Период младшего школьного возраста




 

1. АФО

НС- завершает свое развитие, сформированы нервные центры и периферическая НС.

К 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека и полностью развивается к 10-11 годам.

Подкожная клетчатка с 3 до 8 лет почти не увеличивается, а с 8-9 лет начинает интенсивно нарастать, откладываясь в местах, обусловленных полом.

Костно-мышечная система – характеризуется интенсивным ростом и развитием. С 7 лет начинается срастание костей таза и устанавливается постоянство шейного лордоза и грудного кифоза. После 9 лет становятся заметны различия между девочками и мальчиками. Отмечается интенсивный рост черепных костей. К 9-11 годам окостеневают фаланги пальцев. К 12 годам костная ткань по составу становится идентичной взрослой. Происходит дальнейшая замена молочных зубов на постоянные. Формула для подсчета количества постоянных зубов – 4*п – 20, где п – возраст ребенка.

По количеству постоянных зубов у дошкольников и младших школьников оценивается биологическая зрелость. В возрасте 6 лет, развитие соответствующее возрасту определяется наличием 1-5 постоянных зубов.

В этом возрасте продолжается усиленное развитие мускулатуры, однако, интенсивность ее роста несколько меньшая, чем в предыдущие возрастные периоды. Развитие мышц у детей вообще идет неравномерно, а в младшем школьном возрасте эта неравномерность определяется еще и половыми различиями. В начале периода развиваются мелкие движения мышц, что способствует обучению письму, но при этом мышцы быстро утомляются. На этот возрастной период приходится максимальный прирост выносливости, причем максимума он достигает в 7—10 лет. С 8—9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц, быстро восстанавливается работоспособность мышц, что связано с хорошим развитием кровеносной сети и интенсивным обменом, способствующим вымыванию из мышц молочной кислоты, — именно на возраст 7—9 лет приходятся наивысшие показатели восстановления работоспособности мышц, после этого возраста восстановление происходит хуже.

В возрасте 10—12 лет по показателям мышечной силы девочки превосходят мальчиков — это, пожалуй, единственный период, когда девочки сильнее. После 10 лет интенсивно происходит и совершенствование сложности, точности и координации движений, особенно мелких мышц.

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположен­ного тела человека для выполнения простых и сложных движении, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации как в покое, так и во время движения.

Основная задача осанки — предохранять опорно-двигательную cuстему от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания ceгментов тела и баланса мышц. При правильном выравнивании сегментов тела выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна. Осанка является не только соматическим показателем, но и показателем психических осо­бенностей человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, привлекает внимание окружающих.

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако в процессе инди­видуального развития (онтогенеза) человека осанка может совершенствоваться.

Нормальная осанка характеризуется:

• прямым положением головы и позвоночника;

• симметричными надплечьями, лопатками;

• практически горизонтальной линией ключиц;

• симметричным положением ягодиц;

• ровными линиями крыльев таза;

• одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положе­нием стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и фор­мирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Дыхательная система – к 8-10 годам становится такой же как и взрослых. К 7—12 — развивается решетчатая пазуха носа.

Отличительной особенностью в развитии дыхательной системы в этом периоде является значительное увеличение размеров бронхов, легких, увеличение количества альвеол, а также их диаметра и площади. К 12 годам количество альвеол примерно в 9 раз больше, чем у новорожденного, увеличивается и масса созревшей ткани легкого, что в конечном итоге приводит к увеличению площади соприкосновения легочной ткани с воздухом. Развиваются коллатеральные пути вентиляции, включая поры между альвеолами и бронхиолами. На этот период приходится заключительная стадия развития легких. Вследствие увеличения массы созревшей легочной ткани, увеличения площади альвеол уменьшается частота дыхательных движений до 20-25 в минуту. Тип дыхания у девочек – грудной, у мальчиков – брюшной.

ССС- растет вместе с увеличение размеров тела. К 7 годам сердце приобретает форму как у взрослых. Из особенностей развития сердечно-сосудистой системы в этот период можно отметить относительно медленные темпы роста сердца. На период от 7 до 12 лет приходятся время наименьшей энергии его роста, но происходят окончательная дифференцировка тканей сердца, обогащение эластической и соединительной тканью, утолщение мышечных волокон и формирование клапанного аппарата. В конце младшего школьного возраста масса сердца девочек временно превышает массу сердца мальчиков, в остальные же возрастные периоды масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Легочной ствол до 10 лет несколько шире аорты, с 10 до 12 лет их диаметр уравнивается, и с 12 лет аорта становится шире легочного ствола. АД- 100+п, п- возраст. ЧСС – 80-90 в минуту.

Пищеварительная система – К 7-10 годам приобретают форму как у взрослых, становятся высокоактивными ферментные системы, устанавливаются процессы всасывания и переваривания. Емкость желудка – 1300 мл. Поджелудочная железа к возрасту 6—10 лет достигает массы 30—36 г, что в 1,5—2 раза меньше массы поджелудочной железы взрослого, к 10—12 годам поверхность ее становится бугристой вследствие выделения границ долек. Печень после 7 лет не выступает из-под реберной дуги, а морфологическое и гистологическое ее строение становится таким же, как у взрослых, к 8 годам.

Мочевыделительная система - органы мочеобразования и мочеотделения растут относительно медленно вплоть до периода полового созревания. Однако в этом возрастном периоде интенсивно развиваются клубочки, при этом увеличивается их диаметр. Емкость мочевого пузыря во многом зависит от тонуса мышц и к возрасту 9—10 лет составляет около 600 мл, к 12— 13 годам — около 1000 мл. Частота мочеиспускания- 6-8 раз в сутки. Объем порции мочи – 150-200 мл.

Система анализаторов. Орган зрения полностью сформирован, до 10-летнего возраста прирост преломляющих свойств глаза при переводе взора с удаленного предмета на более близкий выше, чем у взрослых. В последующих возрастных периодах объем аккомодации снижается.

В этом возрасте продолжается развитие слухового восприятия, что приводит к увеличению звуковой чувствительности. Продолжают развиваться и вкусовые ощущения. Ребенок в этом возрасте способен различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.

Эндокринная система – с рождения до 10 лет преобладает функция тимуса., с 6-7 лет – передней доли гипофиза. Тимус – центральный орган иммунитета, продуцирует Тлимфоциты, вырабатывает гормоны, влияющие на рост скелета и тормозит преждевременное половое развитие, тимус исчезает примерно к 18 годам.

Физическое развитие. Дети этой возрастной группы достаточно интенсивно развиваются, причем начинается четкое половое различие в физическом развитии. На младший школьный возраст приходится первое ускорение роста у девочек (после 6 лет; для мальчиков первое ускорение роста приходится на дошкольный период), а также второй период ускоренного роста, который наблюдается у девочек с 8.5 лет с максимумом в возрасте 11—12 лет. У мальчиков в младшем школьном возрасте сначала наблюдается стабилизация роста, а затем до конца периода — умеренное равномерное вытяжение примерно до 13 лет. При этом рост у детей в этот возрастной период идет преимущественно за счет нижних конечностей. Длина верхней половины туловища до 9 лет преобладает над нижней, с 9-10 лет отмечается интенсивный рост нижних конечностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: