Ритуалы повседневности в миниатюрах рукописей».




Данный раздел посвящен различным проявлениям бытовой культуры, на примере миниатюр рукописей. Будут рассмотрены изображения таких явлений, как рождение, смерть, войны, пиршества, придворный церемониал и др.

Как уже упоминалось выше, при создании миниатюр, художник обладал большей свободой в изображении бытовых реалий, поэтому миниатюра являются важным источником, позволяющим реконструировать не только отдельные предметы быта, но также и явления жизненного цикла.

C введением в употребление пергаменного кодекса — книги — появились первые миниатюры — композиции, располагаемые на отдельном листе или занимающие большую его часть. B них особенно часто художники употребляли красную краску, называемую по-латыни минимум (minium). От нее и возникло название «миниатюра». Самые ранние из дошедших до нас византийских миниатюр, относятся к V веку[38].

В XIV веке миниатюра, по мнению В. Н.Лазарева, перестает играть ведущую роль, уступая иконе, приобретающей исключительное значение[39], а по словам Н. П. Кондакова, XIV–XV века – время полнейшего упадка искусства миниатюры. Но тем не менее, до нас дошло большое количество памятников византийской и древнерусской книжной миниатюры, на примере которых мы рассмотрим различные аспекты бытовой культуры.

Отображение на иконе такого явления, как рождение, мы уже рассматривали в предыдущей главе, на примере композиций «Рождество Богородицы» и «Рождество Христово». Иконографическая схема этой композиции, сформировалась довольно рано. Интересно то, что первой была разработана иконография «Рождества Христова», а все остальные композиции по этому примеру: роженица, служанки, омовение младенца. Таким образом, отображение сцен рождения на миниатюрах рукописей, не будет значительно отличаться от икон. Но мы все же рассмотрим данное явление на примере миниатюры с изображением Рождества Богородицы из Менология Василия II. (Прил.30) Здесь мы можем видеть ложе, застеленное белой простынею, на котором возлежит Анна – мать Марии. Вокруг нее суетиться служанки – они подносят роженице блюда с едой. Одна из девушек протягивает плоскую тарелку, которую поддерживает белым платом. Еще одна служанка находится в нижней части композиции, традиционно выделяемой для «Омовения младенца». Здесь мы видим довольно большую купель с водой и кувшин с ручкой. На кувшине очень интересная деталь – носик для слива оформлен в виде головы, напоминающей хищную птицу.

Обратим внимание на то, как разнообразны одеяния изображаемых женщин. Анна, традиционно для замужней женщины изображена в покрывающем голову мафории, который надет поверх туники. Подносящие блюда женщины, изображены с непокрытыми головами – это говорит о том, что они не замужем. Они облачны в хитоны, поверх которых накинуты длинные покрывала, напоминающие гиматий. Некоторые из служанок изображены с оголенными руками, что нечасто можно встретить на иконах. Женщина, омывающая младенца, изображена в одной подпоясанной тунике без рукавов. На голове у нее светлая косынка из вод которой выбиваются пряди волос. Такое одеяние продиктовано соображениями удобства при омовении.

На примере данной миниатюры, мы можем реконструировать обстановку, сопровождавшую рождение младенца.

Другим важным «ритуалом повседневности» является смерть. Сцены погребения мы можем видеть в житийных циклах (например, клейма), в сценах погребения мучеников – можно, также проследить на примере миниатюр из Менология Василия II. Сцена из христологического круга «Положение во гроб», также дает возможность проследить изображение такого явления жизненного цикла, как смерть. В первой главе данного исследования, мы уже рассматривали такие композиции, как «Воскрешение Лазаря» и «Успение».

На примере византийской миниатюры «Успение Пресвятой Богородицы» XI века из Евангелиария, хранящегося в монастыре Дионисиат на Афоне (Прил.31), мы можем проследить такое явление, как ополаскивание умершего. Художник-миниатюрист акцентирует наше внимание на скорбные лики, собравшихся апостолов: один из них, отвернувшись, утирает слезы, некоторые простирают руки к ложу, на котором лежит тело Богородицы. Стоящий у ног Марии, апостол, склонившись над ложем, утирает слезы платом, а другой, расположенный симметрично ему, совершает каждение – что является традиционной чертой погребального обряда.

На другой миниатюре из Евангелия XIII века, хранящегося в монастыре Ивер (Прил.32), помимо вышеперечисленных деталей, мы можем видеть, как стоящий за ложем человек, скорбно вздымает руки над головой, возможно он совершает молитву, а в верхней части композиции, мы видим башнеобразное строение, в окне которого, художник изобразил плачущих женщин. Такое разделение регистров на мужской и женский, является актуальным во многих восточных культурах и сегодня. Например, как в мечетях, так и в синагогах, при совершении богослужений и обрядов, мужчины, традиционно, занимают нижнюю часть помещения, а женщины – верхнюю (балконы, лоджии).

К теме пира, мы уже обращались, рассматривая композицию «Брак в Кане». В данном разделе, на примере миниатюры Евангелия из монастыря Ивер (Прил.33), мы обрати внимание на одежды, присутствующих на брачном пире людей.

Композиция «Брак в Кане». Традиционно делится на две части, первая из которых отображает пир, а вторая – претворение воды в вино. Почти все бытовые детали повторяются с теми, о которых мы уже рассуждали в прошлой главе, но хотелось бы отметить такую деталь сервировки стола, как наличие у каждого гостя своей индивидуальной тарелки. Такая точность в передаче убранства стола в памятнике, довольно раннего периода, на мой взгляд, связана с тем, что искусство миниатюры было менее подвержено строгому канону, в отличие от икон и фресок. Также интересная деталь – это полотенце, свисающее с плеча слуги, наливающего гостю вино. Это чисто-бытовая деталь, которая взята миниатюристом непосредственно из жизни.

Теперь обратимся к одеждам. Христос изображен в своем традиционном одеянии – это хитон и гиматий. На Марии мы также видим характерные одежды: синяя туника, поверх которого – пурпурный мафорий. Волосы Богородицы полностью скрыты под чепцом. Слуги одеты в короткие (чуть ниже колен) подпоясанные хитоны с длинными узкими рукавами. Такая одежда, как и на рассматриваемой выше сцене «Рождества Богородицы», является наиболее удобной для их работы.

Жених и невеста, сидящие в центре стола, богато одеты. На женихе – хитон, по верх которого богато расшитый камнями плащ, накинутый на одно плечо. Мы можем видеть застежку плаща, напоминающую брошь. На голове у него массивный золотой венец. Невеста облачена в тунику с золотым лором – это довольно большой по площади округлый ворот и перпендикулярно спадающая от него золотая нашивка. В подобного рода одеждах, традиционно изображаются на иконах царственные особы. На голове у невесты, также золотой венец. Интересно, что такой свадебный головной убор как венцы, и сегодня используются при совершении таинства венчания в христианстве восточного обряда.

Также за столом присутствует еще одна фигура – старец, держащий в руке кубок с вином и беседующий со слугой. Скорее всего – это, упоминающийся в евангельском тексте архитриклин – распорядитель пира[40], которому подносят на пробу «новое» вино, перед тем как поставить его на стол. Старец изображен в хитоне, поверх которого надета аскетичная темно-зеленая мантия, напоминающая монашеское одеяние. Также, в отличие от других мужчин (не считая жениха), на нем головной убор – обмотанный вокрг шеи и спадающий на плечи плат. В иконописной традиции, в таких головных уборах изображаются иудейские старцы и фарисеи. Подобного рода одеяния, мы можем видеть на многих композициях: «Вход в Иерусалим», «Преполовение» (Отрок Иисус, беседующий со старцами в храме), «Воскрешение Лазаря», а также на изображениях других сцен, в которых принимают участие фарисеи.

Рассматривая изображения явлений жизненного цикла, нельзя не упомянуть о таких событиях, как войны, строительство новых городов и других глобальных вопросах, которые были неотъемлемой частью жизни для человека средневековья. Отображение этих тем получило широкое распространение в миниатюрах, иллюстрирующих такие исторические документы, как хроники и летописи. До наших дней дошло немалое количество замечательных памятников, например, «Хроника Иоанна Скилицы» XIII века, «Хроники Константина Манассии» (Болгария), «Венгерская хроника» XIV века, «Большие Французские хроники», «Радзивиловская летопись» — рукопись конца XV века, а также «Николаевская летопись» XVI века. Эти и другие рукописи, сегодня являются важным историческим источником. Так А. В. Арциховский называл летописные миниатюры «окнами, сквозь которые можно смотреть на исчезнувший мир древней Руси»[41]. Конечно, невозможно охватить такую обширную тему как иллюстрации хроник и летописей, в рамках данного параграфа, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые отдельные миниатюры и попытаемся их проанализировать.

«Построение Новгорода ильменскими славянами» — это довольно простая по своему композиционному построению иллюстрация из «Радзивиловской летописи» (Прил.34). «Словене же седоша около озера Ильменя, и прозвашася своим именем, и соделаша город, и нарекоша Новгород»[42] — так звучит сопровождаемый данной иллюстрацией текст. Перед нами будущие новгородцы, очевидно строящие городскую стену. У них в руках топоры, на длинных ручках. Один из мужчин рубит деревья, другие переносят уже готовые бревна к месту возведения стены, где два строителя тщательно укладывают бревна, сооружая крепостную стену.

«Сражение полков Мстислава Романовича и Василька Володаревича Минского; пленение Мстислава Васильком» (Прил.35) — еще одна иллюстрация «Радзивиловской летописи», на примере которой мы рассмотрим сражение. А. В. Арциховский, в своем труде подчёркивает, что рассматриваемая нами рукопись изобилует изображением оружия, приём мечи, изображаемые на миниатюрах летописи, имеют архаичный для XV века характер, но тем не менее встречаются в российских музейных собраниях.[43]

На данной иллюстрации мы можем наблюдать две несущиеся друг на друга конницы. Обнажив мечи, воины, готовятся нанести удар. Также мы видим знаменосцев, один из которых уже пал в бою (знамя лежит рядом с ним), а другой скачет с развивающимся знаменем в руках. Воины облечены в доспехи: нагрудники, шлемы. Можем различить княжескую шапку на одним из скачущих в первом ряду воинов – очевидно, это Василько Володаревич. В правой части композиции, мы видим сцену пленения Мстислава: один из воинов хватает пленника за руку, Мстислав пытается защищаться, держа в другой руке меч, но его княжеская шапка уже лежит на земле, что несомненно является символом поражения. Многие исследователи, такие как В.И. Сизов, М.И.Артамонов, Н.П. Кандаков и др, исследуя данную рукопись, приходили к различным выводам об исторической точности или погрешности в изображениях оружия, доспехов и других атрибутов, но нас, в данный момент, интересует не столько историческая достоверность изображаемых событий, сколько наличие множества мелких деталей: например, в изображениях лошадей (стремена, сбруя и др.).

В рукописях хроник и летописей, нередко описываются и морские сражения. Одно из них мы можем видеть на примере миниатюры «Греческий огонь» из Мадридской рукописи Хроники Иоанна Скилицы (Прил36), где изображено сражение, в котором византийцы применяют, так называемый, греческий огонь, уничтожая флот врага.

В заключение, мы рассмотрим еще одну миниатюру из упомянутой выше рукописи – Хроники Иоанна Скилицы, иллюстрирующую жизнь византийского царского двора. Это миниатюра «Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве». (Прил.37)

Центральное место в композиции, занимает сцена, так называемого, «поднятия на щит». Изначально поднятие на щит было главным моментом военной инвеституры императора, затем эта традиция стала частью церемонии венчания на царство. Щит, на который воздвигали императора, обычно, держали высшие сановники, а в случае венчания на царство соправителя щит держали сам правящий император и сановники.

На рассматриваемой миниатюре, мы видим, как патриарх возлагает венец на голову императору. Патриарх Никифор держат в руке жезл с массивным, украшенным камнями набалдашником, аналогичный тому, что держит император. Их одеяния также аналогичны, различаются лишь по цвету: император – в золотом, патриарх – в голубом. Царские одежды представляют собой длинный, в пол, хитон, украшенный уже встречавшимся нам ранее лором. На голове у Михаила, только что возложенный венец, который является, хоть и приблизительным, но все же источником реконструкции. Подобного рода императорский венец встречается на многих памятниках византийской живописи (например, изображение Юстиниана I Великого на мозаике базилики Сан-Витале в Равенне). На голове патриарха Никифора – митра, которая остается головным убором епископов и по сей день.

Как уже упоминалось выше, сановники держат щит, на котором происходит действие. На них надеты укороченные хитоны, на ногах – сапоги. Головные уборы – отсутствуют, очевидно, из соображений практичности и удобства. Щит окружили многочисленные придворные, собравшиеся на церемонию. Все осе они облачены в нарядные длинные хитоны, хоть и не такие роскошные как у императора и патриарха. На некоторых из них – головные уборы, в виде белых прямоугольных шапочек. Придворные простирают руки к императору, выражая свою радость. Над собравшимися возвышается ряд труб, звук которых сопровождает это торжественное событие.

По итогам данной главы, можно сделать следующий вывод: бытовой фон миниатюр как византийских, так и древнерусских рукописей, разнообразнее, чем бытовой фон иконы или фрески и позволяет, в некоторых случаях, реконструировать важные явления бытовой жизни. Кроме того, иллюстрации таких документов как хроники и летописи, являются важными историческими источниками. Но тем не менее, миниатюра – это в первую очередь иллюстрация к тексту и поэтому, разнообразие бытовых предметов, изображенных на миниатюрах, должно иметь обоснованную связь с текстом.

 

 

Заключение.

В рамках данного исследования был проведен анализ иконографической интерпретации предметно-бытовой среды в иконе и рассмотрен как отражение представлений средневекового человека о быте, повседневности, ритуально-обрядовых взаимоотношений.

Опираясь на собрания икон из российских музейных коллекций, на богатое наследие византийских и древнерусских миниатюр, а также на сохранившиеся фресковые и мозаичные ансамбли, мы попытались выявить и проанализировать предметно-бытовую среду в различных контекстах.

В первой главе были выявлены иконы протоевангельского и христологического циклов, а затем был проанализирован бытовой фон данных икон. Мы постарались интерпретировать выявленные предметы и по возможности, соотнести их с бытовыми реалиями времени написания исследуемых икон. К тому же на протяжении всей работы, мы сравнивали между собой иконы, относящиеся к одной и той же иконографической схеме, но к разному времени написания и художественным центрам. Также мы проследили различия в насыщенности бытовыми реалиями византийских икон и фресок с древнерусскими.

Затем мы выбрали несколько икон, изображающих один и тот же сюжет («Троица Ветхозаветная») и проследили эволюцию значения предметно-бытовой среды.

Во второй главе мы исследовали бытовой фон на примере миниатюр рукописей.

По окончании данного исследования, можно сделать следующий вывод: предметы, изображающиеся на иконах, как правило немногочисленны и имеют символическое наполнение. К тому же, они не имеют разнообразия форм и служат лишь как часть сформированной и устоявшейся иконографии. Ранние иконы – имеют простую иконографическую схему и минимальное количество изображаемых предметов. Со временем композиции усложняются и бытовой фон пополняется новыми деталями.

Во многих композициях, предметно-бытовая среда почти полностью отсутствует (за исключением одежд или каких-либо символических архитектурных строений). В таких сюжетах все внимание отводится сложности символического и богословского содержания (В качестве примера, можно привести композицию «Преображение Господне».

На примере иконы «Троица» VII века. Было выявлено, что в поздних иконах, художники намеренно акцентируют внимание зрителей на бытовых моментах, усиливая тем самым материальную трактовку. Таким образом, происходит «обмерщение» иконы – она принимает более светский характер.

Искусство миниатюры, более свободное от «условностей» канона, позволяет на примере иллюстраций к рукописям рассмотреть, так называемые «ритуалы повседневности», включающие в себя важные для каждого человека события: рождение, вступление в брак, смерть и др. Но тем не менее, это все же каноничное искусство и главное в нем – фигуры Христа, Богоматери, святых, а предметно-бытовая среда – это лишь средство, с помощью которого, художник доносит до зрителя суть происходящего.

 

 

Список литературы

1. Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник / А. В. Арциховский. – Москва: МГУ, 1944. - 213 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Москва: Российское библейское общество, 2006. – 1376 с.

3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. – Санкт-Петербург: Мифрил, 1995. – 256 с.

4. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства / Ю.Г. Бобров. – Москва: Художественная школа, 2010. – 256 с.

5. Ботт И. К. Русская мебель: История. Стили. Мастера / И.К. Ботт. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003. – 507 с.

6. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век / Вздорнов Г.И. — М.: Искусство, 1986. — С. 8 – 9.

7. Горячева Т. Д. Древнерусская живопись как исторический источник в трудах В. А. Плугина / Т.Д. Горячева // Историческое обозрение. – 2008. – №9.

8. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1 – Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1914. – 387 с.

9. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2 – Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1915. – 387 с.

10. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески / В.Н. Лазарев— Москва: Искусство, 2000. — 304с.

11. Лазарев В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев– Москва: Искусство, 1986. – 297 с.

12. Лихачева В.Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в минитюрах рукописи Государственной Публичной библиотеки гр. № 243/ Лихачева В.Д. // Византийский временник. Т.27 / ред. З.В. Удальцова – Москва: Наука, 1965. – С. 229–243.

13. Лихачева В.Д. Художественная функция бытовых предметов в иконе «Троица» Государственного Эрмитажа / Лихачева В.Д. // Византийский временник. Т.26 / ред. М.Н. Тихомиров – Москва: Наука, 1965. – С. 239–248.

14. Никольский М. В. Символика категорий пространства и времени в иконах / М. В. Никольский // Вестник ТГУ. – 2012. – №12.

15. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией / О.С. Попова – Москва: Искусство, 1980. – 254 с.

16. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа / И.А. Припачкин. – Москва: Паломник, 2001. – 135 с.

17. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи / Б.В Раушенбах – Москва: Наука, 1980. – 287 с.

18. Рудаков П.А. Очерки византийской культуры, по данным греческой агиографии /П.А. Рудаков – Москва: т-во "Печ. С.П. Яковлева",1917. С. 147.

19. Русское декоративное искусство от древнейшего периода до 18 в. В 3 т. Т.1. / ред. А. И. Леонова. – Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1965. – 504 с.

20. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский – Москва: Благо, 2008. – 656 с.

21. Холдин Ю. Сквозь пелену пяти веков: Сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого: [Альбом] / текст Е. Даниловой. — Москва: ИФА, 2002. — 417 с.

22. Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII – XIV в.) / А.Л. Якобсон. – Москва; Ленинград: Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950. – 258 с.

23. Азбука веры. Библиотека. [Электронный ресурс] / Азбука веры. – Режим доступа: https://azbyka.ru – Загл. с экрана.

24. Руниверс. Галерея. [Электронный ресурс] / Руниверс. – Режим доступа: https://runivers.ru – Загл. с экрана.

25. Русская икона. Церковное искусство. [Электронный ресурс] / Русская икона. – Режим доступа: https://www.ruicon.ru/arts-new/find.php – Загл. с экрана.

26. Христианство в искусстве. Библиотека. [Электронный ресурс] / Христианство в искусстве. – Режим доступа: https://www.icon-art.info – Загл. с экрана.

27. Христианство в искусстве. Галерея. [Электронный ресурс] / Христианство в искусстве. – Режим доступа: https://www.icon-art.info – Загл. с экрана.

 

Приложение.

1. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот. XVI век. Псковский гос. объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков.

2. Рождество Богородицы. Кон. XI- нач. XII в. Монастырь Дафни, Афон.

3. Рождество Богоматери. XV в. Двусторонняя икона-таблетка.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад.

4. Рождество Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богородицы. Сер. XVI в.

Из собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.

5. Рождество Богородицы. XVI в. Сергиево-Посадский гос. историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад.

6. Благовещение. XV в. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Кириллов.

7. Дионисий. Благовещение у кладезя. Нач. XVI в. Собор Рождества богородицы Ферапонтова монастыря, Ферапонтово.

 

8. Благовещение у кладезя. XIV в. Кахрие джами, Стамбул.

 

9. Рождество Христово. 1410–1430 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

10. Рождество Христово. Кон. XV — нач. XVI вв. Палаццо Леони Монтанари, Виченца.

11. Дионисий. Брак в Кане. Нач. XVI в. Собор Рождества богородицы Ферапонтова монастыря, Ферапонтово.

12. Брак в Кане Галилейской. XIV в. Монастырь Грачаница, Косово.

13. Брак в Кане Галилейской. Фрагметы. XIV в. Монастырь Грачаница, Косово.

14. Христос и самарянка. Двусторонняя икона-таблетка. XV в. Сергиево-Посадский гос. историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад.

15. Воскрешение Лазаря. 1470–1480-е гг. Из праздничного чина церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.

 

16. Вход Господень в Иерусалим. Деталь иконы. Ок. 1341 г. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород.

17.

18. Мастерская Андрея Рублева. Омовение ног. 1425–1427 гг.

Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад.

19. Тайная вечеря. Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

20. Жены-мироносицы у Гроба Господня. XV в. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

21. Успение Богоматери. Конец XIV в. Из церкви Успения в селе Курицко близ Новгорода. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

 

22. Андрей Рублев. Троица. Ок. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

23. Троица. Конец XIV в. Музей Бенаки. Афины.

 

24. Троица. Конец XV в. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

25. Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная. 1671г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

 

26. Творения аввы Исайи 1450г. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

 

27. Леон V и Михаил Рангаве (Травлос) во дворцовой церкви. Изгнание императорской семьи. Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Национальная Библиотека Испании, Мадрид.

28. Беседующие монахи. Творения аввы Исайи. 1450г. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

 

29. Творения аввы Исайи. 1450г. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

 

30. Творения аввы Исайи. 1450г. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург.

31. Рождество Богородицы. Менологий Василия II (Ватиканский менологий).

Ок. 985 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим.

 

32. Успение Пресвятой Богородицы. Евангелиарий. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон.

 

33. Успение Пресвятой Богородицы. Евангелие. XIII в. Монастырь Ивер, Афон.

34. Брак в Кане. Евангелие. Конец. XIII в. Монастырь Ивер, Афон.

35. Построение Новгорода ильменскими славянами. Радзивиловская летопись. IX в. Библиотека Академии Наук, Санкт-Петербург.

36. Сражение полков Мстислава Романовича и Василька Володаревича Минского; пленение Мстислава Васильком. Радзивиловская летопись. IX в.

Библиотека Академии Наук, Санкт-Петербург.

 

 

37. Греческий огонь. Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Национальная Библиотека Испании, Мадрид.

 

38. Патриарх Никифор I венчает на царство Михаила I Рангаве.

Хроники Иоанна Скилицы. XII в.

Национальная Библиотека Испании, Мадрид.

 


[1] Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век / Вздорнов Г.И. — М.: Искусство, 1986. — С. 8 – 9.

[2] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи / Б.В Раушенбах – Москва: Наука, 1980. – 287 с.

[3] Лазарев В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев– Москва: Искусство, 1986. – 297 с.

[4] Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески / В.Н. Лазарев— Москва: Искусство, 2000. — 304с.

[5] Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией / О.С. Попова – Москва: Искусство, 1980. – 254 с.

[6] Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский – Москва: Благо, 2008. – 656 с.

[7] Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи / Б.В Раушенбах – Москва: Наука, 1980. – 287 с.

[8] Лихачева В.Д. Художественная функция бытовых предметов в иконе «Троица» Государственного Эрмитажа / Лихачева В.Д. // Византийский временник. Т.26 / ред. М.Н. Тихомиров – Москва: Наука, 1965. – С. 239–248.

Лихачева В.Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в минитюрах рукописи Государственной Публичной библиотеки гр. № 243/ Лихачева В.Д. // Византийский временник. Т.27 / ред. З.В. Удальцова – Москва: Наука, 1965. – С. 229–243.

[9] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. – Санкт-Петербург: Мифрил, 1995. – 256 с.

[10] Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства / Ю.Г. Бобров. – Москва: Художественная школа, 2010. – 256 с.

[11] Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1 – Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1914. – 387 с.

Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2 – Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук, 1915. – 387 с.

[12] Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа / И.А. Припачкин. – Москва: Паломник, 2001. – 135 с.

 

[13] Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник / А. В. Арциховский. – Москва: МГУ, 1944. - 213 с.

[14] Лазарев В.Н. История византийской живописи / В.Н. Лазарев– Москва: Искусство, 1986. – С. 90-91, 165-166

[15] Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией / О.С. Попова – Москва: Искусство, 1980. – С. 38-65

[16] Лихачева В.Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в минитюрах рукописи Государственной Публичной библиотеки гр. № 243/ Лихачева В.Д. // Византийский временник. Т.27 / ред. З.В. Удальцова – Москва: Наука, 1965. – С. 229–243.

[17] Горячева Т. Д. Древнерусская живопись как исторический источник в трудах В. А. Плугина / Т.Д. Горячева // Историческое обозрение. – 2008. – №9.

 

[18] Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб.: Мифрил, 1995. С.25-26.

[19] В.Н. Лазарев. История Византийской живописи, т. I. М., 1947Ю стр.210.

[20] Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. — СПб.: Мифрил, 1995. – С. 66.

[21] Протоевангелие Иакова XI,1.

[22] Ин.2:6

[23] Ин.6, 5—27.

[24] Ин.11:38.

[25] Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995. – с.108

[26] Лк.22,18.

[27] Бытие, 8, 16, 18.

[28] Лихачева В. Д. Художественная функция бытовых предметов в иконе «Троица» Государственного Эрмитажа: (К вопросу о развитии элементов реализма в византийской живописи) // Византийский временник. Т. 26. — М.: Наука, 1965. — С. 239–247.

[29] Рудаков П.А. Очерки византийской культуры, по данным греческой агиографии /П.А. Рудаков – Москва: т-во "Печ. С.П. Яковлева",1917. С. 147.

 

[30] Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес (XII – XIV в.) / А.Л. Якобсон. – Москва; Ленинград: Изд. и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Л., 1950. – 258 с.

 

[31] Ботт И. К. Русская мебель: История. Стили. Мастера / И.К. Ботт. – Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2003. – 507 с.

[32] Русское декоративное искусство от древнейшего периода до 18 в. В 3 т. Т.1. / ред. А. И. Леонова. – Москва: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962-1965. – 504 с.

 

[33] Лист 47

[34] Лихачева В. Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в миниатюрах рукописи ГПБ. Гр. № 423 // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 229-242.

[35] Лихачева В. Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в миниатюрах рукописи ГПБ. Гр. № 423 // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 229-242.

[36] Лихачева В. Д. Роль бытовых реалий и пейзажа в миниатюрах рукописи ГПБ. Гр. № 423 // Византийский временник. 1967. Т. 27. С. 229-242. Т.1,л.61

[37] Т.1,л.61

[38] Кведлинбургская Итала. 430-е годы.

[39] В. Н. Лазарев. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.с.165.

[40] Ин.2.8,9.

[41] Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. С. 4.

[42] Радзивиловская летопись.

[43] Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. С. 8, 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: