеют гармонично сочетать всего три цвета — они талантливы, если — четыре и более, то гениальны. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая и трудно постигаемая тайна. Смотреть и видеть - не одно и то же. «Зрение многих людей,— писал живописец Э. Делакруа,— искажено или лишено восприимчивости. Они видят вещи буквально, они не различают ничего изысканного». Если эстетическое видение мира есть его чувственное созерцание со вниманием и под действием разума, а не буквальное «глазение», то переживание включает в себя и образное ощущение предмета, и духовное влечение к нему, и взволнованное удивление, и радостное внимание. Известная мысль о том, что гений - это внимание, имеет к нашему вопросу прямое касательство; в пробудившемся эстетическом интересе к миру и духовном нас­лаждении есть подлинно частица человеческой гениальности. Не случайно древние греки считали, что чувство красоты есть послед­ний и высший дар богов людям. Принимая современную поправку о богах, можно сказать, что этот высший дар необходимо обнару­живать в каждом человеке и что школе здесь открыто широкое поле деятельности [6].

Серьезным препятствием на этом педагогическом поприще является нередко леность духа, психологическая косность, в ре­зультате чего бесценные области реального бытия остаются «вещью в себе», не становятся человеческим духовным достояни­ем. Находить путь к красоте мира мешают поверхностное и легко­мысленное отношение к природе, отсутствие ответных реакций, сложившаяся уже снобистская привычка отключать свои чувства от природы и жить единым холодным рассудком. Большим тормо­зом в эстетическом воспитании детей являются также болезни, семейные неурядицы, всякого рода обиды и огорчения, душевные расстройства и смятения, когда, как говорится, и белый свет не мил, и т. д. Все это, вместе взятое, преграждает путь красоте к сердцу человека и подчас трудно преодолимой громадой встает перед педагогом. Искусство воспитания состоит в умелом, своевре­менном и тактичном «снятии», преодолении всех препятствий, которые стоят на этом труднейшем пути.

В.А.Сухомлинский разработал глубокие и разносторонние рекомендации относительно того, каким образом надо осущест­влять эстетическое дело в школе. В этом состоит его огромная заслуга перед учительской наукой и практикой. «Красота приро­ды как средство эмоционального, эстетического и морального воспитания,— отмечал педагог,— звучит только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность» [4, с. 573].

Он раскрыл и сформулировал методологию и методику эстетического воспитания в школе и тем самым «прору­бил» в педагогике заветное окно в мир красоты.

Началом всему на этом пути является пробуждение самой способности быть эстетически воспитуемым. Чрезвычайно важен педагогический поиск отправной позиции для открытия прекрас­ного в природе и развития этой эмоциональной доминанты в Душе ребенка. Необходимо находить и организовывать благопри­ятные обстоятельства и состояния, при которых у подростка вско­лыхнулось бы и «заговорило» чувство прекрасного, «зазвенел коло­кольчик» (Горький), возвещающий о зародившейся в юной сердце любви к жизни и красоте окружающего мира. Случалось, что В. А. Сухомлинский ждал этого великого мгновения годами... И когда он замечал, наконец, как на очередном уроке любования природой при виде чудных пейзажей Полтавщины и заднепровских далей глаза маленького Петрика, Гали или Тани начинали сиять радостью, а их сердце наполнялось счастьем, то безмерно счастлив был и он сам как педагог и человек. Отсюда его предпочтение младшим классам, чтобы уже в самом раннем возрасте успеть вызвать в сердцах ребят трепет перед красотой и величием родной природы. Эстетическое пробуждение и бытие души, считал он, являются необходимой и очень важной предпосылкой формирования нравственного и гражданского облика учащихся [6].

Эти убеждения и опыт педагога во многом перекликаются воспитательными воззрениями А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, которые с пробуждением эстетического чувств связывали тот весьма желательный, счастливый романтизм отрочества и юности, в котором «душа моется», а сердце «радо себе». Такой романтизм благотворен. Он дает мощный толчок моральному и физическому совершенствованию человека. Открыв для себя сияющую красоту внешнего мира, подросток начинает интенсивно выстраивать красоту своего собственного внутреннего мира. Благословенно это стремление «заболеть» нравственной чистотой и совершенством, испытать жажду духовного возвышения и обновления! Только пройдя через очистительное пламя красоты и морального идеала, человек утверждается на всю оставшуюся жизнь в своем обретенном духовном богатстве и благородстве характера.

Осуществляя свою эстетико-педагогическую программу, В. А. Сухомлинский указывал, что при восприятии прекрасной природы «к чувству надо подвести» и что «для этого необходимы эмоциональные ситуации» [4, с. 532]. В данном случае не годятся ни дидактика, ни принуждение, ни искусственное умиление красотами природы,— одним словом, никакой учительский трафарет. Здесь необходимо свободное организационное и психологическое приготовление к восприятию, например, цветущих садов, половодья или снегопада, а также немногие, но точные, согретые собственным ощущением природы слова учи­теля, подсказывающие красоту, помогающие увидеть ее, увидеть так проникновенно и светло, чтобы она «пронзила» сердце слушателей сладостным чувством радости. Сам педагог уподоблялся в такие минуты художнику, раскрывающему сокровенный смысл какого-нибудь живописного шедевра. Все это и есть, говорил он создание эмоциональной ситуации, т. е. «чудесное прикосновение» к глубине человеческой души..

На заре жизни очень важно, чтобы нашелся человек, который вывел бы тебя на правильную дорогу. Восхищаясь цветовым великолепием природы, ее сиянием, блеском, совершенством творений, игрою причудливых форм, Василий Александрович увле­кал ребят и волновал их воображение, порой до слез, после чего они сами начинали видеть и находить красоту. Это было, утвер­ждал он, настоящим эстетическим прозрением, заданным на всю жизнь поиском радости и бодрости.

Учить умению правильно видеть и слышать мир — значит формировать вкус к природе, следовательно, и вкус к жизни, к бытию вообще. Здесь мы имеем дело со сложнейшим педагоги­ческим искусством и огромным, неустанным трудом. Так уж по­велось, что материальные потребности складываются у людей до­вольно быстро и более легко, чем духовные потребности. Еще более сложен и тернист путь к высшим проявлениям последних. Воспитатель констатировал очевидную истину, что именно «добрые чувства даются ценой великой затраты сил» [4, с. 562].

Результат эстетических усилий школы невозможно выразить в существующей отчетности с ее баллами и цифрами, непросто бывает охватить эти усилия расписанием. Тут многое «держится» на энтузиазме и самоотверженности педагога, горячо любящего свое дело и не жалеющего для него времени. Таким был В. А. Су­хомлинский. Участник Великой Отечественной войны, он вклады­вал душу в дело формирования нового поколения людей, настой­чиво учил детей поведению в природе и чувству природы. С боль­шой ответственностью относился педагог к каждому занятию под голубым небом, неизменно следуя своему девизу: учитель гото­вится к хорошему уроку всю жизнь!

И еще одну сторону дела следует отметить. Открытие красоты природы сходно с первой любовью, которая приходит к человеку тоже в счастливой эмоциональной ситуации, когда другой человек обратил на себя наше внимание, потом приковал своей красотой наш взор, опалил сердце, и оно вдруг распахнулось навстречу великой радости. Эстетическое восприятие природы при всем его бескорыстии и своеобразии есть в сущности своей тоже пости­жение природы любовью. Вне этой глубокой эмоциональной осно­вы нет и не может быть эстетической связи с миром. Любовь могущественна красотой, а красота — любовью.

Воспринимать и понимать природу сердцем — значит позна­вать ее в истинном свете и полноте проявлений. Нисколько не умаляя логическое познание, следует отметить, что оно не дает и не может дать нам всей картины окружающего мира, тогда как эстетическое познание улавливает эту картину: оно схватывает красоту природы и одухотворяется красотой. Здесь по-своему, в конкретно-чувственных образах познается объективный мир. Отсутствие эмоционального знания природы, сердечная атро­фия в отношении к ней есть такая же утрата для человека, как и жизнь, прожитая без любви, такое же невежество, как и незнание, например, таблицы умножения.

Эстетическое раскрытие природы могущественно для человека еще и в том плане, что дает ему видение самого себя в объективном мире, а также острое чувство собственного бытия, ощущение полноты и радости своей жизни. «Видение и переживание красоты окружающего мира,— утверждал В. А. Сухомлинский,— один из главных источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности той мысли, что я живу...» [4, с. 535].

Красота природы есть первая и самая доступная человеку красота. Эстетический вкус обнаруживает себя рано. Важно вовремя накапливать у детей эстетические впечатления, интенсивно развивать у них чувство цвета, тона, объема, контура, перспективы и всего природно высшего. В актах эстетического созерцания раскрываются дремлющие задатки человеческого духа, обнаруживается опыт поколений, тысячелетиями воспринимавших красоту и величие природы. Дети в своем духовно-эстетическом развитии повторяют историю человечества, которая началась с труда и удивления перед миром, отчего все древнее сознание людей поэтически озарено светом открывшейся красоты. «сознательные движения руки для создания средств производств первая искра человеческой мысли были вместе с тем и первой ступенью на пути к открытию мира красоты» [4, с. 531]. Детство человеческого общества начиналось с поэзии мировосприятия.

Единство с природой в филогенезе и онтогенезе достигали не только практикой, но и эстетической связью с миром, причем для индивидуального развития эта связь — первичная. Еще до того как человек научится что-либо производить, а также отражать мир в системе понятий, он способен уже сильно чувствовать природу, сильно переживать наплыв сознательно-бессознательных ощущений при виде ее красоты и величия. Отсюда проистекает особая и, так сказать, опережающая, предвосхищающая poль эстетического воспитания человека в масштабе всей его жизни. Отсюда — значение этой воспитательной формы во всей школьной работе. Педагогический опыт. В. А. Сухомлинского и в этом отношении неоспорим, существенен и поучителен.

Конечно, городские школы располагают меньшими возможностями для эстетического воспитания детей природой; мало способствует этому и организация громадных по количеству учащихся школ (супершкол), чему противился выдающийся педагог, тем не менее всюду при желании и умении можно найти многие способы эстетического приобщения учащихся к природе.

Как научить детей отзываться на все это великолепие природы,
проникаться до восторга ее смыслом и певучей гармонией? Как
отдавать им вместе с сердцем свое зрение и слух, чтобы состоялся
молчаливый, но многозначительный разговор с природой? Отыс-
ние всякий раз ответов на эти вопросы и было решением важней-
шей педагогической задачи воспитания природой. Чтобы испытать эстетическую радость и просветлеть душой, не обязательно иметь, например, много цветов. Достаточно одного цветка или одной ветки, покрытой инеем, чтобы усмотреть в них и почувствовать Вселенную. Зимние букеты из нескольких цветков и веточек хороши бывают как раз тем, что не перегружены и свободно расположены в пространстве, являя собой рисунок и причудливую схему живой природы. Бестолкова и разорительна давно осмеянная, но живучая страсть к собиранию огромных букет! В этих безвкусных вениках и снопах нет воздуха, окутывающего цветы, не просматривается изящество и живое расположение их формы. Надо стремиться к тому, утверждал педагог, чтобы каждый лепесток, каждая былинка радовали ребят. Надо уметь доходить в духовном развитии именно до этих прекраснейших подробностей, а не только восхищаться обилием красоты или экзотическими видами и ландшафтами.

Результат эстетического воспитания посредством природы есть проявление того, что древние греки называли катарсисом — очи­щением и возвышением духа перед лицом всего прекрасного, движением жизнеутверждающего чувства, порождением радост­ной мысли и умной радости. Все это необычайно важно в плане истинного жизнепонимания: здесь закладывается фундамент свет­лого, сильного, прочного мироощущения, мирочувствования, миро­созерцания. Таким путем достигается крепчайшая эмоционально-психологическая связь с природой, понимание универсальных взаимодействий в ней, а также гармонизация собственной души человека. Так формируются жизнеспособные люди с пламенным сердцем и солнцем в крови. Эстетическое воспитание своеобразно предопределяет участь человека, т. е. оно существенно влияет то, каким духовно складывается человек уже в детстве — свет или мрачен он душой, высок или низок в своих чувствованиях, исполнен любви или бессердечен и болен равнодушием.

Трудно переоценить роль эстетического воспитания. Восприятие прекрасного в природе приучает детей к наблюдательности, сосредоточенности и вдумчивости, укрепляет нервы и закаляет характер. Оно развивает воображение, - собственные деятельные духовные усилия ребят в освоении природы, формирует в них полифонические эмоции, от которых растет душа. «Одно несом­ненно хорошо,— признавался живописец М. В. Нестеров,— это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний, и не бессмысленных... а глубоких, вдумчивых, вековечных» [6].

Эстетическое воспитание, понятое во всем объеме его важных воздействий на человека, имеет огромное мировоззренческое значение. Так именно и понимал эстетическое дело в школе В. А. Сухомлинский.

Важным способом эстетического воспитания является живое познание родного края. Это — зрительное открытие детьми окрест­ностей своего села, посёлка или города, ближайших селений с их ландшафтами, садами и полями, озерами, реками и речушками, родниками и болотами, заливными лугами, оврагами и лесами, а также непосредственное знакомство с районным центром, обла­стью и всей «родимой стороной». Наш прославленный педагог организовывал игры учеников по ориентировке на местности, что всегда было необыкновенно увлекательно, намечал «школьные тропы», организовывал дальние походы и поездки. Он придавал большое значение прежде всего походам. Чтобы полнее ощутить красоту родной земли, эту землю надо по возможности прошагать. Как ни соблазнительно своими удобствами путешествие в автобусе или в поезде, все-таки для эстетического дела лучше всего ступить на земную, твердь и «ногами» осваивать красоту природы: острее видишь и больше замечаешь! Есть при этом возможность остано­виться, рассмотреть что-то, залюбоваться, подумать, т. е. собствен­но эстетически созерцать мир. Такое восприятие активно, оно осуществляется не только умом, глазами, сердцем, но и всем суще­ством человека. Он в данном случае как бы вбирает в себя мир плотью и кровью.

Среди многих других способов действенного эстетического знания природы одним из важнейших В. А. Сухомлинский считал рисование: Общеизвестно, что почти все дети являются страстными рисовальщиками. Д.Дидро мудро сказал, что нация способна успешно решал множество своих задач, когда ее дети умеют рисовать. В том как они рисуют и в какие игры играют, выражается духовный потенциал народа. Гимназическое образование в России включало в себя рисование в качестве важного предмета обучения. А. С. Пушкин,М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и многие другие наши писатели и поэты хорошо, и даже очень хорошо, рисовали. Это свидетельствовало о высоком эстетическом развитии и весьма благоприятно сказывалось на всей их жизни и литературном творчестве. В школах Чехословакии, например, рисование считается одной из обязательных дисциплин, а лучшие рисунки учащихся предлагаются для использования в текстильном производстве.

В.А.Сухомлинский придавал рисованию весьма большое значение в формировании внутреннего мира человека. Однако он был убежден, что этой цели не достигают ни уроки черчения, ни срисовывание кубов, шаров, чайников в классах. Педагог выводил ребят в поле, на речку, в лес, чтобы они могли рисовать живую натуру, сообщал им при этом необходимые первые сведения о свойствах и смешении красок, цветных карандашах и приемах изображения природы. Такие занятия, основанные на непосредст­венном ощущении мира, научали ребят не просто смотреть на предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмыслен­но срисовывать, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для себя наиболее красивые из них и передавать на бумаге эту красоту, проникновенно схваченную воображением и чув­ством.

Все это приводило постепенно к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению сложных отношений света и тени, к раз­личению великого множества цветов, тонов, полутонов, рефлексов и ощущению гармонии между ними, к четкому осознанию изящества и красоты природной формы и меры в самих вещах.

Рисование развивает руку, приготовляя ее к разнообразной тончайшей работе, фантазию, эстетическую ориентацию в мире, остронегативное эмоциональное отношение ко всему безобразному и уродливому, что есть в жизни. Рисование, следовательно, интен­сивно воспитывает вкус. Кроме того, поскольку оно требует уеди­ненного созерцания красоты природы, то учит и самому способу истинного эстетического восприятия, не ослабленного или сведен­ного на нет обычной окружающей суетой. В нем вырабатывается столь необходимое каждому человеку сосредоточенное духовное общение с природой, ибо надо уметь индивидуально осваивать эстетические ценности. Иного пути в сфере прекрасного нет и не может быть.

Посредством рисования в детях впервые обнаруживается спо­собность художников и творцов, ибо всякий художник «начи­нается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия приро­ды, с поэтического мироощущения и умения его выразить. Великий Микеланджело признавался, что и дня провести не мог, чтобы не освежить свои глаза внимательным созерцанием прекрасной природы и рисованием. Он испытывал «жажду» таких восприятий. Рисование пробуждает к жизни и действию художественные таланты, дает педагогам возможность разглядеть среди школьни­ков «поэтов в душе» в отличие от «теоретиков», т. е. выявить учеников, способных дивиться красоте и благоговеть перед ней. Только из их числа и формируются настоящие художники.

Но даже если «поэты в душе» не становятся впоследствии Живописцами, скульпторами или стихотворцами, уроки рисования имеют для них непреходящее значение, поскольку формируют побуждение к творчеству вообще, художественное начало во всяком труде. «Радость труда,—утверждал В. А. Сухомлинский... немыслима без чувствования красоты...» [5, с. 131] Это очень важное педагогическое положение: оно раскрывает исто­ки и подлинный характер коммунистического труда. К такому труду надо готовить детей исподволь и задолго до того, как станут они у станка или поведут по полям свои комбайны. Рисование воспитывает благородный строй мыслей и чувств, поддерживает живой эстетический интерес к природе. Жалки те люди, справедливо считал В. А. Сухомлинский, которые не имеют эстетической духовной опоры в своей жизни. Ребят нельзя оставлять ожесточенными или равнодушными. Чело­веческое равнодушие опасно и омерзительно, а детское — страш­но. Чрезвычайно важно предотвратить очерствение души, притуп­ление внимания к внешнему миру, остановку в духовном развитии детей. Рисование как раз и является одним из эффективных средств одухотворения человека.. Подобно тому как необходимо посредст­вом спорта работать над развитием детского тела и лепить физическую красоту, надо целенаправленно творить кpacoту потенции духа.

Весьма способствует эстетическому познанию также и фотографирование природы. Оно учит отбирать и выявлять красоту объектов. Наряду с организацией выставок, рисунков и фотографий, выполненных школьниками, созданием фотоальбомов родного села и края В.А.Сухомлинский настойчиво осуществлял рекомендовал такие формы эстетического воспитания, как сочинение стихов о природе, коллекционирование марок, открыток, репродукций с изображением явлений и видов природы, организацию музеев местной флоры и фауны, кружковую природоведческую работу, создание в школе аквариумов и уголков естественной красоты, торжественное проведение Дня птиц и Дня природы, Дня хлеба, праздников цветов — подснежников, сирени, колокольчиков, ромашек, роз и хризантем. Каждое из таких начинаний, когда оно не формально, есть целое эстетическое событие в жизни школы, которое учит высокому пониманию естественной красоты и глубоко западает в душу каждого ребенка.

Важнейшим способом эстетического воспитания является
охрана природы и украшение земли собственным трудом. Школь-
ный участок у В.А.Сухомлинского был царством зелени и
цветов — множества цветов, среди которых особо выделялась
аллея роз, выращиваемых учениками. Все следовали девизу:
что связано с жизнью человека, должно быть красиво. Ребята
обсадили дубками овраг за селом и расчистили окружающие
пустыри. Считалось обязательной для каждого работа в школь-
ном саду, разведение цветов и постоянное ухаживание за ними.
Это увлекало, становилось творчеством, привычкой и потребностью.
В таком регулярном труде воспитывалось умение все делать самому. Здесь складывались навыки строителей жизни, творцов прек-
красного мира. Самостоятельная эстетическая практика научила детей еще более любить и ценить красоту природы, а также вырабатывала в них активную жизненную позицию. Создавая и сохраняя красоту, они приобретали на всю жизнь умение и привычку быть такими же славными мастерами в разных своих профессиях. Эти ребята приблизились к осуществлению заветной чеховской мечты: если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! Тот мальчик или, девочка, которые сами вырастили розы в школьном саду, уже не вытопчут общественный газон, не обломают походя верхушки саженцев на улице поселка, не оборвут цветы на клумбах в город­ском сквере.

В. А. Сухомлинский ввел традицию торжественно дарить цветы своим матерям. Цветы выращивались не только затем, чтобы создать, прекрасную среду, в которой проходили занятия, но и затем, чтобы они доставляли радость другим-людям. «Жизнь убе­дила меня,— писал педагог,— что, если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным возна­граждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,— он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» [4, с. 255]. В красоте заложена основа всего нравственного развития личности, в ней — исток морали, родник чуткой совести. Если ребенок принес «свой» цветок матери, он принесет его со вре­менем Родине, своему народу. Этика и эстетика взаимопроникаем мы. «Красота окружающего мира,— писал педагог, — является могучим источником веры в добро» [4, с. 568], силой, творящей преданных сынов и дочерей своей страны, граж­дан Советского государства. Главное сочинение, в котором он системно изложил свои педагогические воззрения, включая взгля­ды на прекрасную природу, способную пробуждать в человеке великие мысли и поступки, так и названо было им — «Рождение гражданина».

Создавая для всех науку о том, как красота мира должна тво­рить красоту в самом человеке, педагог видел высшую воспита­тельную задачу в формировании людей не только любящих приро­ду, но и способных благоустраивать ее для всеобщего счастья, украшать нашу землю садами и лесами, превращать страну в цветущий край.

На уроках природоведения и изобразительного искусства учитель должен активно формировать у учащихся эстетическое восприятие природы.

Философия эстети



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: