Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье




Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760 – 1825) – потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил просвещение людей. По его мнению, будущее справедливое общество – индустриальная система на базе крупного промышленного производства, которое развивается по определенному плану, а управление осуществляется из единого центра «индустриалами». План развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие – непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип обязательности труда для всех «на пользу человечеству». Цель будущего общества – создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства – развитие науки, искусства, промышленности, а охрана порядка – дело общественное.

Шарль Фурье (1772 – 1832) – выходец из купеческой семьи, торговый агент. В основу его социальной утопии положена теория страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти – вкус, зрение, осязание, слух и обоняние; «влечение души» – дружба, любовь, честолюбие; «верховные страсти» – энтузиазм, новаторство, соревнование.

Свои основные идеи Ш. Фурье изложил в работе «Новый промышленный и общественный мир». По мнению Фурье, человек наделен богом только положительными наклонностями, плохие (корысть, зависть, жадность, и т.п.) – формируются обществом. Определяющий фактор каждого периода – не уровень производства, а характер проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения. Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и называл «бедствием от изобилия». Предсказывая смену свободной конкуренции монополиями, он дал им свою классификацию – колониальная, простая морская, кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное управление.

Справедливое общество по Фурье должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей (фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят продукцию и сами ее распределяют. Основа строя – земледелие, промышленность играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал. Но это не принципиально, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие – капиталистами. Труд превратится в жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а стимулом этого станет – соревнование. «Гармоничное общество» возьмет на себя задачи воспитания детей и «освободит женщину».

Роберт Оуэн (1771 – 1858) – представитель утопического социализма в Англии. Его социальная утопия отрицала всякую частную собственность. Р. Оуэн – автор ряда работ – социалистических проектов: «Об образовании человеческого характера» (1814), «Доклад графству Нью-Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1840). В них он резко критикует капитализм, его противоречивость, отмечая «троицу зол»: частная собственность, религия и брак на основе собственности. Оуэн считал, что человечество не разрешит своих проблем, пока имущество не станет общественной собственностью, причем мирным путем, без классовой борьбы. Его программа отличалась скрупулезностью и практицизмом. Характерная особенность – опора на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Он предложил уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Организовал «Базар справедливого обмена», который быстро обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар затоварился неходовым товаром). Р. Оуэн искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвещения населения. Ячейкой будущего общества он считал кооперативную общину, основой богатства – обязательный для всех труд: от каждого по способностям – каждому по труду.

Ф. Энгельс не раз подчеркивал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: