Анри Клод де Ребруа Сен-Симон (1760 – 1825) – потомственный аристократ. Движущей силой развития общества объявил просвещение людей. По его мнению, будущее справедливое общество – индустриальная система на базе крупного промышленного производства, которое развивается по определенному плану, а управление осуществляется из единого центра «индустриалами». План развития составляют ученые, промышленностью непосредственно управляют капиталисты, имеющие богатый опыт организации работ, а рабочие – непосредственно трудятся над выполнением разработанных планов. Этим устраняется анархия производства, устанавливается ее плановость и централизм в управлении экономикой. За капиталистом сохраняется право получать доход как вознаграждение за капитал и организацию работ. Сен-Симон отмечал принцип обязательности труда для всех «на пользу человечеству». Цель будущего общества – создание необходимых и полезных вещей, а общее благополучие будет способствовать умственному развитию всех членов общества. Функции государства – развитие науки, искусства, промышленности, а охрана порядка – дело общественное.
Шарль Фурье (1772 – 1832) – выходец из купеческой семьи, торговый агент. В основу его социальной утопии положена теория страстей, которые он делит на три группы: материальные страсти – вкус, зрение, осязание, слух и обоняние; «влечение души» – дружба, любовь, честолюбие; «верховные страсти» – энтузиазм, новаторство, соревнование.
Свои основные идеи Ш. Фурье изложил в работе «Новый промышленный и общественный мир». По мнению Фурье, человек наделен богом только положительными наклонностями, плохие (корысть, зависть, жадность, и т.п.) – формируются обществом. Определяющий фактор каждого периода – не уровень производства, а характер проявления страстей и природы человека. Ш. Фурье протестует против несправедливости капитализма и делает вывод о необходимости его изменения. Указывая на экономические кризисы, он увязывал их с анархией производства и называл «бедствием от изобилия». Предсказывая смену свободной конкуренции монополиями, он дал им свою классификацию – колониальная, простая морская, кооперативная или монополия объединений, казенная или государственное управление.
|
Справедливое общество по Фурье должно быть бесклассовым, гармоничным, состоит из ассоциаций производителей (фаланг), которые занимают определенные земельные участки, где производят продукцию и сами ее распределяют. Основа строя – земледелие, промышленность играет подчиненную роль. В фаланге существует частная собственность и капитал. Но это не принципиально, т.к. все капиталисты станут рабочими, а рабочие – капиталистами. Труд превратится в жизненную потребность и удовольствие, последствия разделения труда, уродующие человека, исчезнут, противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней тоже. Производительность свободного труда будет расти, а стимулом этого станет – соревнование. «Гармоничное общество» возьмет на себя задачи воспитания детей и «освободит женщину».
Роберт Оуэн (1771 – 1858) – представитель утопического социализма в Англии. Его социальная утопия отрицала всякую частную собственность. Р. Оуэн – автор ряда работ – социалистических проектов: «Об образовании человеческого характера» (1814), «Доклад графству Нью-Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830), «Книга о новом нравственном мире» (1840). В них он резко критикует капитализм, его противоречивость, отмечая «троицу зол»: частная собственность, религия и брак на основе собственности. Оуэн считал, что человечество не разрешит своих проблем, пока имущество не станет общественной собственностью, причем мирным путем, без классовой борьбы. Его программа отличалась скрупулезностью и практицизмом. Характерная особенность – опора на трудовую теорию стоимости Д. Рикардо. Он предложил уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Организовал «Базар справедливого обмена», который быстро обанкротился (ходовой товар быстро разобрали с целью перепродажи, а базар затоварился неходовым товаром). Р. Оуэн искренне верил в приход социализма путем принятия разумных законов и просвещения населения. Ячейкой будущего общества он считал кооперативную общину, основой богатства – обязательный для всех труд: от каждого по способностям – каждому по труду.
|
Ф. Энгельс не раз подчеркивал, что «теоретический социализм никогда не забудет, что стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна».