Лирический герой в произведении.




К какому циклу, тому относится, основная поэтическая мысль.

Расставание с женой очень тяжело далось поэту, и вылилось в написанное 30 декабря 1908 года стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», которое вошло в третий том собраний стихотворений Блока, в цикл «Возмездие», в котором основной темой становится тема памяти. Забвение подобно смерти, но при этом память – это всегда возмездие, которого человек не может избежать. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению, в следствии чего–душевная опустошённость.

Основная поэтическая мысль.

Основная поэтическая мысль данного стихотворения заключается в разочарованности в любви лирического героя. Мотивом проходит возмездие самому себе и изменившей идеалам верности жене. Лирический герой не может принять такую любовь, его душа опустошена будто «проклятым роем».

С уходом любви герой будто бы теряет себя, свою молодость, осознаёт свое одиночество. Но лирический герой всё же смог преодолеть себя и убрать портрет своей жены со стола, тем самым убрав прошлое из своей жизни.

Лирический герой в произведении.

Персонажный ряд состоит только из двух лиц – «я» и «ты».Лирический герой (поэт)переживает внутреннюю опустошенность, тяжесть от ухода своей любимой. О ней ему напоминает «…лицо в простой оправе…на столе», которое он «своей рукой» уберёт со стола в конце произведения.

В первых двух строфах мы видим некое противопоставление образа и действий героини: сияние ее лица на портрете соотносимо с сиянием божества, в то время как ее действия («ушла из дому», «отдала свою судьбу другому», «не оглянулась», «из дому ушла» и др.) говорят о ней как о несчастной в любви земной женщине. Время четко разделено роковым часом («Но час настал») на «до» ее ухода (первое четверостишие) и «после»:

Жизнь, в которой есть страсть, но без любви, сравнивается с «проклятым роем», «терзанием» души лирического героя («Летели дни, крутясь проклятым роем…/Вино и страсть терзали жизнь мою…»). Внутренние переживания усиливаются с помощью использования автором анафоры «И звал тебя…», «Я звал тебя…», «Я слёзы лил…», но лирический герой не получает ответа – «ты не оглянулась», «ты не снизошла».

Лирический герой понимает, что у отношений нет будущего. Для лирического героя (поэта) его любимая (Любовь Менделеева) являлась не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла?» – пишет Блок. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное чувство.

4. Символы, слова-острия;

Для усиления тревожности, чувства внутренней опустошённости, автором были использованы символические образы. «Заветное кольцо » - символ любви и верности, которых так не хватает лирическому герою, было выброшено в ночь. Ночь, как символ, встречается в большинстве стихотворений цикла. Это не просто указание на время действия («В сырую ночь ты из дому ушла...», а определение природного и душевного несчастья.

Еще один значимый символ – синий плащ, в который «печально завернулась» его любимая. В контексте символики плаща как предмета одежды, знаменующего закрытость, тайну, отчуждение, одиночество, подчеркивается еще и цветом – синий, который в блоковском символизме означает недоступность мечты, измену, желанность и недостижимость. Данный символ встречается и в следующем стихотоврении цикла – «Забывшие Тебя» («Свой плащ скрутило время »).

Слова-острия:

· Кольцо Кольцо существованья тесно/Как все пути приводят в Рим…», «Я бросил в ночьзаветное кольцо »

· Ночь («Я бросил в ночь заветное кольцо», «Ночь - как ночь, и улица пустынна./Так всегда!», «Слишком больно мечтать/ О былой красоте/ И не мочь:/ Хочешь встать - И ночь.», « Замолкли ангельские трубы,/ Немотствует дневная ночь», «Слуги спят, и ночь бледна…./В час рассвета - ночь мутна.», «Ночь курилась, как кадило »).

· Гордыня («Не знаю, где приют твоей гордыне..», «Для кого же ты была невинна/ И горда?», «Гордиться счастием своим!»

· Сырой («В сырую ночь ты из дому ушла», «Лишь сырая каплет мгла с карнизов», «Сырой туман ползёт с полей,/ Сырой туман вползает в грудь»).

· Плащ («Ты в синий плащ печально завернулась,…Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий»,«И час настал. Свой плащ скрутило время»).

· Нежный («Ты, милая, ты, нежная, нашла…Уж не мечтать о нежности, о славе», «Я всё равно к тебе войду,/ Старинный друг и нежный », «Ты помнишь нежную любовь?...»

Строфы, рифма: Данное стихотворение состоит из шести строф. Строфа представляет собой четверостишие с чередованием женской и мужской рифмовки. Перекрёстная рифма, используемая автором, помогает автору раскрыть внутренний мир лирического героя и понять его настроение.

Интонация: «О доблестях, о подвигах, о славе…» – имеет отчетливо автобиографический контекст и интимно-лирическую интонацию. Стихотворение звучит напевно, мелодично и взволнованно. От строфы к строфе растет эмоциональное напряжение. Поэт использует много мягких сонорных звуков [л], [м], [н], но когда хочет выразить возмущение, увеличивает число звуков [р], что придает строке твердость: «Летели дни, крутясь проклятым роем…/Вино и страсть терзали жизнь мою…».

Размер: Автор использует пятистопный ямб, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.

Ритмика: Используется своеобразная ритмическая организация стиха – силлабо-тоническая.

Композиция: Кольцевая композиция.

 

Традиции русской поэзии

В данном стихотворении можно увидеть реминисценции на стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П. Керн. (ср. у Пушкина: «И я забыл твой голос нежный / Твои небесные черты...», у Блока: «И я забыл прекрасное лицо...»; у Пушкина: «Шли годы. Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты...», у Блока: «Летели дни, крутясь проклятым роем...». Трехчастность пушкинского стихотворения: встреча – разлука – новая встреча с любимой как путь духовного возрождения, у Блока нарушена: вместо новой встречи лишь воспоминание о минувшем и горестное сознание невозвратимости счастья любви.

Таким образом, данное стихотворение есть ничто иное, как описание внутренних чувств самого А. Блока после разлуки с женой. Непонимание между супругами, романы на стороне привели к внутренней опустошённости, к разочарованию в прежних идеалах, что характерно и для всего цикла «Возмездие» в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: