Экономическая мысль Средневековья




К источникам средневековой экономической мысли относятся главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказали представители школы канонистов, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, не одобряли торговлю и ростовщичество, решающее значение отдавали классовым интересам феодалов. Наиболее значимыми представителями школы канонистов являются Августин Блаженный (353 – 430 гг.) и Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.).

Главные труды Августина Блаженного – «О граде Божием» и «Исповедь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к Богу» и «град Божий» – духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведённой до презрения к себе».

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, т.к. эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Фома Аквинский – итальянский монах, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, был объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

- осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

- защищал феодальную ренту, частную собственность, полагая, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности;

- порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен и признавая необходимость существования денег как меры стоимости и средства обращения;

- подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

- впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск, что впоследствии способствовало появлению идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора;

- «справедливой ценой» считал цену, которая: а) сообразна издержкам; б) обеспечивает блага людям соразмерно их условию.

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

- божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

- принцип неприкосновенности частной собственности (недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения);

- уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

- соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

- запрет Аллаха брать высокий процент.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды Ибн Хальдуна (1332 – 1406). Ибн Хальдун выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду, борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа: 1) «дикость» (люди присваивают плоды природы); 2) «примитивность» (появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства); 3) «цивилизация» (развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах).

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: