Задания повышенного уровня




Планируемые результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку в 5 классе

(Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Кн. 1 / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва, Н.А.Исаева; под науч. ред. акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Баласс, 2012. – 256 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

Раздел программы Планируемые предметные результаты Планируемые метапредметные результаты  
Синтаксис и пунктуация   1. знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; связывать слова в предложения по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; находить и исправлять синтаксические и пунктуационные ощибки; озаглавливать текст; определять основную мысль текста; сжато излагать основное содержание исходного текста.   1. извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;  
  2. находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи;      
  3. создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка;  
  2. знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; определять главное и зависимое слово в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; использовать для выражения   одинакового смысла словосочетания «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»; выделять словосочетания из предложений; различать грамматическую основу и предложение;  
  4. способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты;    
  5. способность вычитывать информацию, представленную в схеме; обобщать изученный материал; владеть навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.  
  3. знать основные признаки предложения; знать знаки завершения; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена; соотносить указанные предложения с определенными схемами;   6. способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения;  
  7. пользоваться различными видами словарей;    
  4. знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; знать определение распространенных и нераспространенных предложений; знать определения понятий «дополнение», «определение», «обстоятельство», находить их в предложении, верно обозначать как член предложения;   8. способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке;  
  9. способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;      
  5. знать порядок синтаксического разбора простого предложения; знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); определять количество грамматических основ в предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами с союзами а, и.       10. работать в группе, коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками в процессе совместного выполнения задания; приходить к общему решению в совместной деятельности; создавать диалоги с учетом речевой ситуации.    

Контрольно-диагностический лист по разделу программы

«Синтаксис и пунктуация»

Планируемые метапредметные результаты

Задания

Регулятивные планируемые результаты:

1. Упр. 248. Прочитай предложения. Найди обстоятельства. По каким признакам ты будешь их искать? Спиши, подчеркни обстоятельства. Определи, если сможешь, чем выражены обстоятельства. Укажи их вид, пользуясь основными и дополнительными вопросами.

1. Бе_прерывно гром гремел, и ветры в дебрях бушевали. 2 С ра_светом глас ра_дался мой. (К.Ф.Рылеев) 3. И гром вд_ли гремит раскатом. (И.А.Бунин)

(способность определять последовательность действий, обобщать изученный материал)

2. Найди «четвертое лишнее» слово в каждой группе.

Дуб, береза, дерево, липа.

Стол, стул, мебель, шкаф.

Зима, весна, лето, время года.

· Какое слово в каждой группе ты мог бы назвать обобщающим (самым общим по значению)? Могут ли оставшиеся слова из каждой группы быть однородными членами предложения?

· Проверь себя: устно составь три предложения, используя данные слова. Поставь обобщающее слово впереди группы однородных членов.

· Прочитай предложения, понаблюдай за интонацией. Можно ли назвать ее только перечислительной? Как на письме показать эту разницу?

· Сформулируй проблемный вопрос и сравни с формулировкой на стр. 239.

(Зачем нужны знаки препинания в письменной речи? Как оформлять на письме предложения с однородными членами и обобщающим словом, чтобы передать особенности интонации?)

(извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка)

 

3. Упр. 266. Прочитай тексты. Найди слова, называющие лицо или предмет, к которому обращаются.

1. – Здорово, парнище! – Ступай себе мимо!

– Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? – Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.)

– А что, у отца-то большая семья?

– Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…

(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

2. С узлом в руках я вышел из больницы и, пройдя квартал, присел на тумбу – такая еще была слабость. Но как хорошо! У меня закружилась голова, но я знал, что не упаду. Я здоров и я буду жить. Я поправился. Прощай, больница! Здравствуй, школа!

(В.А.Каверин «Два капитана»)

2) Попробуй дать определение: что такое обращение.

3) В каких речевых ситуациях используется обращение?

4) Сравни свое предположение с текстом в рамке. Прочитай 1-й абзац.

(Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.)

(извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения)

4. Упр.251 распространи текст с помощью обстоятельств. Запиши его. Графически обозначь обстоятельства. Укажи их связи с другими членами предложения. Сравни его с авторским текстом А.Н.Рыбакова (см. «Литература», 5 кл. («Шаг за горизонт»), кн.2). Как бы ты определил роль обстоятельств в тексте?

Миша … встал …, оделся и выск_льзнул…. Улица, ш_рокая и пустая, др_мала, с_гретая ранним утренним со_нцем. Лишь перекл_кались петухи да … дон_сился кашель, сонное борм_тание – первые звуки пр_буждения в пр_хладной тишине покоя.

Миша жмурил глаза, ёжился. Его тянуло …, но мысль о рогатке, которой хвастал … рыжий Генка, з_ставила его … встр_хнуться.

(способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения)

 

Познавательные планируемые результаты

1. Упр. 248. Прочитай предложения. Найди обстоятельства. По каким признакам ты будешь их искать? Спиши, подчеркни обстоятельства. Определи, если сможешь, чем выражены обстоятельства. Укажи их вид, пользуясь основными и дополнительными вопросами.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. 2. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник. 3. Сижу за решеткой в темнице сырой. 4. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик однозвучный утомительно гремит. (А.С.Пушкин)

В современном литературном языке слово скучный произносится так: ску[ш]ный. Прочитай 4-е предложение. Как ты думаешь, как нужно произносить это слово, читая стихотворение А.С.Пушкина? Почему?

(создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения)

2. Блицопрос (письменно)

Учитель читает предложения, а ученики дополняют их нужными словами, которые записывают в тетрадях.

1) Обращение называет …, к которому обращается говорящий.

2) Обращение в устной речи выделяется … интонацией.

3) На письме обращение выделяется …

4) Обращение стоит в форме … и сходно с …

5) Распространённое обращение состоит из …

6) Обращение не является …

7) В качестве обращений не используются слова …

(овладение навыками аудирования, адекватно понимать информацию устного сообщения.)

 

3. Упр. 270 – творческое списывание с анализом обращений, их места в составе предложений.

Работа в парах по заданиям в учебнике.

1. Скользя по утреннему снегу … предадимся бегу нетерпеливого коня.

2. … ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

3. … ты ходишь круглый год по небу…

Коллективное обсуждение результатов.

– Какие слова добавили? (Друг милый; ветер, ветер; свет наш солнышко.)

– Чем являются эти слова?

– Как вы их выделили на письме? Проверьте, обменявшись тетрадями.

– Все ли поставили запятые? Сколько их?

– Где находятся обращения в предложении?

– Прочитайте предложения с обращениями, которые вы записали.

– Где в ваших предложениях стоят обращения?

(Анализировать, сравнивать, делать выводы; владеть приёмами отбора и систематизации материала; владеть приёмами изучающего чтения, сжимать информацию до ключевых слов.)

4. Упр. 271 Составление алгоритма по схеме­памятке (см. урок 53) (см. материал предметного диска – ресурс «Алгоритм-памятка для нахождения смыслового отрезка – обращения» к § 28).

1) Нахожу смысловой отрезок – обращение.

2) Устанавливаю его границы (где начинается, где заканчивается).

3) Определяю место смыслового отрезка в предложении (начало, середина, конец предложения).

4) Выбираю нужный знак препинания: запятую/восклицательный знак (в начале, конце предложения), две запятые (в середине предложения).

(развивается умение подбирать предложения с обращениями по схемам, составлять алгоритм действий при выделении на письме обращений.)

Коммуникативные планируемые результаты

1. Упр. 233 Устно составь текст «Слово как член предложения», отвечая на следующие вопросы. Дополни текст своими примерами.

1.На какие две группы делятся члены предложения?

2.Какие члены предложения составляют грамматическую основу?

3.Какие предложения называются нераспространенными? распространенными? Какова роль второстепенных членов в предложении?

(создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка; высказывать и обосновывать свою точку зрения)

 

 

2. Упр. 273 представь, что ты находишься: 1) на уроке, где тебе предстоит выступить с сообщением; 2) на дне рождения друга (подруги), где тебе нужно произнести поздравительную речь. Какие обращения ты используешь в первом и во втором случае? Почему? Объясни. Запиши несколько вариантов предложений с обращением.

(способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; создавать диалоги с учетом речевой ситуации)

3. Упр. 277. Ещё раз прочитай текст в рамке выше. Сравни его с текстом об обращении (с.178). что общего у вводных слов и обращений? Подготовь устно связное высказывание на эту тему.

(извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка)

 

Планируемые предметные результаты

Задания базового уровня

1. Выпишите только те предложения, в которых есть обращения. Расставьте недостающие знаки препинания. Проверьте себя.

1. Дениска ты можешь выступить в концерте?

2. Дениска не хотел выступить в концерте.

3. Мама не знала, что я умею громко петь.

4. Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь?

5. Ты что про меня пишешь Карнаухова?

6. Брюквин постоянно мешал Карнауховой.

 

2. Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и побудительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, ожил.

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несёт невидимка – ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники – флюгер, показывающий направление ветра, градусник, определяющий температуру воздуха, и влагомер, который устанавливает влажность воздуха. Есть ещё барометр, измеряющий атмосферное давление.

 

3. Упр. 300. Найдите в тексте сложносочинённые предложения. Спишите эти предложения, расставьте недостающие знаки препинания.

1. Гроб качается хрустальный и в хрустальном гробе том спит царевна вечным сном. 2. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит. 3. Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу. 4. Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. 5. Повариха побледнела обмерла и окривела. 6. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

4. Упр. 301. Составьте и запишите сложносочинённые предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да

1. Между тем затрубили рога … Алёша от них не отставал
2. Долго они так скакали … он из учтивости не сказал ни слова
3. Ему это показалось смешно … охотники пустились скакать во всю прыть
4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами … вошло множество маленьких людей
5. Отворилась боковая дверь … серая кошка опять умывалась лапками

 

5. Выпишите только сложносочинённые предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Зима нарядила деревья в богатые шубы и они красуются под лучами холодного снега.

2. Снег лёг и на деревья и на крыши и на плечи прохожих.

3. Зима припорошила реку снегом и разложила пышные подушки сугробов.

4. Дорожки сверкают серебряным блеском а лёд на реке уже окреп.

6. Упр.306. Составьте из данных частей бессоюзные сложные предложения. Запишите, расставьте знаки препинания.

1 князь Гвидон зовёт их в гости 1. пристают к заставе гости
2 волны моря заклубились 2. корабли из глаз сокрылись
3 огонёк горит светлее 3. Горбунок бежит скорее
4 сказка вскоре же начнётся 4. это присказка ведётся
5 ясный полдень наступает 5. Царь – девица подплывает, входит с гуслями в шатёр и садится за прибор

7. Упр.270. Вспомни и запиши известные тебе строки А. С. Пушкина. Объясни постановку знаков препинания.

1. Скользя по утреннему снегу… предадимся бегу нетерпеливого коня.

2. … ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

3. … ты ходишь круглый год по небу…

Подчеркни орфограммы в окончаниях слов. Придумай и запиши три предложения с обращениями.

8. Упр.228. Прочитай слова. Составь из них предложения. Каковы основные признаки предложения? Запиши предложения. Какие знаки препинания нужно поставить в конце предложений? Какую роль они играют в предложении?

лес окутать туман лучи солнце пробиваться сквозь туман осторожный медведица выйти с три медвежата на прогулка

 

9. Упр.240. Прочитай загадки. Разгадай их. Какие слова помогли тебе разгадать загадки?

1. Висят на тонком прутике

Короны королей.

2. Майские жемчужинки

На ниточке дрожат.

3. На зелёной тонкой ножке

Висят белые серёжки.

4. Белые бубенчики

Под деревом растут.

5. Душистые горошинки

На стебельке висят.

Напиши небольшое описание цветка, о котором говорилось в загадках. Используй определения из загадок. В своём тексте подчеркни определения и графически покажи их связь с другими членами предложения.

10.Упр.242. Прочитай текст. Найди главные члены предложения и определения. Какие члены предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? Выпиши их со словами, к которым они присоединяются. Какими частями речи они выражены?

Мы бродили и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг мы услышали звук пилы. То была заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили, но опоздали. Наша осина лежала, и рядом лежало множество пустых еловых шишек. Шишки шелушил зимой дятел, собирал, носил на осинку, закладывал и долбил дерево.

(По М.М. Пришвину «Золотой луг»)

11. Упр.251. Распространи текст с помощью обстоятельств. Запиши его. Графически обозначь обстоятельства. Сравни его с авторским текстом А. Н. Рыбакова (см. «Литература», 5 кл. («Шаг за горизонт»), кн. 2). Как бы ты определил роль обстоятельств в тексте?

Миша… встал…, оделся и выск_льзнул…. Улица, широкая и пустая, др_мала, с_гретая ранним утренним со_нцем. Лишь перекл_кались п_тухи да … дон_сился кашель, сонное борм_тание – первые звуки пр_буждения в пр_хладной тишине покоя.

Миша жмурил гл_за, ёжился. Его тянуло …, но мысль о рогатке, которой хвастал … рыжий Генка, з…ставила его … встр…хнуться.

12. Упр.264. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Продолжи его 2-3 предложениями. Графически обозначь однородные члены предложения. Графически обозначь условия выбора орфограмм на месте пропусков.

Начало ос_ни для л_сных об_тателей – х_рошая п_ра. Лес б_гат разными лакомствами яг_дами гр_бами орехами. А на опушках и на п_лянах ст_ят дикие яблони. Сколько на них яблок! Они маленькие и кислые. Но и на эти фрукты найдутся охотники м_дведи к_баны ежи.

13. Упр.243. Прочитай и перескажи текст. Найди в каждом предложении грамматическую основу. Найди и подчеркни дополнения. Какую роль они играют в создании предложений? а текста? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни дополнения пунктирной линией. Графически покажи синтаксическую связь дополнений.

Три тысячи лет н_зад в Элладе древние греки пров_ли первую Олимпиаду.

Эллины ц_нили кр_соту и зд_ров_е. Они устраивали с_ревнования атлетов всей стр_ны. Сн_чала атлеты состязались тол_ко в беге на один стадий, то есть на 192 метра 27 сантиметров. От н_звания этой первой дистанции пр_изошло слово стадион.

(По В.В.Волиной)

14. Упр.250. Прочитай и перескажи текст. Найди в предложениях второстепенные члены, присоединяющиеся к сказуемому.

Михаил Илларионович Кутузов п_св_тил свою ж_знь военному иску_тву. Долгие годы он пр_вел в п_ходах осадах сражениях штурмах. Он часто р_сковал св_ей ж_знью. Вражеская пуля выб_ла ему правый глаз. Но и после р_нения он воевал с прежней храброст_ю.

 

15. Упр. 269. Прочитай предложения. Найди обращение. Определи, в какой части предложения оно находится. С какой интонацией произносится. Спиши. Графически обозначь обращение.

1.Добрый путь вам, господа, по морю, по Окияну к славному царю Салтану. 2. Ты вразумил меня, герой. 3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? (А.С.Пушкин) 4. О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? 5. Слушайтесь, зайчики, деда Мазая! (Н.А.Некрасов)

 

16. Упр. 272. Прочитай предложения. Найди обращения. Спиши, расставляя знаки препинания. Графически обозначь обращения.

1. государыня родная выбрал я жену себе, дочь послушную тебе. 2. Бог вас дети наградит. 3. Полно князь душа моя не печалься, рада службу оказать тебе я в дружбу. 4. Чем вы гости торг ведете? И куда теперь плывете?

(А.С.Пушкин)

17. Упр. 274. Спиши предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Графически обозначь обращения.

1. Москва Москва люблю т_бя как сын. (М.Ю.Лермонтов) 2. Подруга дней моих суровых голу_ка дряхлая моя одна в глуши л_сов с_сновых д_вно, д_вно ты ждёшь меня. (А.С.Пушкин) 3. Спи дитя моё усни. Сла_кий сон к себе мани. (А.Н.Майков) 4. Пр_вет тебе мой край р_дной с твоими темными л_сами с твоей великою р_кой и неоглядными п_лями. (С.Д.Дрожжин)

 

18. Упр. 278. Прочитай текст. Подумай над его смыслом и натроением. Спиши текст, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначь вводные слова и обращения.

Вы конечно любите лето? Наверное вам нравятся теплые дни зеленая трава ласковая речка и желтый песок? Тогда безусловно зима для вас тянется бесконечно долго, и вы думаете, что она не кончится никогда. Мой дорогой друг спешу успокоить вас: лето к счастью наступает каждый год! Еще немного терпения…

 

19. Упр. 290. Спиши, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

В Москву с последнего н_члега

Л_хая тройка мчит меня.

Морозом скована з_мля;

По ней, звуча, катит телега.

Чего-то ждет душа моя…

Сквозь слёз гл_жу на древний град.

Вот он, св_детель в_личавый

И русских бед и русской славы

И горес_ных моих утрат…

(И.П.Клюшников)

20. Упр. 291. Прочитай текст. Спиши, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Выполни разбор сложных предложений. Составь их схемы.

Цвет небосклона (не)изменяется весь день нигде (не)густеет гроза. Но кое-где тянутся сверху вниз голубоватые полосы сеется едва заметный дождь. К вечеру облака исчезают но сначала ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. Алое сияние стоит недолгое время над землей.

(По И.С.Тургеневу)

21. Упр.298. Прочитай предложения. Из скольких частей (смысловых отрезков) состоит 1-е предложение? а 2-е? Какие это предложения: простые или сложные? Докажи. Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой? Какими средствами соединяются части 1-го предложения? а 2-го?попробуй сделать вывод: на основе какой связи между частями (сочинительной или подчинительной) строятся предложения?

1.Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин) 2. За станицей в глаза ударило яркое вечернее солнце, но дальше стоял тенистый лес. (И.А.Бунин)

 

22. Упр.303. Прочитай вслух предложения. Из скольких частей (смысловых отрезков) они состоят? Какие это предложения: простые или сложные? Попробуй поменять местами части 1-го предложения, 2-го предложения – что получилось? Сделай вывод: какие смысловые отношения выражаются между частями предложений? При помощи каких средств соединяются части данных предложений в устной речи? При помощи чего они разделяются на письме?

1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка тронулась.

2. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

(А.С.Пушкин)

23. Упр.305. прочитай. Расставь недостающие знаки препинания. Все ли предложения, представленные в данном упражнении, бессоюзные сложные? Обоснуй свой ответ. Спиши предложения. Составь схему одного бессоюзного сложного предложения.

1. Вечер приходит поля голубеют земля сиротеет. (А.А.Тарковский) 2. Тётушка Ганимед тихо подкралась к дверям мастерской заглянула в щёлку. 3. Я не люблю летать я боюсь Трёх Толстяков я не умею украшать парадные торты. 4. Продавец шаров сидел в царстве шоколада апельсинов гранатов крема цукатов. 5. Дул сильный ветер летела пыль вывески раскачивались и скрежетали шляпы срывались с голов и катились под колёса экипажей. 6. Ветер усиливался куча шаров поднималась всё выше и выше. (Ю.К.Олеша)

Найди и обозначь орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных в приставках.

24. Упр. 311. Прочитай. Выпиши, расставляя знаки препинания, сначала сложноподчиненные, а потом сложносочиненные предложения.

1. Кухарка рассердилась и направилась к учителю но Алёша не допустил её. 2. Я теперь вспомнил что читал в одной книжке о гномах. 3. Учитель задал выучить наизусть несколько страниц из всемирной истории а он не знал ещё ни одного слова! 4. Внутренний голос ему говорил что он не заслуживает похвалы. 5. Недель через шесть Алёша выздоровел и всё происходившее с ним перед болезнью забылось. (По.А.Погорельскому)

 

25. Упр.312. Составь из данных частей сложноподчиненные предложения, используя слова в рамке. Запиши, расставь знаки препинания. Составь схему 1-го предложения.

1. Я не поверил … Пушкин бывал в этих местах

2. Всю прелесть детства мы

понимаем … мы взрослеем

3. Ямщики подвязали колоколь-

чики …звон не привлёк внимания сторожей

4. Тройка понеслась по снегу … блестел и искрился на дороге

5. Меня захватила эта книга … я ничего не знал о друзьях Пушкина

 

что чтобы потому что если как когда где который

 

Задания повышенного уровня

1. Какие сочетания слов построены на основе сочинительной связи, а какие – на подчинительной? В словосочетаниях обозначь главное и зависимое слова, установи смысловую и грамматическую связь.

Дети и взрослые; снежные бабы; игра в снежки; спортивные коньки; лыжи с ботинками; свежая лыжня; каток во дворе; санки, снегокаты.

 

Используя данные сочетания слов, составь устный рассказ на тему «Зимние забавы»

2. Упр.282. Жизненная задача.

1. Ситуация. Просьба о покупке домашнего животного

2. Твоя роль. Будущий хозяин животного.

3. Описание ситуации. Ты давно мечтаешь о домашнем друге (собаке, кошке, рыбках, попугайчике, хомячке и т.п.) Сегодня ты решил обратиться к родным (маме, папе, бабушке, брату или сестре) и попытаться убедить их в необходимости приобретения домашнего питомца. Найди не менее трёх убедительных аргументов, чтобы все с тобой согласились.

4. Результат. Написание небольшого текста, в котором будут использованы обращения к родным и разные по значению вводные слова. Помни, что обращения и вводные слова могут стоять в начале, середине, конце предложения.

(способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; создавать диалоги с учетом речевой ситуации)

3. Лев Николаевич Толстой однажды взялся рассказывать своим детям сказку. Прочитайте её начало.

Жил-был в некотором государстве царь-государь. И была у него красавица-дочка, принцесса. Впору уж ей было выходить замуж, да никто из женихов ей не нравился.

И вот однажды явились к ней сразу три жениха. Один из них знатен и богат, но глуп. Второй умён, но небольшого роста и дурён собой. Третий – красавец, умница, статный молодец, но мужик…

(По воспоминаниям М.Толстой)

Лев Николаевич рассказывал очень интересно, дети заслушались его. Но… закончить сказку он не успел: ему помешал кто-то из приехавших гостей. Может быть, вы попробуете досказать сказку? Проведите конкурс на лучшее продолжение сказки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: