Коммуникативные способности – индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Успех человека зависит не только от уверенности в себе, характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Если будучи ребёнком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не мог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. И чтобы развить в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят. Структура коммуникативных способностей влючает в себя следующие виды:
1.Информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения.
2.Аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнёра и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику.
3.Регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнёру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.
|
Изучение коммуникативных способностей осуществляется в широком диапазоне. Обобщив их исследования, можно выделить стратегические и тактические способности:
1.Стратегические способности. Эти способности выражают возможность личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней ориентироваться и в соответствии с этим оформировать определённую стратегию поведения.
2.Тактические способности. Эти способности обеспечивают участие личности в коммуникации. Их можно разделить на две группы:
В первую группу входит умение коммуникативного использования личностных особенностей в общении. Сюда можно отнести особенности интеллекта, особенности развития речи, особенности характера, воли, эмоциональной сферы, особености темперамента и т.д.
Во вторую группу входит владение техникой общения и контакта. Сюда мы относим целый комплекс качеств личности: способность управлять своим поведением в общении; комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учётом в общении личностных особенностей другого человека с умениями моделировать личность другого, а также связанных со способносью отражать и понимать социально-психологические характеристики группы и способностью к пониманию места в роли каждого в группе; способность устанавливать поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.
Итак, коммуникативные способности – это множество различных умений, которые можно приобрести с помощью практики. Стоит отметить, что данная составляющая харизмы не может быть осуществлена, если человек не уверен в себе. Как мы уже упомянули ранее, люди чувствуют нашу уверенность или неуверенность за счёт невербальных сигналов. И это создаёт либо трудности в общении, либо, наоборот, создаёт для нас преимущества (зависит от степени уверенности человека).
|
Ораторское мастерство
Ещё одно составляющее харизмы – это ораторское мастерство. Ораторское мастерство – это искусство публичных выступлений и влияния на слушателей. Оно подразделяет не только умение последовательно изложить аргументы, подготовить текст речи, но также включает в себя элементы актерского искусства и знание психологии.
Компоненты ораторского мастерства:
· Голос и речь
· Внешность
· Язык тела
· Влияние на эмоции
· Взаимодействие с публикой
Голос и речь. У успешного оратора голос звучит ровно, в средней громкости. Однако перепады в тембре и интонация не менее важны, так как они делают речь более интересной, избавляют от монотонности. Ещё один важный элемент при выступлении, это четкое проговаривание слов.
А главным рычагом управления толпой является тон оратора. Но стоит понимать, что психика напрямую связана с речевым аппаратом, и если выступающий не уверен в себе, то его голос это выдаст. Выступающий будет запинаться, заикаться, мямлить, зажевывать слова. Однако у этой связи двусторонний эффект. Если оратор постарается взять под контроль свой тон, он сам не успеет заметить, как уверенность вернется к нему.
|
Внешность очень важный элемент для любого человека. Благодаря внешности люди формируют первое впечатление о человеке и, тем самым, делают вывод, как им стоит вести себя с данным человеком. Психологи твёрдо уверены в том, что внешний вид человека сильно способствует устройству на работу и достижению успехов. Были проведены психологами исследования, в результате которых оказалось, что люди воспринимают красивых людей, как более умных и успешых.
Деловой костюм — далеко не универсальный вариант. А в некоторых ситуациях он может быть вовсе не к месту. Выбор одежды для выступления зависит от четырех особенностей:
1. повода и темы выступления
2. социального статуса, настроения слушателей
3. ситуации, обстановки, в которой выступает оратор
4. способа подачи информации (комический, серьезный, драматический)
Однако в любом случае нужно подбирать аккуратный, чистый и выглаженный наряд.
Язык тела. Мимика, жесты, поза — это необходимые элементы для эффектной речи. Степень их экспрессивности подбирается под каждое выступление индивидуально. На детском празднике жестикуляция и смена выражений лица наиболее подвижны, активны. При защите научной работы эмоциональный наплыв придется обуздать. Что касается поз, то они должны выражать уверенность, настойчивость. При выступлении следует придерживаться следующих рекомендаций:
· следить за осанкой, держать спину ровно
· контролировать физическое напряжение, чтобы оно было умеренным, не зажимало в тиски
· расправить плечи
· держать голову слегка приподнятой
· держать руки на виду, выше пояса, не пряча их в карманы или еще хуже — за спину
· при выступлении себя не трогать
· умение держать взгляд, тем самым охватить всю аудиторию
Влияние на эмоции. Без эмоций выступление будет скучным и неинтересным. Следует сплетать информацию с переживаниями и чувствами. Простые фактов — это сухо. Аргументы настраивают на раздумья, занимая мысли на несколько минут, часов, дней. И только информация сплетенная с переживаниями запоминается на недели, месяцы, годы. Сведения легче запомнить, если с ними ассоциируются какие-то чувства.
Взаимодействие с публикой. Аудитория подчиняется эффекту толпы, поэтому она действует слаженно и превращается в единый механизм. К тому же, всех людей объединяет интерес к оглашенной теме. Это значит, что публика сплочена. Образно говоря, она соединяется в одну личность, с которой необходимо взаимодействовать:
· задавать вопросы, в том числе — риторические
· давать возможность спрашивать
· показывать свою близость к публичной проблеме, равность со слушателями
· поделиться искренними эмоциями
· устанавливать зрительный контакт (мысленно разделить присутствующих на небольшие группы, удерживать взгляд на каждой команде по несколько секунд)
· дарить сувениры (блокноты, ручки, фирменные атрибуты)
· поблагодарить за присутствие, уделенное время
· делать паузы на шутки, отвлечения от темы, чтобы дать участникам встречи передохнуть
И только в таком случае можно сблизиться со своей аудиторией и произвести хорошее впечатление.
Риторика – это наука, которая занимается изучением красноречия и мастерства публичных выступлений. Ораторская речь – необходимый навык для харизматика, так как благодаря ей возможно влиять на людей в целом. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами.
Заключение
Итак, мы разобрали понятие харизмы: что это значит, как она проявляется и на чём основывается. Многие ошибочно считают, что стать приятным обществу и примером для подражания невозможно, что таким можно только родиться. На деле же харизматичность – это результат кропотливой работы человека.
Основываясь на ментальную карту, мы можем сделать вывод, что харизма - это система, состоящая из множество компонентов, которые неразрывно связаны друг с другом. Если развить данные составляющие харизмы, то у человека появятся большие преимущества перед другими людьми.
Также мы сделали вывод, что конкретного образа харизматичного человека не существует, так как харизма – это всё равно что цвета, которые видит наш глаз. А вернее, то раздражение, которое передаётся в мозг через глазной нерв и которое мозг трактует как цвет. На самом деле харизмы нет. Есть лишь конкретные люди, которые в тот или иной момент, в том или ином контексте, в определённой ситуации воспринимаются, как обладатели харизматического влияния. Но несмотря на это, общие составляющие, которые являются фундаментом любой харизмы, все-таки присутствуют. И благодаря этим основным составляющим можно создать уникальный образ харизматика, благодаря которому можно влиять на людей.
Список литературы
1.https://glpni.ru/prochee/harizma-chto-eto-za-kachestvo-i-kak-ego-razvit-v-sebe.html
2. https://zen.yandex.ru/media/psl/harizma-chto-eto-za-kachestvo-i-kak-ego-razvit-v-sebe-5d50e59546f4ff00ac948bd4
3. https://ps-in.ru/harizma/
4. https://knife.media/charisma/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. https://myword.ru/charisma/index.php
5. https://www.sunhome.ru/psychology/14563
6. https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1010.html
7. https://medaboutme.ru/articles/psikhologiya_kharizmaticheskoy_lichnosti/
8. https://yourspeech.ru/artistry/acting/harizmatichnyj-chelovek.html
9. https://fingeniy.com/chto-takoe-xarizma-xarizmatichnyj-chelovek/
10. https://mypsihologiya.ru/lichnost/obayanie-i-harizma-chto-eto-takoe
11. https://lifehacker.ru/what-is-charisma/