Янушевич Бронислав Мечиславович (1906 – 1916 гг.)




2 сентября 1906 года тамбовский губернатор Бронислав Мечиславович Янушевич Указом Его императорского Величества назначается ставропольским губернатором.

Главным усилием нового ставропольского губернатора в условиях после революционного времени было продолжение начатой Столыпинской аграрной реформы.

В 1908 году при поддержке ставропольского губернатора было образовано акционерное Общество по устройству Армавиро-Туапсинской железной дороги, возглавляемое Петром Николаевичем Перцовым. Дорога должна была следовать от Ставрополя через село Татарку и далее через речку Егорлык в обход горы Недреманной к станции Николаевской Ростово-Владикавказской железной дороги. К 1916 году дорога была закончена.

Здесь необходимо упомянуть о Большом Новокавказском мосту. Большой новокавказский мост проходит через долину речки Егорлык. Он находится между железнодорожными станциями Татарка и Новокавказский западной части. Ранее это была дорога железнодорожного сообщения Туапсе - Армавир – Ставрополь. При строительстве моста использовали распространенный в этой местности строительный материал – ракушечник. Только опорная часть – арки были отлиты из бетона. Особенности местности повлияли на его состояние: ветровой поток между горами привел к разрушению в некоторых местах.

Начало исчезнувшей железной дороги начиналось от станции Ставрополь – 2, построенного в 1916 году. Для чего и с какой целью был построен Большой Новокавказский мост? Попытаемся ответить на этот вопрос.

На рубеже XX века ставропольское купечество и крестьянство отчаянно искали новые рынки сбыта сельскохозяйственной продукции. Лучшим вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1897 году была открыта ветка Кавказская — Ставрополь, построенная АО Владикавказской железной дорогой. Пользуясь своей монополией, управляющие этой дорогой диктовали свои цены и условия ставропольским купцам и крестьянам. Поэтому в 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги, как альтернатива, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему "Туапсинка" получила славу "народной железной дороги".

Проектирование и строительство дороги на ставропольском направлении было одобрено руководством в 1912 году. Разработкой проекта занялись инженеры Александр Лаша и Иосиф Годзевич. Конкретно участок Армавир — Ставрополь был пущен 1 октября 1916 года. Расстояние от Ставрополя до Армавира составляло 62 версты против 145 верст по Владикавказской железной дороге через Кавказскую. Участок "Туапсинки" от Ставрополя до Армавира был самым сложным. Каждая верста дороги здесь обходилась в 80 и более тысяч рублей серебром.
Грузы по "Туапсинке" возили в основном небольшие паровозы, развивающие мощность до 1000-1100 л.с., тянули до 40 вагонов.

Дорога была разрушена в Гражданскую войну. Жаркие бои шли на "Туапсинке" в районе сел Демино, Татарка и Надзорное в сентябре — ноябре 1918 года при обороне Ставрополя Добровольческой армией. В результате дорога была разрушена во многих местах.

По другому источнику, не хватало участка после борьбы с бронированными поездами в Гражданскую войну. Фактом является то, что последним из поездов, прошедшим по этому пути был броневик армии добровольцев "Морская батарея №2", которые отступали осенью 1918 года.

Предполагается, что взорвать мост могли и в конце злополучного года при наступательных действиях со стороны генерала Врангеля на Ставрополь. Его действия подкреплялись участием бронированных составов, которые так и не попали в город.

В 1919 году дорога и инфраструктура, относящаяся к ней, были национализированы. Дальше не обошлось без влияния природы, ведь эрозия грунта и подтопление речкой, оползни привели к остановке движения поездов на пути Армавир — Ставрополь. Данный участок дороги был окончательно закрыт в 1922 году.

В настоящее время природные условия и протекающая речушка влияют на внешний облик и стойкость Большого Новокавказского моста. На опорах моста видны больше трещины, которые в любое время могут привести к обрушению и народной утрате этого величественного сооружения. Портит внешний облик моста и граффити оставленные неблагодарными посетителями.

С участием губернатора Янушевича земство на Ставрополье определило направления работы в области здравоохранения, народного образования, агрономических служб. Уже в 1914 году земством на Ставрополье было открыто около ста начальных школ, в 2,5 раза увеличилось число коек в больницах, в 2 раза возросло количество врачей, устраивались новые шоссейные дороги, строились мосты.

При Янушевиче возводятся новые здания летнего и зимнего театров, зажигаются огни первых кинематографов, строятся новые школы. В 1912 году по инициативе Янушевича в Ставрополе бы открыт учительский институт, где готовили педагогические кадры для всего Северного Кавказа. Директором института был назначен Всеволод Васильев.

С именем Б.М. Янушевича связаны многие стороны деятельности Ставропольского губернского статистического комитета. Так, с 1906 года Комитет начал выпускать «Сборник сведений о Северном Кавказе», в котором печатали свои статьи местные ученые и кавказоведы, такие как Г.Н. Прозрителев, А.С. Собриевский, П.П. Короленко и другие.

В августе 1914 года в Ставропольскую губернию пришло известие о начале Первой мировой войны, которую тогда уже называли второй Отечественной. Губернатор Янушевич как Главнокомандующий Ставропольской губернией подписывает воззвание к населению, объявляет мобилизацию и чрезвычайную охрану всей губернии.

В губернии, особенно в Ставрополе, начали открываться многочисленные госпитали, при которых готовили сестер милосердия и формировали отряды Красного Креста для отправки на фронт. Из Ставрополя к местам боевых действий уходили дислоцировавшиеся здесь воинские части, в том числе знаменитый 83-й Самурский пехотный полк, в составе которого была сестра милосердия Римма Михайловна Иванова, удостоенная за героизм офицерского ордена Георгия Победоносца 4-й степени.

Между тем, пребывание Янушевича закончилось, 4 октября 1916 года губернатор отбыл из Ставропольской губернии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: