Экономические воззрения С. Сисмонди




Жан-Шарль-Леонар Сисмонд де Сисмонди (1773 – 1842) – французский экономист и историк швейцарского происхождения, родился в Женеве. Его род принадлежал к старинной женевской аристократии. Отец был кальвинистским пастором, владел невдалеке от Женевы имением.

Основные работы С. Сисмонди: «Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению» (1819), «Этюды по политической экономии» (1837).

Предмет политической экономии у С. Сисмонди, как и у классиков, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он считает необходимым государству управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции», а на «чувства, потребности и страсти людей».

Творчество С. Сисмонди в значительной мере сопоставимо с классической школой политической экономии и в частности метода изучения. Некоторые методы научного анализа были, по существу, заимствованы им из сокровищницы классической школы. В числе таких методов:

- каузальный метод анализа основных сфер экономической деятельности людей, что, обусловило противопоставление друг другу сфер производства и обращения и признание первой из них доминирующей;

- классовый метод анализа, в соответствии с которым рассматриваются социально-экономические отношения между так называемыми главными классами общества;

- затратный метод определения стоимости и доходов;

- непризнание (на основе описательного метода) самостоятельной и значимой роли денег в общественном воспроизводстве.

Между тем именно специфические элементы методологии С. Сисмонди позволяют судить об истоках новизны и своеобразия творческого наследия этого ученого. Суть же этих элементов может быть сведена к следующим положениям.

Во-первых, всемерная обращенность «ко вмешательству власти в дело регулирования богатства» с тем, чтобы не сводить «всю политическую экономику к простому… принципу не мешать». При этом С. Сисмонди убежден, что «только власть» может не допустить расширение производства ради интересов «отдельных лиц», что целью всех наций должно быть соображение «роста всеобщего довольства и достатка».

Во-вторых, неприятие для политической экономии метода научной абстракции. В частности, С. Сисмонди упрекает последователей А. Смита за то, что те «бросились в абстракции, забывая о человеке». Вследствие этого наука в их разработках, заключает он, «кажется оторванной от всякой практики».

В-третьих, отрицание смитовской доктрины об «экономическом человеке». Ее, как подчеркивает С. Сисмонди, классики принимали в качестве «одной из аксиом», будучи уверенными, что «интерес каждого образует общий интерес». Однако это, по его мысли, не соответствует действительности, поскольку каждый стремится осуществить свой собственный интерес за счет других, и отсюда, например, «благополучие каждого промышленника строится на разорении его собрата».

В-четвертых, непризнание объективной необходимости ускорения научно-технического прогресса на благо всего общества. Аргументируя данную методическую позицию, С. Сисмонди пишет: «Хотя изобретение машин, увеличивающих силы человека, и является для человека благодеянием, однако несправедливое распределение прибыли, доставляемой ими, превращает машины в бич для бедняков».

В-пятых, обоснование целесообразности применения в экономическом анализе не только каузального, но и функционального метода. Данная позиция ученого очевидна из утверждения о том, что «в политической экономии все связано, все заключено в круг, так как следствие становиться, в свою очередь, причиной».

Наконец, в-шестых, учет в экономическом анализе наряду с экономическими факторами и некоторых факторов неэкономической среды. В числе последних С. Сисмонди особо выделяет религию, воспитание, чувство чести, полагая, что «они либо способствуют приближению людей к цели, которую ставит себе политическая экономия, либо отдаляют их от нее».

Сущность производительного и непроизводительного труда С. Сисмонди характеризует почти в буквальном соответствии с определениями А. Смита. Однако в отличие от А. Смита, автор «Новых начал…» убежден, что благодаря безграничному увеличению производительного труда происходит якобы «лишь увеличение роскоши и наслаждений праздных богачей» и «чем большего развития достигает нация в области ремесла и промышленности, тем больше неравенство между трудящимися».

Что же касается значимости для общества «непроизводительного труда», то здесь С. Сисмонди подчеркивает, что общество нуждается во всех «охранителях» установленного обществом порядка, каждый из которых, «начиная с главы государства и кончая последним солдатом», хотя ничего и не производит, но без их труда «богатства, созданные производительными рабочими, были бы расхищены… производство прекратилось бы».

В теории разделения труда С. Сисмонди предупреждает, что разделение труда делает очевидным «значение рабочего не более чем значение машины», поскольку машина «в действительности может его заменить». К угрозе вытеснения рабочих машинами С. Сисмонди добавляет и другие пагубные последствия: утрату человеком «умственных и физических сил», «здоровья и жизнерадостности» пропорционально тому, «на сколько увеличивается производительность его труда»; нехватку рабочим работы из-за упрощения операций труда; значительный рост оборотного и основного капитала и, соответственно, выгоду и процветание крупным предпринимателям вопреки выгоде и процветанию всего общества.

В теории народонаселения С. Сисмонди вновь продемонстрировал свое несогласие с классиками. Автор «Новых начал...» фактически возвращается к домальтусовской концепции народонаселения, высказывая близкие ей положения. Конечный вывод С. Сисмонди сводится к тому, что, поскольку «наименьший доход... благоприятствует его непомерному росту», необходимо изменить «социальную организацию», которая порождает «перемежающийся спрос» и, «создав рабочих, обрекает их потом на страдание и смерть».

В теории доходов автор «Новых начал...» выражает свое принципиальное несогласие с позицией классиков по поводу возникновения трех главных видов доходов (ренты, прибыли и заработной платы), считая ошибочным их версию о существовании «трех разных источников – земли, накопленного капитала и труда». Он настаивает на том, что только рабочий создает помимо своего дохода (заработной платы) и доходы «богачей», а именно: ренту для землевладельцев и прибыль для капиталистов. Сама же заработная плата, пишет ученый, «есть цена, за которую имущий приобретает труд неимущего» и «часто является не чем иным, как ограблением рабочего».

В соответствии с рассуждениями С. Сисмонди, касающимися теории воспроизводства, обеспечение стабильного возобновления всего цикла кругооборота хозяйственной жизни общества предполагают равенство величин национального дохода и годового производства. Кроме того, весь годовой доход, обмениваясь на годовое производство, должен обеспечивать себе новое производство, т.к. в противном случае часть произведенной продукции останется непроданной и производство приостановится. С. Сисмонди убежден, что «вследствие концентрации имуществ у небольшого числа собственников внутренний рынок все более и более сокращается и промышленности все более и более приходится искать сбыта на внешних рынках, где ей угрожают великие сотрясения». Поэтому он решительно заявляет о том, что кризис 1825 г. в Англии необходимо признать как неизбежный результат существующей системы, порождающей «загромождение рынков».

Фраза, высказанная С. Сисмонди на одной из последних страниц «Новых начал...», («… лучше направленные частные интересы сами исправят то зло, которое они же причинили обществу») вбирает в себя главную мысль его реформаторских идей. Суть этих идей можно свести к двум положениям, законодательно обеспечивающим «третьим лицам» – мелким собственникам (крестьянам, ремесленникам и т.п.), «гарантии против всеобщей конкуренции»:

1) возрождение приоритетной роли крестьянских хозяйств на основе патриархальной собственности (вместо фермерской организации сельскохозяйственного производства);

2) возврат к условиям независимой деятельности ремесленников, занятых во множестве отдельных самостоятельных мастерских и цехов (вместо крупных фабрично-заводских структур, руководимых одним хозяином).

Для достижения названных реформаторских положений им рекомендуется направить деятельность государства (правительства) на реализацию следующих его (С. Сисмонди) законодательных воззваний:

- создать условия «городским» и «сельскохозяйственным» рабочим для взаимодействия на принципах коалиции и свободной кооперации;

- не допускать намеренного снижения или фиксирования процентной ставки;

- запретить общественный труд в воскресные дни;

- ввести возрастной ценз на наемный труд малолетних детей и сократить продолжительность рабочего дня взрослых рабочих;

- освободить от налогов «класс сельскохозяйственных рабочих» и увеличить их размеры «праздным землевладельцам» и «крупным фермерам»;

- обязать нанимателей содержать рабочих на период их болезни, безработицы и старости;

- поощрять дробление наследств, а не их накопление и др.

Таким образом, следует признать, что С. Сисмонди, «не склоняясь к социализму... сильно расшатывает либерализм» и доказывает «ложность положения... о естественном совпадении частного и общественного интересов».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: