Санкхья и йога как школы астики




Тема 12. Санкхья - йога.

1. Санкхья и йога как школы астики.

2. История санкхьи. Понятия пракрити и пуруши в классической санкхье. Учение о трех гунах.

3. Санкхья о соприкосновении пассивного пуруши и активной пракрити как начале космической эволюции. Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал (пракрити, пуруши, тринадцати каран, пяти танматр, пяти материальных элементов). Учение о трех праманах.

4. История классической йоги. Йога о пяти видах модификаций сознания (читты).

5. Освобождение от колебаний читты: восемь средств йоги (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).

 

 

История санкхьи. Понятия пракрити и пуруши в классической санкхье. Учение о трех гунах.

1)

 

 

Создатель - Капила

 

Капила не признает существования бога, его бытие нельзя доказать

· Первая работа школы санкхья – «Санкхья-сутру» Капилы и «Санкхья-правачана-сутра» («атеистическая санкхья» или ниришвара-санкхья).

· Другой источник по философии санкхья – «Санкхья-карика» Ишвара-Кришны

 

· Термин «Санкхья» -

· 1) от слова «число», тк ставит своей целью правильное познание реальности через перечисление основных объектов познания
2) совершенное знание

 

· Цель: положить конец страданию.

· Признает первичные реальности двух видов: дух и материю (пуруша и пракрити)

· Следствие существует уже в причине

 

2) (Я = ПУРУША)

Все объекты представляют собой ограниченные и зависимые предметы (в том числе и интеллект, тело душа и тд), произведенные комбинацией определенных элемнетов.

Мир – ряд следсвий, которые должны иметь причину – ПРАКРИТИ.

Док-ва существования пракрити:


Пракрити есть первопричина мира объектного. В отличие от неизменного пуруши, пракрити находится в процессе постоянного изменения. Пракрити – равновесие гун

 

ПУРУША:

 

 


Все изменения и деятельность, все удовольствия и страдания в действительности принадлежат материи. Отождествлять Я с телом,чувствами и интеллектом было бы невежеством.

 

3)

 

 

 

 

· Пракрати составлена из трех основных сил - гун. (Гунны невоспринимаемы. Мы познаем их через следствие, тк следствие тождественно причине)

· Гунны – элементы первичной субстанции, сравниваемые с тремя веревками, сплетенными в один канат, привязывающий душу к миру.

САТТВА – удовольствие; равновесие, сознание.

РАДЖАС – деятельное начало. Является причиной всех болезненных переживаний

ТАМАС – пассивное, отрицательное начало в вещах; вызывает сон, дремоту; обладает устойчивостью, инертностью

 

ГУНЫ:

1) Находятся как в конфликте, так и в содружестве друг с другом (словно масло, фитиль и пламя)

2) Пребывают в постоянном изменении. (Во время разложения мира гунны изменяются каждая сама по себе, на этой стадии они не пребывают во взаимодействии друг с другом, не могут ничего производить, создавать. До созидания мира они существуют как однородная масса, где нет никаких перемещений, и, соответсвенно, нет ничего вообще. Состояние равновесия – пракрити. Но когда одна из гунн доминирует над другой, возможно создание отдельных вещей. Это и есть исходный пункт эволюции вселенной)

 

Санкхья и йога как школы астики

 

1)

 

 

 

 

2)

 

 

3. Санкхья о соприкосновении пассивного пуруши и активной пракрити как начале космической эволюции. Результаты эволюции пракрити: «игра» двадцати пяти начал (пракрити, пуруши, тринадцати каран, пяти танматр, пяти материальных элементов). Учение о трех праманах.

Пуруша(я)+пракрити (первичная материя)

  • Активность пракрити должна находиться под руководством разумной пуруши

 

 

 

· Первый продукт эволюции – махат(буддхи)(интеллект)(великое единство), благодаря ему осознается различие между субъектом и объектом; возникает из саттвы; обладает в чистом виде такими атрибутами как добродетель(дхарма), познание, отрешенность, првеосходство + из-за тамаса таки еатрибуты как порок(адхарма), неведение, привязанность, несовершенство.

· Второй продукт эволюции(возникает из махат) – аханкара(самость, яйность), его функция в ощущении «я» и «мое».

3 внутренних(интеллект, яйность, вселенкий разум) + 10 внешних органов называются 13-тью каранами.

 

 

 

 

 

Танматры Это невидимые сущности умозрительно выводятся из факта существования видимых объектов.

 

 

 

Возникают 5 материальных объектов (вещественных объектов)
из сущности звука(шабда-танматра) – акаша с качеством звука из сочетания сущности осязания с сущностью звука – воздух с атрибутами звука и осязания из сущности цвета(рупа-танматра), смешанной с сущностями звука и осязания, возникает огонь из сущности вкуса(раса-танматра), в сочетании с сущностями звука, осязания и цвета, возникает вода сущность обоняния(гандха-танматра)

 

Учение о трех праманах( независимых источника достоверного познания ):

Санкхья признает три праманы: восприятие, логическое умозаключение и свидетельство священного писания.

 

1. Восприятие – это познание, полученное посредством деятельности чувства. Существует два вида восприятия: неопределенное и определенное. Неопределенное знание – это сведения, поступающие к буддхе после контакта объекта с органами чувств. Определенное знание образуется посредством соединения неопределенного с умственным анализом. Это позволяет воспринимать объект как обладающий собственной природой. В то время как внешние органы восприятия могут воздействовать только на объекты, ими представляемые, манас может иметь дело также с прошедшим и будущим. Что касается внутреннего восприятия, то здесь сотрудничества органов чувств нет.

2. Вывод бывает двух видов: отрицательный и положительный. Последний основывается на утвердительном существовании. Признается пятичленная форма силлогизма.

3. Аптавачана, или свидетельство священного писания. Под писанием понимаются веды. Считается, что веды не являются творением людей, потому что не было таких людей, которые могли бы их сотворить. Освобожденные не имеют отношения к ведам, а неосвобожденные не обладают достаточным знанием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: