ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
Архангельск
2009
Рецензенты: Овчинников О.В., доктор социологических наук, профессор
Степанова В.В., доктор экономических наук, профессор
Сметанин А.В., Попаренко Я.В., Михайлов С.В.
История экономических учений: учебно-методическое пособие. – Архангельск, 2009.
© Сметанин А.В., Попаренко Я.В.,
Михайлов С.В., 2009
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ И ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 6
1.1. Экономическая мысль Древнего мира. 6
1.2. Экономическая мысль Средневековья. 9
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ МЕРКАНТИЛИСТОВ.. 13
2.1. Общая характеристика эпохи меркантилизма. Основные черты раннего и
позднего меркантилизма. 13
2.2. Историческое значение меркантилизма. 16
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.. 18
3.1. Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии. 18
3.2. Этапы эволюции классической политической экономии. 19
4. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.. 22
4.1. Экономическое учение У. Петти. 22
4.2. Ф. Кенэ – основоположник учения физиократов. 25
5. ВТОРОЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. УЧЕНИЕ АДАМА СМИТА.. 30
5.1. Предмет и метод изучения А. Смита. 30
5.2. Особенности теоретических разработок А. Смита. 32
6. ТРЕТИЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.. 37
6.1. Экономическое учение Д. Рикардо. 37
6.2. Экономическое учение Ж.Б. Сэя. 42
6.3. Экономическое учение Т.Мальтуса. 46
7. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 51
7.1. Экономическое учение Дж. С. Милля. 51
7.2. Экономическое учение К. Маркса. 55
8. МЕЛКОБУРЖУАЗНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ С. СИСМОНДИ И П. ПРУДОНА 67
|
8.1. Экономические воззрения С. Сисмонди. 67
8.2. Экономические воззрения П. Прудона. 72
9. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ.. 79
9.1. Предшественники исторической школы Германии. 79
9.2. Развитие исторического направления. 80
9.3. Методологические особенности исторической школы.. 82
10. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ
НАЧАЛА XIX В. 84
10.1. Общая характеристика утопического социализма начала XIX в. 84
10.2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье. 84
11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРЖИНАЛИЗМА.. 87
11.1. Предшественники маржинализма. «Законы Госсена». 87
11.2. Сущность и этапы «маржинальной революции». 90
12. СУБЪЕКТИВИЗМ ТЕОРИЙ ПЕРВОГО ЭТАПА «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 93
12.1. Экономическое учение К. Менгера. 93
12.2. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера. 96
12.3. Маржинальные концепции Л. Вальраса. 99
13. ФОРМИРОВАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ВТОРОЙ ЭТАП «МАРЖИНАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ». 102
13.1. Экономическое учение А.Маршалла. 102
13.2. Экономическое учение Дж.Б.Кларка. 106
13.3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето. 108
14. СОЦИАЛЬНО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 112
14.1. Общая характеристика институционализма. 112
14.2. Концепции реформ основоположников институционализма. 114
14.3. Концепция стоимости в трудах Т. Веблена («эффект Веблена») и
Дж. Коммонса. 119
15. ТЕОРИИ РЫНКА С НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ.. 122
15.1. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. 122
15.2. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. 127
16. КЕЙНСИАНСТВО.. 129
|
16.1. Предмет и метод изучения Дж. М. Кейнса. 129
16.2. Меры государственного регулирования экономики в учении Дж. М. Кейнса. 132
16.3. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики. 135
17. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ... 140
17.1. Чикагская школа неолиберализма. 140
17.2. Концепция социального рыночного хозяйства. Ордолиберализм.. 143
18. «ЭКОНОМИКС» П.САМУЭЛЬСОНА.. 146
18.1. Предистория и история экономической науки. 146
18.2. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. 150
19. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XIX –
НАЧАЛЕ XX ВВ. 153
19.1. Экономические воззрения Н.С. Мордвинова. 153
19.2. Экономические воззрения А.К. Шторха. 156
19.3. Экономические воззрения А.И. Бутовского. 159
19.4. Экономические воззрения И.В. Вернадского. 160
19.5. Экономические воззрения М.И. Туган-Барановского. 163
19.6. Экономические воззрения П.Б. Струве. 165
19.7. Экономические воззрения В.К. Дмитриева. 167
20. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В 1920 – 1990 ГГ. 171
20.1. Проблема народнохозяйственного планирования в работах В.А. Базарова. 171
20.2. «Тектология» А. А. Богданова. 173
20.3. Организационно-производственная школа А.В.Чаянова. 175
20.4. Теория экономических циклов Н.Д. Кондратьева. 177
20.5. Российская экономико-математическая школа. 180
20.6. Дискуссии послевоенного периода. 185
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 189
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ» 195
Тематика контрольных работ. 195
Требования к оформлению контрольных работ. 197
Собеседование по выполненной контрольной работе. 201
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ». 202
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 206
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 208
ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.
Дисциплина «История экономических учений» – одна из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Цель изучения дисциплины заключается в подготовке компетентного выпускника с развитым стратегическим и оперативным экономическим мышлением, способного понимать суть успехов или неудач хозяйственной политики той или другой страны в определенную историческую эпоху. Кроме того, посредством изучения дисциплины у будущих экономистов формируются навыки видения как рациональных, так и некорректных моментов текущей экономической политики.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников, изучающих курс истории экономических учений, составлено в соответствии с программой, разработанной кафедрой истории экономики, политики и культуры и утвержденной Научно-методическим советом ВЗФЭИ.
Пособие содержит основные компоненты учебно-методического комплекса по дисциплине. На основе привлечения широкого круга источников и литературы рассмотрено развитие экономической мысли, начиная с древнейшего периода по настоящее время.
Авторский коллектив благодарен исследователям, чьи работы были использованы при составлении пособия, прежде всего Ядгарову Я.С., Бартеневу С.А., Потаповой И.С. и др.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ И
ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Экономическая мысль Древнего мира
В Древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели мировой цивилизации.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились все более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.
Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.
Из дошедших до наших времен ранних письменных источников – памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792 – 1850 до н.э.).
В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.
Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане – вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.
Термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древнегреческого языка (oikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.) в труде «О доходах» производит попытку найти выход из экономических трудностей Афин. В трактате «О домашнем хозяйстве» он приводит характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему:
- естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;
- любой товар обладает полезными свойствами (потребительская стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Платон (428-347 гг. до н.э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил её в своём труде «Государство». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости: каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветлённое (аффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:
- обязательным является наличие частной собственности;
- все виды деятельности разделены на две группы: экономию и хрематистику.
Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хремастикой – изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, т.к. оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хремастику: деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения.
Таким образом, основная форма экономического мышления древних греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяется вопросам хозяйственной этики.