Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Интерпретация результатов:
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Уровень сформированности | 1 «а» класс | 1 «б» класс | 1 «в» класс | Общее количество | ||||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
0 уровень | - | - | - | - | - | - | - | - |
1 уровень | - | - | 11% | - | - | 3% | ||
2 уровень | 37,5 % | 11 % | 19% | 19% | ||||
3 уровень | 62,5% | 78 % | 81 % | 78% |
Вывод: у большинства учащихся при поступлении в школу сформирована школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована). 3-е учащихся со слабым уровнем сформированности позиции школьника определены в «группу риска» по фактору школьной дезадаптации.
4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников):
|
Цели | Актуальные задачи | Кон3.тингент | Виды работ и мероприятия (услуги), посредством которых реализовывалось направление | Результаты |
Изучение уровня и характера школьной тревожности. | -провести диагностику уровня и характера школьной тревожности, - провести анализ причин повышения тревожности у учащихся. | Учащиеся 5-х классов | 1.Психологическаядиагностика 1.1. Групповая форма - Диагностика уровня тревожности (тест школьной тревожности Филлипса) | Получены данные об уровне и характере тревожности обучающихся. *** |
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления психического здоровья учащихся. | -консультирование по вопросам снятия напряжения и профилактики неврозов, по психологическим проблемам обучающихся, связанным с внутрисемейными факторами, влияющие на психологическое здоровье школьников | Родители, классные руководители | 1. Психологическое консультирование 1.1. Индивидуальные консультации | Оказана консультативная помощь родителям, педагогам, направленная на решение проблем, связанных с повышенным уровнем тревожности ребенка. |
*** ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам диагностики уровня школьной тревожности учащихся 5-х классов
МОУ СОШ № 1
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у учащихся 5-х классов, выявление учащихся с признаками повышенной и высокой тревожности, сбор данных для консультирования классных руководителей, родителей, администрации.
|
Методика: методика диагностики школьной тревожности Филлипса.
Результаты исследования:
Всего обследовано 61 чел. (5 «а» - 20 чел., 5 «б» - 17 чел.,5 «в» - 24 чел.).
Средние показатели по классам:
Показатели | Классы | |||||
5 «а» | 5 «б» | 5 «в» | ||||
кол-во чел. | % | кол-во чел. | % | кол-во чел. | % | |
Высокий уровень тревожности | ||||||
Повышенный уровень тревожности | 4 | 20 | 12,5 | |||
Норма | 87,5 | |||||
Общая тревожность в школе | ||||||
Переживание социального стресса | 12,5 | |||||
Фрустрация потребности в достижении успеха | ||||||
Страх самовыражения | ||||||
Страх ситуации проверки знаний | 23,5 | |||||
Страх не соответствовать ожиданиям | ||||||
Низкая сопротивляемость стрессу | ||||||
Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 23,5 |
Вывод: Повышенной тревожности соответствуют показатели выше 50%, высокой тревожности – выше 75%. Таким образо м, на основании среднегрупповых данных, можно сделать вывод о благополучном, нормальном уровне тревожности по всем показателям тревожности в 5 «В» классе.
В 5 «Б» класс 64 % учащихся переживают социальный стресс и испытывают страх не соответствовать ожиданиям других, 59 % учащихся переживают страх самовыражения (переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей).
|
Более половины 5 «А» класса (55%) испытывают страх не соответствовать ожиданиям других. Данный фактор характеризует степень ориентации на значимость мнения других при оценке ребенком собственных достижений, поступков и мыслей, сильные переживания по поводу отзывов, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.