Определение категорий тяжести последствий отказов (КТПО) и назначение приоритетов корректирующих действий видам отказов и логистическим элементам




Классификация отказов по тяжести последствий предполагает отнесение каждого вида отказа к одной из категорий тяжести последствий отказа (КТПО). Система классификации может разрабатываться для изделия индивидуально, в соответствии с требованиями контракта, или может существовать единая классификация для целого класса изделий. При классификации видов отказов по тяжести последствий (назначении КТПО) учитывают следующие факторы:

· опасность отказа для жизни и здоровья людей (в том числе, не связанных непосредственно с эксплуатацией объекта), для окружающей среды, для целостности и сохранности самого объекта, другого имущества и материальных объектов;

· влияние отказа на качество функционирования объекта и полноту выполнения им назначенных функций, возможный ущерб любого вида (материальный, моральный, политический и др.), обусловленный снижением качества функционирования объекта или невыполнением объектом миссии;

· скорость развития неблагоприятных последствий отказа, определяющая возможность принятия соответствующих мер защиты от них.

Пример возможной классификации отказов с учетом перечисленных факторов приведен в таблице 4.

Таблица 4 - Классификация отказов

КТПО Описание
I Катастрофический отказ – может вызвать гибель людей или повлечь за собой разрушение (потерю) конечного изделия
II Критический отказ – может вызвать серьезное ранение, значительный материальный ущерб или серьёзное повреждение конечного изделия, которое приведет к срыву выполнения миссии.
III Граничный отказ – может вызвать легкое ранение, незначительный материальный ущерб или незначительное повреждение конечного изделия, которое приведет к задержке или к снижению эффективности выполнения миссии.
IV Незначительный отказ – не вызывающий ранения, не причиняющий материального ущерба и не влияющий на выполнение миссии, но приводящий к необходимости непланового обслуживания или мелкого ремонта конечного изделия.

 

Таблица 5 - Категории тяжести последствий отказа для шасси слитковоза

ЛКН КТПО
2. Шасси  
2.1Опорная ось  
2.1.1 Шлицевой конец  
2.1.2 Ребордная ось  
2.2 Колесо  
2.2.1 Обод  
 
2.2.2 Реборд колеса  

 

Анализ видов, последствий и критичности отказов

Процедура АВПО, дополненная оценками показателей критичности анализируемых отказов, получила название АВПКО – анализ видов, последствий и критичности отказов. АВПКО является неотъемлемой частью АЛП изделия и служит основным источником исходных данных для большинства задач АЛП.

АВПКО = АВПО +АК

Для более детального анализа отказов проводят анализ критичности отказов. В зависимости от имеющихся данных проводят качественный и/или количественный анализ.

Качественный АК

Качественный АК выполняется, как правило, на ранних стадиях разработки, когда конструкция изделий еще не определена и нет количественных данных о надежности комплектующих изделий. Для выполнения этого вида анализа каждому виду отказа необходимо назначить качественный параметр, характеризующий вероятность его возникновения, – Таблица 6 приведены возможные значения этого параметра.

Таблица 6 - Уровень вероятности возникновения отказа

Уровень вероятности возникновения отказа Описание
A Частый отказ. Вероятность возникновения отказа за заданное время работы превышает 0.2.
B Вероятный отказ. Вероятность возникновения отказа за заданное время составляет от 0.1 до 0.2.
C Возможный отказ. Вероятность возникновения отказа за заданное время составляет от 0.01 до 0.1.
D Редкий отказ. Вероятность возникновения отказа за заданное время составляет от 0.001 до 0.01.
E Маловероятный отказ. Вероятность возникновения отказа за заданное время ниже 0.001.

Процедура качественного анализа критичности заключается в назначении приоритетов корректирующих действий видам функциональных отказов в зависимости от КТПО и уровня вероятности возникновения вида отказа.

Для этого виды отказов распределяются по матрице критичности, на горизонтальной оси которой отложены значения КТПО, а на вертикальной – уровни вероятности возникновения отказа (рисунок 2).

Рисунок 2 – Матрица критичности для качественного анализа

На матрице специалистами – аналитиками для каждого проекта индивидуально выделяются области равных приоритетов (в рассматриваемом примере это три области):

1 – высокого,

2 – среднего,

3 – низкого приоритета.

В зависимости от того, в какую область матрицы критичности попадает вид отказа, ему назначается соответствующий приоритет корректирующих действий. Рекомендуется следующая классификация элементов по приоритетам корректирующих и компенсирующих действий (таблица 7).


 

Таблица 7 – Классификация элементов по приоритетам корректирующих и компенсирующих действий.

Приоритет Рекомендации
  Функция/элемент, хотя бы один отказ которого требует особого внимания при разработке конструкции. Для таких функций/элементов необходимо предусмотреть системы контроля, сигнализации и компенсации отказа. Эти элементы должны рассматриваться как первоочередные кандидаты на изменение конструкции (замену) с целью повышения надежности всего изделия. Функция/элемент нуждается в полномасштабном АВПКО.
  Функция/элемент, отказы которого требуют внимания при разработке. Требуется оценка необходимости разработки систем контроля, сигнализации и компенсации отказа. Может потребоваться изменение конструкции (замена) с целью повышения надежности всего изделия. Для функции/элемента рекомендуется провести полномасштабный АВПКО.
  Функция/элемент, которая требует минимального АВПКО для подтверждения значения приоритета. Не рассматривается как кандидат на доработку/замену. Не требует ввода систем контроля, сигнализации и компенсации отказа.

 

В таблице 8 приведен качественный АК для шасси.

Таблица 8 – Качественный АК для шасси слитковоза

ЛКН Уровень вероятности возникновения отказа Приоритет
2. Шасси    
2.1Опорная ось    
2.1.1 Шлицевой конец D  
2.1.2 Ребордная ось D  
2.2 Колесо    
2.2.1 Обод D  
E  
2.2.2 Реборд колеса E  

Количественный АК

Процедура количественного анализа заключается в назначении видам отказов элементов ЛСИ приоритетов корректирующих действий в зависимости от КТПО и рассчитанного числа критичности, а также в упорядочении элементов ЛСИ по значениям этих чисел.

Как и при анализе функциональных отказов, видам отказов элементов ЛСИ назначается КТПО, в зависимости от тяжести последствий, к которым приводит рассматриваемый отказ (функциональный или конструктивный).

Чтобы назначить приоритеты видам отказов, они распределяются по матрице критичности, на горизонтальной оси которой отложены значения КТПО, а на вертикальной – числа критичности видов отказов. (см. табл. 8)

= λi* αij * *(Tработы)i

λi- интенсивность отказов i-го элемента, 1/ е.и.3 наработки

αij– доля j-го вида отказа i-го элемента

– вероятность возникновения последствия K-й категории тяжести для j-го вида отказа i-го элемента

(Tработы)i – наработка i-го элемента ЛСИ за время миссии

– число критичности j-го вида отказа i-го элемента ЛСИ K-й (наихудшей) категории тяжести последствии

Pij=

λФИ – интенсивность отказов ФИ, 1/е.и. наработки

Tмиссии – наработка ФИ за время миссии, е.и. наработки

 

Рисунок 3 – Матрица критичности для количественного анализа


 

Таблица 9 – Количественный АК для шасси слитковоза



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: