Составляя анкету мы основывались на задачах среднего возраста, поставленными американским психологом Р. Хэйвигхерстом, Э. Эриксоном и другими психологами.




Задачи по Р. Хэйвигхерсту:

1. достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;

2. достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня;

. выбор подходящих способов проведения досуга;

. помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми;

. усиление личностного аспекта супружеских отношений;

. принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним;

. приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.

И по Эриксону:

. ответственность за состояние общества, в котором будут жить дети и внуки.

. ответственность за сохранение культуры.

3. забота о близких людях, а не удовлетворение собственных потребностей.

4. продуктивная деятельность.

АНКЕТА

Имя_________________________

Возраст______________________

Образование_________________________________________________________________________________________________________________

Семейное положение, наличие детей, внуков_____________________ ________________________________________________________________

Возраст испытуемых от 35 до 45 лет. Вариации ответов: да, скорее да, не знаю, скорее нет, нет.

№ Вопросы дда Скорее да Не знаю Скорее нет Нет 1 Вы чувствуете себя обязательной личностью в гражданской и социальной сфере? 2 Как вы считаете: достигли ли вы целей в жизни, которые являются для вас приоритетными? 3 Есть ли у вас хобби, увлечения которыми вы занимаетесь в свободное время? 4 Принимаете ли вы активное участие в воспитании ваших детей? 5 Довольны ли вы семейной жизнью? 6 Нормально ли вы относитесь к переменам, которые происходят в вашем организме и во внешности? 7 Сможете ли вы по - новому общаться с вашими стареющими родственниками? 8 Вы волнуетесь о состоянии того общества в котором в дальнейшем будут жить ваши дети и внуки? 9 Несете ли вы ответственность за сохранность культурных ценностей вашей страны? 10 Ставите ли вы свои собственные желания и нужды на первое место? 11 Часто ли у вас возникает чувство отчаяния и безысходности? 12 Осуществили ли вы свои мечты и желания, которые были у вас в молодости? 13 Верующий ли вы человек? 14 Кажется ли вам, что вы отстали от жизни и моды? 15 Есть ли у вас интерес к жизни? 16 Бывает ли вам скучно и уныло? 17 Часто ли вас одолевает усталость? 18 Вы считает, что ваша жизнь полноценная?

 

Спасибо за ответы!!!

Анализ результатов.

После анкетирования, результаты подсчитываются следующим образом.

Люди, реализовавшие свои мечты и планы и не испытывают кризиса среднего возраста - ответили «да» на вопросы с 1 по 9, 12,13,18 и «нет» - 10,11, 14-17. Испытуемые, которые близки к цели жизни и в принципе довольны и собой и своей жизнью - это анкетируемые, ответившие на вопросы 1-9, 12,13 и 18 - «скорее да» и на вопросы 10,11,14-17 - «скорее нет». Опрашиваемые, которые на все вопросы ответили «не знаю» полностью не готовы к совершенствованию и к реализации себя в этом возрасте, у них нет удовлетворенности своей жизнью в целом. Абсолютно не готовы к решению поставленных задач и находящиеся в тупике, это люди которые ответили на все вопросы «нет»., либо скорее нет.

Все результаты анкеты можно занести в диаграмму и вывести результаты.

Отталкиваясь от задач, поставленными Хэйвигхерстом и Эриксоном перед людьми среднего возраста, можно сказать, что анкетируемые, которые на все вопросы ответили «да», не находятся в стадии кризиса среднего возраста. Все остальные, так или иначе, встречаются с трудностями в жизни, и в основной части находятся в состоянии кризиса, т.к. мало поглощены социальной жизнью, семейными заботами и живут не активной жизнью.

 

Программа занятия «Поиск ресурсов в кризисном возрасте»
Занятие «Кризис среднего возраста. Дальнейшее целеполагание» <https://zamolodost.ru/trainings/crisis>

 

Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (возможна депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены или кажутся упущенными, а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком, а не "когда-нибудь в будущем". Человек пытается в этот период жизни наверстать то, что, как ему кажется, он в своё время упустил, "подтягивает" одну из упущенных сфер своей жизни до того уровня, которым он будет удовлетворен.

Продолжительность: 3-4 часа. (3 перерыва)

Для кого: для мужчин и женщин, которые находятся в состоянии кризиса среднего возраста (33-45 лет).

Цель: объяснить участникам, что происходит с ними во время кризиса среднего возраста (о чём они думают, как меняется их система ценностей, чего они боятся и о чём беспокоятся). Дать подсказки, как можно быстрее пройти данный возрастной кризис.

Программа

1. Кризис среднего возраста - что это такое и как этот этап жизни протекает у знаменитых людей.

2. Определим свои глобальные цели в различных сферах жизни.

. Научимся ставить глобальные цели

. Осознаем, что активное целеполагание возможно в любом возрасте

. Составим «генеральный план жизни»

. Вопросы и ответы (возможность узнать нюансы состояния возрастного кризиса).

Что получат слушатели: объяснение поведения человека, которые находятся в кризисе среднего возраста, с точки зрения психологии. Научаться грамотно, определять цели, не бояться будущего. Увидят перспективы в профессиональной, социальной, личной жизни. Во время перерывов участники смогут пообщаться с другими людьми, столкнувшимися с такой же проблемой, и обменяться жизненным опытом. После лекции участники смогут, применяя полученные знания, сохранить семью, избежать неврозов и психозов.

В период с 30-45 лет каждый человек сталкивается с неожиданным для себя явлением, когда на смену душевному благополучию приходит хандра, паника и страх. Когда человек начинает задумываться о быстротечности времени, о смысле и предназначении своей жизни, когда кажется что годов прожито слишком много, а достижений наоборот слишком мало. Данное несоответствие может загнать человека в тупик и в лучшем случае отнять немалое количество нервных клеток и душевных сил. В худшем - сломать жизнь.

В психологии это состояние называется кризисом середины жизни.

А вот другой термин «кризис среднего возраста» появился в обиходе специалистов, после выхода на экраны в 1997 году одноименного фильма Г. Сукачева. Эта картина рассказывает о поколении 40-летних ищущих себя и свое место в этом мире о кризисе среднего возраста. Но сам кризис не выдумка, а вполне реальная вещь. Просто большинство людей не задумывается о нем до той поры пока этот кризис не случиться в жизни каждого из нас.

Как распознать его симптомы?

Один из первых признаков - депрессия, которая развивается буквально на ровном месте. Вроде бы все хорошо, работа дом, зеленая лужайка, семья, но почему то видеть все это не хочется. И на фоне внешнего благополучия происходят конфликты с родственниками, усложняются отношения с коллегами по работе, старые и верные друзья раздражают.

В этот переломный момент человек начинает анализировать свое прошлое и настоящее. Он наконец то замечает расхождение между своими мечтами и той реальностью в которой существует. И тогда у человека может возникнуть ощущение краха всего, что было достигнуто и пережито раньше.

Мы часто строим воздушные замки в своей голове, эти воздушные замки строит сам человек, строит общество, строит страна. Политики постоянно строят воздушные замки. Можно сказать так называемая теория воздушных замков. Человеку пообещали горы, и он готов всю жизнь отдать, чтобы эти горы достигнуть, а приходит туда, а там оказывается равнины и пустыни. И в этой пустыни человек начинает искать себя. Но поскольку большинство из нас кризис застает врасплох, то мы склонны воспринимать это состояние как отклонение от нормы или болезнь. Энергетический спад, апатия и снижение интереса ко всему происходящему - это второй симптом кризиса середины жизни. И многие люди обращаются к колдунам и магам в надежде, что те исцелят душу. Что не является правильным решением.

В период кризиса как снежный ком растет внутренне напряжение от непонимания того что же происходит в душе. И статистика это подтверждает. На это смутное время 30-45 лет приходиться пик попыток суицида, разводов, перемены деятельности.

В это время у человека болит душа, в ней происходит перелом, еще бы самое цветущее время. Когда накоплен жизненный потенциал, когда человек стал взрослее и мудрее. Когда ему кажется что вот, наконец, то можно пожить ради собственного удовольствия. И вдруг, как гром среди ясного неба, человек теряет опору внутри себя.

Анна Элеонора Рузвельт, супруга 32 президента США - Франклина Делано Рузвельта, эта женщина была необычной первой леди, как впрочем, и ее муж. Рузвельт стал единственным политическим деятелем, переизбиравшимся на пост президента 4 раза. У Элеоноры было все, о чем было можно только мечтать. Власть, деньги, любовь признание. Тем не менее, накануне своего 35-летия она записала в своем дневнике: «Не думаю, что когда-нибудь я чувствовала себя так странно, я потеряла всякую уверенность в себе, я чувствую, что стою на краю пропасти».

Корни кризиса.

Существует теория, что одна из причин кризиса среднего возраста является - страх, приближающейся старости, что в принципе вполне естественно для каждого человека. Природа обустроила так, что именно этот страх становиться для слабых людей роковым обстоятельством, подавляющих их волю. Для сильных духом - стимулом чтобы жить еще полнее и успеть еще больше.

Русский классик Н. Гоголь так и не смог адаптироваться к своему возрасту и к 42 годам он перестал писать и ничего не делал без благословления священника. Страх довел писателя до полного упадка сил, у него нарушился обмен веществ, он отказывался от еды. Кроме того психика гоголя была разрушена. Врачи так и не смогли помочь ему, и он так и скончался в зените своей славы.

В период душевного кризиса, в 1930 году 40летний писатель Б. Пастернак развелся со своей первой женой Ольгой Ивенской и женился на Зинаиде Нейгауз. Написал книгу «Доктор Живаго» и стал лауреатом нобелевской премии, но от нее отказался.

По другой теории корни кризиса среднего возраста стоит искать в прошлом. Внутренний излом личности может происходить из-за отголосков выбора, который был сделан в 20 летнем возрасте. В юности нам дается уникальный шанс самим запрограммировать свой уникальный сценарий, с кем жить и как жить. Но за кого-то выбор сделали родители, кто-то сам сбился на полпути. И когда в 30-45 лет наступает переломный момент, жизненная программа начинает давать сбой. И тогда человек начинает понимать, что жить, как прежде не может и не хочет, но как жить, по-другому не знает.

Мы сами приговариваем себя к кризису. Кризис ни в коме случае нельзя рассматривать как отклонение, патологию или ту или иную тяжелую болезнь. Кризис - это поиск новых путей развития. Гениальность и коварство кризиса средних лет в том, что он отнимает ту энергию человека, которая даруется ему в юности. Он либо стимулирует человека к новым открытиям и достижениям, либо доводит до самоубийства.

Еще одной причиной кризиса средних лет является, то что этот период совпадает с периодом взросления наших детей.

-45 лет этот период, когда взрослеем ни только мы, но и наши дети. И вот тут происходит следующее. Некоторые папы и мамы, сами того не подразумевая начинаю завидовать своим детям.

Существует теория, что конфликт отцов и детей возникает из-за того что старшое и младшее поколение пытаются поменяться ролями. Например, Ж. Депардье по примеру своего сына в период кризиса пристрастился к быстрой езде на мотоцикле, что доказывали постоянные фотографии в раздел хроники происшествий с его участием.

Кризис среднего возраста не легко дается нам в отдельности, но для супружеских пар, он создает еще больше проблем.

Перерыв -15-20 мин.

Часть 2. Как бороться с кризисом средних лет

Ошибочно было бы думать что кризис - это та вершина жизни после, которой все идет пони спадающей. Скорее это время поступков, отправная точка для последующего роста. Специалисты утверждают, что в любом случае кризис не пройдет бесследно. Человек либо измениться сам, изменит свое окружение, работу семью, либо, поняв, что менять уже, что-либо поздно, постарается привыкнуть к своему возрасту статусу и смериться с этим и будет спокойно или беспокойно стареть. Интересно, что в кризисе среднего возраста первым помощником мужчины становиться женщина, причем новая.

Какой путь выбрать зависит только от самого человека, родные и близкие могут конечно попытаться влиять на ситуацию, но окончательное решение для чего и как жить мы определяем сами. Многие пытаются бороться с этими тенденциями: получая второе высшее образование, расширяя сферу деятельности либо открывая свое дело.

Также можно отправиться в путешествие. Например, А.С Пушкин в 1833 году ездил в Оренбург, незабываемые впечатления от этой поездки, встречи с новыми людьми подтолкнули поэта к написанию нового произведения «Капитанская дочка». А 30-летний А.П. Чехов в 1890 году с тоски поехал на Сахалин и там он узнал совершенно другой мир - мир отверженных каторжников. Итогом этого путешествия стала книга «Остров Сахалин».

Психологи утверждают, что кризис среднего возраста почти не встречается среди тех людей которые вместо того чтобы подсчитывать свои годы, подсчитывают свои дела. Не стоит бояться определенности, а ведь как много людей из-за собственных страхов и комплексов отказываются менять, что-либо в своей жизни.

Идет обсуждение вопросов по теории. (30 минут)

Перерыв - 15-20 минут.

Часть 3. «Генеральный план жизни»

Одним из действенных способов или ресурсов для выхода из кризиса среднего возраста или его избежание является постоянная деятельность. Если у человека есть цель, мечта к которой он стремиться и все для этого делает у него не будет времени капаться в себе и уныло просиживать вечера вгоняя себя в депрессию.

Итак, следующая часть нашего тренинга является практической. Мы с вами попытаемся составить план своей дальнейшей жизни, так называемое «дерево целей».

Как построить дерево целей

Начинать построение дерева целей нужно с вашей главной цели. Используйте правила постановки целей, чтобы правильно описать ее. Затем спросите себя: «Что нужно сделать, чтобы эта цель выполнилась? Какой шаг (действие, событие) предшествует Главной цели?» Из будущего предыдущий шаг видно лучше, чем из сегодняшнего дня. Вы сейчас можете очень точно описать, что произошло с вами вчера, но затруднитесь описать, что будет с вами через год. То же самое верно и для построения дерева целей. Представьте, что вы уже достигли цели и оглянитесь назад. Что вы делали вчера? Какие ваши мысли, действия и события привели к цели?

После того, как вы описали этап, предшествующий Главной цели, спросите себя: «А что еще мне нужно сделать, чтобы достичь Главной цели? Какой еще шаг предшествует главной цели?» Таким образом, вы расширите и дополните этот уровень.

Помните - решений всегда несколько. Пишите все решения и способы достижения цели, которые приходят вам в голову. Позже вы сможете выделить основную линию своего поведения, и у вас останется еще достаточное количество запасных вариантов.

Как только вы закончите с 1м уровнем сверху - приступайте к следующему. Так действуйте до тех пор, пока не опишете действия, которые вы сможете совершить прямо сейчас.

Улучшенное дерево целей можно построить, добавив на него линию времени и разложив на ней все этапы и подцели.

Дерево целей необходимо строить для ваших крупных, важных, жизненных целей. Для мелких и простых целей, или даже задач, подойдет обычное описание цели и простой план по ее достижению.

Не усложняйте вашу жизнь там, где все просто. И не упрощайте ее в ключевых моментах!

Пример дерева целей.

 

 

После прохождения занятия, все участники, получают целый комплекс ресурсов, направленных на выход из кризиса среднего возраста:

. Мотивация к жизни.

. Положительные эмоции.

. Общение с людьми находящимися в такой же ситуации, и понимание того что они не одиноки.

. Постановка глобальных целей жизни.

. Осознание перспективы в социальной, личной и профессиональной стороне жизни.

. Консультация специалиста.


 

Заключение

 

В данной дипломной работе, автор основывается на главную мысль: в чем смысл жизнь на данном промежутке жизни? В постоянном бичевании себя? Что важнее для человека: свое собственное счастье или все же близких людей? От чего они получат большее удовлетворение, помогая людям или зацикливаясь на себе любимом. Ведь главное донести до человека то, что они будут чувствовать большее удовлетворение от жизни, если будут участвовать в жизни семьи, близких и родных, будут ощущать себя нужными, появиться смысл жизни.

Мы достигли цель работы, которую ставили перед собой в начале исследования: изучили способы поиска ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста у людей 35-45 лет.

Подробно изучили психологические особенности кризиса среднего возраста, узнали, как протекает кризис у мужчин и женщин, какие происходят изменения в жизнедеятельности человека. Узнали все о ресурсах: виды, сферы хранения, технологии поиска ресурсов и конечно же самое главное доказали, что тренинг является методом раскрытия ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста.

В практической части нашей работы, мы создали анкету для выявления людей в кризисном возрасте, а также тренинг, который необходимо проводить с людьми в кризисе, и с помощью которого можно:

Во - первых, выявить ресурсы выхода из кризисной ситуации

Во - вторых, помочь людям избавиться от психологических проблем.
Делая вывод можно сказать, что из кризиса среднего возраста можно вывести любого человека, у которого есть желание и практическую часть данной работы нужно реализовать в жизнь и опробовать на реальных людях, и исходя из этого можно будет говорить о том, что является приоритетным в жизни человека в кризисном возрасте.


 

Литература

 

1. Рейнуотер Дж. «Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом», Прогресс: М, 1992

2. Выготский Л.С., Психология: ЭКСМО-Пресс: М, 2000.

. Бьюдженталь Дж. «Наука быть живым», Класс: М, 1998.

. Крайг Д. «Психология развития», Санкт - Петербург: Питер, 2002.

. Герриг Р., «Психология и жизнь», Санкт - Петербург6 Питер, 2004

. Франкл В. «Человек в поисках смысла», М, 1990.

. Асмолов А.Г. «Психология личности». Москва: МГУ, 1990.

. Василюк Ф.Е. «Психология переживания» Москва: МГУ, 1984.

. Маслоу А. «Мотивация и личность» Санкт - Петербург: Евразия, 2002.

. Парыгина Б.Д. «Практикум по социально-психологическому тренингу», Санкт - Петербург: Питер, 1997.

. Вачков И.В. «Основы технологии группового тренинга», Москва: Ось - 89, 2000.

. Бурлачук Л.Ф. «Основы психотерапии», Киев: Ника - Центр, 2001.

. Бурнард Ф. «Тренинг межличностного взаимодействия», Санкт - Петербург: Питер, 2001.

. Каган В.Е. «Психотерапия для всех и для каждого», Москва: ЭКСМО-Пресс, 1998.

. Келли Г. «Тренинг принятия решения», Санкт - Петербург: Питер, 2001.

. Кочюнас Р. «Психотерапевтические группы: Теория и практика», Москва: Академический проект, 2000.

. Ли Дэвид «Практика группового тренинга». Санкт - Петербург: Питер, 2001.

. Марасанов Г.И. «Социально-психологический тренинг», Москва: Совершенство, 1998.

. Рэйс Ф., Смит Б., «500 лучших советов тренеру», Санкт - Петербург: Питер, 2001.

. Торн К., Маккей Д. «Тренинг. Настольная книга тренера», Санкт - Петербург: Питер, 2001.

. Корсини Р. «Психологическая энциклопедия», Санкт - Петербург: Питер, 2002.


 

Защитное слово

 

Уважаемые председатели и члены экзаменационной комиссии и все присутствующие. Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35-45 лет» студентки: ВУЗ, ФИО

Целью данной работы является - разобраться и изучить способы поиска ресурсов для преодоления кризиса среднего возраста у людей в 35-45 лет.

Мы ставили перед собой задачи:

Изучить психологические особенности кризиса среднего возраста у мужчин и женщин.

Раскрыть понятие ресурс, его виды, сферы хранения ресурсов.

Создать анкету для выявления людей в кризисном возрасте.

Разработать тренинг на тему «Поиск ресурсов в кризисном возрасте».

Практической задачей диплома было, составить анкету, для выявления людей в кризисном возрасте и разработать тренинг на поиск ресурсов для выхода из кризисной ситуации.

Для того чтобы проверить эффективность, необходимо провести два вида исследования - анкету и эксперимент в виде тренинга. И уже на основании результатов можно будет выявить главные решения данной проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: