Византийские миниатюры, несомненно, являются очень важным источником по изучению влияния бытовых реалий на формирование основных иконографических сюжетов. Так как миниатюры, в отличие от образцов станковой и монументальной иконописи, могли включать в себя более широкий спектр сюжетов. При иллюстрации рукописей, художник почти не был связан каноном.
Так как при создании миниатюр, художник обладал большей свободой, изображение многих бытовых деталей здесь появилось раньше, чем в иконах и фресках.
Так, к примеру, на миниатюрах рукописи из Российской национальной библиотеки, которая представляет собой творение аввы Исайи, мы можем видеть изображение повседневной, бытовой жизни монахинь. В данном контексте, роль бытовых реалий и предметов одежды служит не просто фоном для изображения, но средством передачи повседневной жизни одного из женских монастырей. Сорок восемь миниатюр из рассматриваемой рукописи дают возможность проследить художественное значение бытовых реалий в произведениях искусства палеологовского периода.
Несмотря на скромное оформление рукописи – отсутствие золото и пурпура, богатая фантазия миниатюриста заметно обогатила текст.
Характерной чертой для иллюстраций данной рукописи является обилие многочисленных бытовых подробностей. Художник, заметно акцентирует внимание на архитектуре, предметах мебели, сосудах и других бытовых подробностях. Так как в тексте рассматриваемого митерика очень скудно описывается быт, архитектура, пейзаж, художник брал их непосредственно из жизни. Таким образом, миниатюры дают достаточно полные сведения о византийском быте и представляют собой важный культурно-исторический источник.
|
На всех иллюстрациях, мы можем проследить стандартное монашеское облачение – коричневая или черная мантия, такого же цвета спускающийся на плечи платок.
В.Д. Лихачева, в своей статье описывает некоторые из миниатюр[33]. На одной из них изображена царская дочь, одетая в красное платье с длинными узкими рукавами – такая одежда была также характерна для Византии времен написания рукописи. На этой же иллюстрации, изображена старая ключница, держащая в руках связку ключей.
Другая миниатюра открывает перед зрителем сцену прядения. С точностью передана прялка, которую монахиня заткнула за пояс, чтобы освободить руки, в которых она держит пряжу. Сцена прядения довольно часто встречается в византийских миниатюрах[34].
Рассмотрим миниатюру, изображающую сосуд на огне (Прил.25). Из текста рукописи, становится ясно, что данный сосуд представляет собой особый глиняный горшок с двумя ушками. Если мы обратимся к статье В.Д. Лихачевой[35], там можно встретить следящее описание данного предмета: «На миниатюре глина отмечена светло-коричневой окраской. Горшок представлен довольно большим, со сложной профилировкой».
Данный сосуд, по свидетельству В.Д. Лихачевой, не единственный в рассматриваемой рукописи. В своей статье она описывает следующую сцену: обнаженные женщины прячутся в пифосе.[36] Тулово пифоса опоясывает тонкая лента орнамента. Подобные пифосы, довольно часто находят во время раскопок в Херсонесе. Такой керамический сосуд был обязательной принадлежностью херсонесских жилых усадеб.
Часто на миниатюрах византийских рукописей можно встретить изображение разнообразных по форме лодок. Например, небольшая лодка с круто загнутым носом и длинными вёслами представлена на миниатюре хроники Иоанна Скилицы (Прил. 26). В евангелии Парижской Национальной библиотеки также можно встретить изображения лодок различных форм. Довольно глубокая лодка присутствует и в иллюстрациях к рассматриваемой нами рукописи. Сколоченное из узких досок судно, с опущенными в воду веслами, плывет по волнам.[37]
|
Предметы мебели, изображенные на миниатюрах довольно разнообразны по формам. (Прил. 27) Скамейки, сидя на которых беседуют монахи и монахини чрезвычайно интересны. Мы видим монахиню, отдыхающую на круглой белой скамейке без спинки. (Прил.28). На другой иллюстрации, монах сидит на квадратной скамье.
На многих миниатюрах данной рукописи, изображаются книги. Перед монахиней Феодорой мы можем видеть коричневый деревянный пюпитр со сложной фигурной ножкой.
Интересно изображение сельскохозяйственных работ на одной из миниатюр к той же рукописи. Мы видим монаха, беседующего с несколькими крестьянами. У одного из них на плече висит плетеная корзина, а другой изображён с орудием, напоминающем мотыгу. (Прил.29)
Рассматриваемая нами рукопись является крайне интересным источником, на основании которого мы можем проследить некоторые аспекты повседневной монастырской жизни, но так как нас интересуют самые различные изображения бытовых реалий и бытовой культуры, в данной работе будут рассмотрены и другие памятники византийской и древнерусской миниатюры.