Основные проблемы младшего школьного возраста




Характеристика

Младший школьный возраст является своего рода переломным моментом в жизни ребенка. Именно в этом возраста наступает длительный период жизни, связанный со школой, обучением, установлением новых контактов, изменением сложившегося ритма и режима дня. Ребенок вступает в возраст, с которого он способен заниматься учебным трудом, его организм готов выдерживать новые, весьма разнообразные нагрузки. Известно, что уровень здоровья детей этого возрастного периода во многом определяется способностью к адаптации детского организма к новым условиям. И этот период, особенно на начальном этапе, создает определенные трудности для адаптации к условиям, существенно меняющим социальный статус ребенка. Поэтому основная задача людей, окружающих ребенка, в том числе и медицинского персонала поликлиник, школ, семейных врачей и медицинских сестер, заключается в максимально возможном облегчении трудностей, возникающих в этот период, помощи в их преодолении, сохранении и укреплении здоровья, обеспечении гармоничного развития детского организма, личности ребенка, его познавательных способностей и возможностей.

Но не все дети одинаково легко приспосабливаются к условиям школы, не все одинаково готовы к жизни в новой группе, новом для себя коллективе. Вообще процесс социально-психологической адаптации требует определенных усилий как со стороны самого ребенка, так и со стороны его окружения, в первую очередь семьи, т.е. социально-психологическая адаптация — это процесс активный, в отличие от физиологической адаптации, происходящей в значительной мере автоматически.

Результатом адаптации должна стать адаптированность, которая представляет собой систему определенных качествличности, ее умений, навыков, способных обеспечить успешностьпоследующей жизнедеятельности.

Можно выделить три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

При высоком уровне адаптации у ребенка отмечается положительное отношение к школе, предъявляемые требования воспринимаются им адекватно. Первоклассник с высоким уровнем адаптации легко и полно усваивает учебный материал, может решать усложненные задачи, при этом он прилежен, внимателен при объяснении материала учителем, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Общественные поручения выполняет охотно, добросовестно, без дополнительных усилий со стороны наставника, общественный статус в классе высок.

При среднем уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; учебный материал понимает при его подробном и наглядном изложении, но основное содержание учебных программ усваивает, самостоятельно решая типовые задачи. Первоклассник со средним уровнем адаптации сосредоточен и внимателен при выполнении заданий и поручений, указаний взрослого, но под его контролем. Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным и занимательным. Общественные поручения выполняет достаточно добросовестно, но без инициативы, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации ребенка характеризуется его отрицательным или безразличным отношением к школе, при этом нередки жалобы на плохое самочувствие, отмечаются подавленность, плохое настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Материал, объясняемый в школе, усваивается таким ребенком фрагментарно, самостоятельная работа с учебником вызывает затруднения, при выполнении самостоятельных видов работ ребенок с низким уровнем адаптации не проявляет заинтересованности, к урокам готовится нерегулярно, при этом необходимы постоянный контроль, систематические напоминания со стороны его окружения. У такого ребенка наблюдаются низкая работоспособность, ослабление внимания, которые восстанавливаются при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового материала и решения задач по образцу ему требуется значительная помощь учителя и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без желания, неохотно. У ребенка с низким уровнем социально-психологической адаптации близких друзей практически нет, по именам и фамилиям он знает лишь часть одноклассников. Низкая адаптация может наблюдаться и при недостаточной физической готовности к школе, наличии различных заболеваний.

К проблемам адаптации к школе можно отнести и изменение режима питания, особенно у детей, занимающихся в первую смену. Часть школьников не завтракают дома перед занятиями в школе, это особенно свойственно девочкам. В настоящее время обеспечение основными пищевыми продуктами часто является дефицитным как по качественному составу основных продуктов, так и по энергетической ценности, что может приводить к замедлению физического развития, ослаблению адаптационных возможностей. Суточный объем получаемой пищи в этом возрасте может достигать 2 л, а распределение калорийности питания во многом зависит от режима жизни и обучения, физической и двигательной активности, состояния здоровья. Дети, занимающиеся в первую смену, должны завтракать дома (примерно в 7 часов 30 минут), получая до 25 % общей суточной калорийности пищи. В школе организуются вторые завтраки (до 20 % суточного калоража), имеющие большое значение для обязательной и полной коррекции энергетических затрат.

Эти завтраки предлагаются школьникам после второго-третьего урока, и желательно, чтобы в их состав входило горячее блюдо. Однако это требование не является обязательным: второй завтрак может быть и холодным. Обедать дети могут или дома, или в школьной столовой, если они остаются в школе (группа продленного дня, занятия в школьных кружках, дополнительные занятия). Во время обеда дети получают 35—40 % дневной потребности в энергии, поступающей с пищей. Ужин, как правило, проходит дома, его калорийность составляет 15—20 % суточной потребности в энергии.

Очень важным принципом организации питания детей младшего школьного возраста является качественный состав пищи. Дети должны получать достаточное количество белков (до 80 г, из которых около 50 г — белки животного происхождения), жиров (80 г), углеводов —320—350 г. Не рекомендуется включение в состав рациона жирных, острых блюд; напротив, целесообразно включать в его состав нежирные сорта мяса, мясо птицы, не отказываться от молока и молочных продуктов. В рационе детей этого возраста обязательно должны присутствовать рыба (нежирные сорта), сыр, овощи и фрукты. Целесообразно ограничить потребление кондитерских изделий, сладостей, газированных напитков, недопустимо употребление алкоголя.

При планировании работы с детьми младшего школьного возраста, особенно в период их адаптации к школе, необходимо учитывать допустимые уровни учебной нагрузки, превышение которых может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья детей, а также режим в учебной работе, чередование физической, умственной нагрузки и полноценного отдыха, соблюдение режима двигательной активности. Отсутствие упорядоченной школьной жизни может привести к ослаблению механизмов адаптации, переутомлению, истощению нервной системы ребенка, снижению сопротивляемости к заболеваниям, в том числе инфекционным. Поэтому очень важно соблюдать правила гигиены умственного труда, умело планировать оптимальный для данного ребенка режим дня, режим и структуру питания.

Режим деятельности - Для детей, даже в большей степени, чем для взрослых, характерна периодичность умственной и физической работоспособности, определенные суточные, недельные, годовые циклы подъема и спада активности. В суточном ритме работоспособности школьника, т.е. в способности концентрировать внимание, длительно его сохранять, активно воспринимать и усваивать учебный материал, хорошо его запоминать, можно выделить наиболее благоприятное для этого время — с 8 до 11 часов утра. В предобеденное и послеобеденное время работоспособность существенно снижается, но при правильно организованном режиме питания, чередовании периодов труда и активного отдыха она восстанавливается, достигая максимума к 16—18 часам, после чего вновь значительно уменьшается. При этом в начале возрастного периода эпизоды эффективного учебного труда короче, а пониженной работоспособности — длительнее. С возрастом умственная и физическая работоспособность школьников повышается. С этим связано и увеличение учебных часов в школе, возрастание учебной нагрузки, увеличение объема домашних заданий и времени, необходимого для их выполнения. Так, если время учебных занятий в первом классе составляет 20 ч в неделю (4 учебных часа в день), то к концу младшего школьного возраста общее учебное время увеличивается до 33 ч в неделю. Но.в любом возрасте при формировании режима дня необходимо предусмотреть перерыв между занятиями в школе и домашней самоподготовкой. Во время этого перерыва продуманным отдыхом можно восстановить работоспособность. Для восстановления работоспособности вполне достаточен перерыв в 2,5—3 ч, из которых 1 — 1,5 ч необходимо отвести активному отдыху на свежем воздухе. В целом длительность пребывания на свежем воздухе в начале младшего школьного возраста сокращается по сравнению с дошкольным периодом до 4 ч, в середине (10 лет) — до 3,5 ч, к концу периода — до 3 ч. Во время прогулок необходимо поощрять детей к занятиям физическими упражнениями, подвижным играм. Недостаточная двигательная активность детей может являться одной из причин их переутомления. Активные физические упражнения способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снимают усталость, повышают сопротивляемость организма, уменьшают охранительное торможение как защитную реакцию на умственное утомление, накапливающееся при занятиях в школе. При этом не рекомендуется использование различных стимуляторов нервной системы, которое может привести к истощению функциональных возможностей организма.

Физические упражнения используются как дома в виде утренней гимнастики, так и во время проведения уроков физкультуры в школе. В начальной школе широко используются различные виды построений, гимнастические упражнения, способствующие общему развитию, выработке правильной осанки, а также бег, лазание, прыжки, подвижные игры. К концу младшего школьного возраста физические упражнения становятся более разнообразными и включают гимнастические упражнения, направленные на развитие чувства равновесия, а также различного рода висы, упоры, кувырки, отдельные элементы акробатики. Широко используются разнообразные виды легкой атлетики: прыжки в длину и высоту, бег на различные дистанции, метания. В теплое время года физкультурные занятия лучше проводить на открытом воздухе, а зимой — широко использовать лыжи, катание на коньках. Полезны также занятия плаванием.

Очень важно при формировании режима дня младшего школьника научить его правильно регламентировать время выполнения домашних заданий: чередовать виды занятий по разным предметам, после 30—40 мин работы делать непродолжительные перерывы (10—15 мин), во время которых можно выполнять несложные физические упражнения, гимнастику для глаз, что улучшает кровообращение, снимает напряжение, улучшает функцию зрения, способствует сохранению и поддержанию правильной осанки, которая может нарушаться вследствие длительного сидения за столом и развития утомительной статической нагрузки на костно-мышечную систему, вызывающей повышение общей физической усталости.

В более старшем возрасте (8—11 лет) дети волевым усилием могут преодолевать накопившееся утомление, которое у более младших проявляется сначала двигательным беспокойством, переключением внимания на посторонние предметы, а затем развиваются вялость, сонливость, апатия, безразличие к изучаемому предмету как проявление защитной реакции организма на чрезмерные нагрузки. Но такое волевое усилие также таит определенную опасность для организма ребенка, так как может привести к значительному переутомлению, ухудшению здоровья, поэтому нежелательно принуждение к занятиям в течение большего времени, чем это допустимо для определенной возрастной группы.

Существенное значение для восстановления работоспособности детей младшего школьного возраста имеет правильная организация выходных дней. Наиболее оптимальной представляется пятидневная учебная неделя с двумя выходными днями, так как одного выходного дня совершенно недостаточно для полного восстановления умственной работоспособности, утраченных сил ребенка. Выходные дни целесообразно посвятить как можно большему пребыванию на свежем воздухе, занятию спортом, участию в турпоходах, экскурсиях, занятиям в кружках. Такое переключение видов деятельности является необходимым условием повышения и восстановления работоспособности.

Важным элементом режима дня является сон. Нормальный сон, как известно, очень важен для восстановления сил и работоспособности. В начале младшего школьного возраста продолжительность сна должна составлять не менее 10— 10,5 ч, допустим переход на одноразовый сон — только в ночное время. Но в период адаптации к школе, когда ребенок попадает в новые для него условия с повышенными умственными, физическими, психологическими, познавательными, эмоциональными нагрузками, он может быстрее утомляться, поэтому вполне допустимым и даже желательным является дневной сон как элемент переходного режима.

К концу периода младшего школьного возраста продолжительность ночного сна должна составлять 9—10 ч. При уменьшении продолжительности ночного сна до 7,5—8 ч уровень работоспособности детей падает на 30 %. Недосыпание уже через 1—1,5 ч занятий в школе вызывает почти полную потерю работоспособности, рассеянность, ослабление внимания, памяти, снижение качества усвоения материала. Хроническое же недосыпание может привести к общей невротизации ребенка. Перед ночным сном необходимо проветрить спальную комнату, ребенок должен умыться, вымыть ноги, почистить зубы, можно принять успокаивающий душ. Длина кровати ребенка младшего школьного возраста должна быть на 15— 20 см больше его роста, матрас на ней должен быть плотным.

Существенное значение для сохранения здоровья ребенка младшего школьного возраста, как и для более старших возрастных групп, имеет правильная и рациональная организация рабочего места. За столом школьник проводит значительную часть своего времени, поэтому его размещению, подбору по высоте необходимо уделять особое внимание. Стол для занятий должен стоять так, чтобы свет от окна падал слева, создавая при этом необходимую освещенность рабочей поверхности. В случае недостаточной освещенности, а также в вечернее время, помимо общего освещения комнаты, необходимо обеспечить и местное освещение рабочего места, которое может быть достигнуто применением настольной лампы достаточной мощности (60—5 Вт), располагаемой так, чтобы свет от нее не попадал в глаза ребенку и не ослеплял его, а освещал рабочую поверхность стола. Высота стола, за которым работает ребенок, должна соответствовать его росту. Стул также необходимо подбирать в соответствии с ростом ребенка. При этом лучше использовать стул с изменяемой высотой: ноги ребенка должны плотно стоять на полу. Несоблюдение этих правил может привести к появлению и/или усугублению дефектов органа зрения, ухудшению осанки и как следствие этого общему ухудшению здоровья, снижению работоспособности, успеваемости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: