Версии изучения готов в Причерноморье




 

Один из ведущих украинских специалистов по археологии ранних славян В.Д. Баран в свих работах утверждал, что черняховская культура формируется еще до обоснования готов в Северном Причерноморье.

До начала 90-х годов ХХ в. среди украинских ученых во взглядах на проблему «черняховская культура и готы» наблюдался практически тот же спектр оценок, что и среди российских исследователей, может быть даже с преобладанием среди них приверженцев «славянской» и «полиэтнической» теории. в 70-80-х годах ХХ в. активно исследовал вопрос о отах в Крыму И.С.Пиоро. Итогом этого стала защита кандидатской диссертации в 1989 г., а годом позже – публикация монографии о Крымской Готии[16]. В ней подробно рассмотрена историография проблемы, а также проанализированы основные письменные и археологические источники.

Согласно версии М.Эбета готы переселились в Северное Причерноморье, наслоились здесь на разноэтническую масс местного насленеия и как господствующий слой во многом определили характер местной культуры. Согласно В.Д.Барану, в конце II начале III в. происходит переселение значительных масс восточногерманских племен гото-гепидов из районов Нижней Вислы в Северное Причерноморье. На его взгляд, переселившись на юг, готы интегрировались в новую среду и совместно с местными группами населения стали одним из «важнейших фактов образования Черняховской культуры (в.172). По его заключению, именно готы являлись стержнем полиэтнического Черняховского союза и способствовали интеграции в него разнокультурных элементов.

В целом исследователь положительно оценивает образование готской «державы». На его взгляд позитивная роль готов состояла в том, что они, составляя прежние слои общества, создали такие социально-политические структуры. которые стимулировали его экономическое и культурное развитие. По его определению, Черняховская культура – принципиально новое этнокультурное образование в условиях провинциально-римской периферии, которое сложилось вследствие интеграционных процессов, обусловленных появлением готов в «Скифии» и возникновением протогосударственных структур.

Наиболее полную картину участия готов в войнах с Римской империей среди разноэтничной массы варваров, а также взаимоотношений между этими племенами дал в ряде своих исследований А. М. Ременников[17]. Его работы отличают широкий исторический подход, привлечение большого круга письменных источников, их всесторонний анализ. А. М. Ременников не уделяет специального внимания готам и рассматривает их в числе других племен Подунавья и Северного Причерноморья, сыгравших большую роль в падении Западной Римской империи. Он показал трудности вычленения готов из той массы варварских племен, о которых пи­шут древние авторы, и связь их упоминаний в значительной сте­пени не только с литературной традицией, но и с представлениями самих римлян о варварском мире, в котором жили и готы, как о мире полиэтничном, отличавшемся и по уровню своего общественного развития.

В своих трудах «Борьбе племен Северного Причерноморья с Римом в III веке» и «Причерноморье в античную эпоху» Ременников А.М. изучает историю взаимотношений Рима с варварской периферией. Он отвел готам ведущую роль не только в борьбе с империей, но и в судьбах самого варварского мира.

Ременнников построил свое исследование целиком на источниках. А. М. Ременников рассматривает действительные причины, побудившие варваров к активному выступлению против Рима в это время, определяет племена и коалиции племен, принимавших участие в войнах с Римом, и выясняет, каким именно племенам в тот или иной период кризиса III века принадлежала в действительности главная роль в борьбе с Римской империей. Автор убедительно устанавливает даты отдельных походов, определяет их направление и выясняет роль отдельных племен в том или ином походе, а также дает, впрочем довольно бегло и схематично, общую картину состояния Римской империи в этот период, когда она находилась в крайне тяжелом положении как вследствие наступления пограничных племен, так и в результате крайнего обострения социальных противоречий внутри государства. А. М. Ременников правильно устанавливает, что в первый период (232-250 гг. н. э.) борьбы варварских племен с Римом основная роль в этой борьбе принадлежала племенам карпато-дунайского бассейна: сарматам-язигам, свободным дакам и главным образом карпам и что лишь с 250 г. в активную борьбу с Римом включаются готы. Вступление в войны с Римом готов, как это устанавливает автор, опираясь на данные источников, однако вовсе не исключало активного участия в дальнейших войнах также и карпов. В борьбе варваров с Римом (автор рассматривает время с 232 по 271 г.) А. М. Ременников намечает известные этапы, что дает ему возможность представить эту борьбу в развитии и проследить постепенный рост напора пограничных племен на римские рубежи. А. М. Ременников отмечает при этом и ту роль, которую играли в этой борьбе племена и народности, населявшие в древности южные и юго-западные области нашей страны.

Вместе с тем в отдельных своих положениях рецензируемая работа не лишена недостатков.

Приблизительно в 70-е годы начался пятый этап в развитии историографии готского вопроса. Так исторически сложилось, что многочисленные поиски и публикации западных исследователей накопили критическую массу несовпадений и нелогичности в теории Шмидта и его последователей. Поскольку в ней были заложены внутренние противоречия и некий догматизм взглядов и их застой – всё это привело к тому, что к 50-м годам германскими исследователями была критически пересмотрена готская историческая концепция. Новая волна исследовательских работ положила основу новому взгляду на накопленный исторический материал. Был разработан новый методологический подход к изучению исторических источников и фактов.

Прежде всего, речь идёт о работах немецкого исследователя Ричарда Хахмана, австрийского медиевиста Хервига Вольфрама и шведского исследователя Курта Вайбулла. Эти исследователи уже показывают отсутствие какой-либо политической или национальной ангажированности, что вносит большую стройность и ясность в современное видение вопроса.

Например, новый подход Р. Хахмана заключался в том, поставил задачу рассмотреть ее как «пример историко-филолого-археологического исследования». При этом он подчёркивает, что историки, археологи и филологи обязаны проводить свои источники только соответствующими своей науке адекватными методами. Р. Хахман резко критикует работы своих соотечественников, в которых лелеется с фашистским оттенком вопрос о «молодом энергичном» народе.

Примером обострения интереса к данной томе и желанием найти новые подходы к ее исследованию являются работы австрийского медиевиста Хервига Вольфрама, который сделал попытку дать целостную историю готов, начиная от переселении их из Сканди­навии и заканчивая падением Вестготского и Остготского коро­левств. При этом он достаточно критически оценивал состоянии историографии избранных им сюжетов и предпочитал оставлять лакуны там, где нет достоверного материала, или заполнял их предположениями, предварительно оговаривая степень их гипо­тетичности[18].

В 2002 году была переведена на русский язык книга немецкого историка Вольфрама Х. Готы: от истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). Пятьсот страниц книги были изданы в редакции «Ювента» и содержат кроме того примечания и библиографию.

В книге тщательнейшим образом выверены не только транскрипция имён собственных и специальных терминов, но и весь перевод авторского текста. Во-вторых, переведённому тексту предпослано, кроме нового предисловия автора, предисловие редакторов, в котором подробно указаны все трудности и обстоятельства перевода и редактирования. В-третьих, для удобства читателя в русском издании, в отличие от немецкого, все примечания даны постранично.

Данное издание является концептуальным исследованием этнической истории готов.

Автор - известный австрийский медиевист и варваролог Хервиг Вольфрам - излагает всю историю готов от легендарных времён, когда предки готов в последние века до н.э. вышли из Скандинавии и до порога раннего средневековья, когда в середине VI века самое знаменитое готское королевство - италийское королевство, основанное Теодорихом Великим - закончило своё существование под ударами войск восточно-римского императора Юстиниана. В книге излагается не только событийная история, но и рассматриваются проблемы социальной организации, политических институтов, этнических процессов и развития культуры у готских народов. Особое внимание в книге уделено периоду жизни готов на территории Причерноморья и их последующей миграции оттуда под ударами гуннов на Балканы и в Италию.

Публикация на русском языке книги известного австрийского историка является важным событием как для историков - варварологов, антиковедов и медиевистов, так и для археологов, исследующих периферию римского мира. При беглом просмотре книги о готах читателю может показаться, что текст несколько перегружен информацией: кроме основной линии повествования в ней присутствуют дополнительные логические линии и взаимосвязи, на которые автор лишь кратко указывает в своих примечаниях к основному тексту. Кроме того, практически каждый "сюжет" содержит порой несколько скрытых смыслов, выявляющихся "между строк" лишь при внимательном прочтении.

История готов, представленная в книге Вольфрама, является важной составляющей истории позднеантичного мира[19].

Работы X, Вольфрама отличает новый методический подход. Он анализирует историю готов в плоскости исторической этнографии. После Л. Шмидта история готов разрабатывалась и излага­лась главным образом как политическая история. X. Вольфрам последовательно анализирует ее как смену этапов этногенеза готских племен. Одним из инновационных аспектов исследователь­ской позиции X. Вольфрама является признание автором невозможности создания целостной непрерывающейся на определенных этапах истории готов. Это связано с ограниченными возможно­стями письменных источников, отсутствие которых ставит исследователя перед выбором: смириться с этим и сознательно оставить в своем изложении соответствующие лакуны или попытаться заполнить эти «темные пятна» с помощью материалов филологии и археологии. Последний подход более традиционен, и до появления работ X. Вольфрама историки использовали, как правило, его. Вместо этого X. Вольфрам предпочитает «нерассказ рассказу». Такой подход заслуживает внимания, так как вместо ложной определенности появляется возможность объективно раскрыть все сложности и противоречия, выявить наиболее спорные вопросы истории готов.

Среди современных отечественных исследователей особо надо отметить работы Будановой В.П. Её многочисленные работы, посвящённые теме Великого переселения народов, отличает глубина изучения этого вопроса, обширнейшая библиография. Ведь на сегодня многие работы западных авторов не переведены на русский язык, но они включены историографический список Будановой В.П., потому что автор великолепно знает немецкий язык. Книга Будановой «Готы в эпоху великого переселения народов»[20] помогла мне разобраться в хитросплетениях по готскому вопросу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История изучения готской проблемы показывает, что в настоящее время место этих племен во всемирной истории уже не может определяться через альтернативу: или описывать готов в панеги­рических тонах, или совсем низвергнуть их с пьедестала истории. Не подлежит сомнению, что история готов, может занять свое подлинное место во всемирно- историческом процессе, только если в дальнейшем ее исследование не пойдет по пути «готицизма» и «антиготицизма».

Таким образом, кардинальная особенность развития исследований готской проблемы в Причерноморье состоит в следующем.

Весь ход развития исследований по истории готов привел к тому, что само понятие «готской проблемы» в настоящее время обрело два значения. С одной стороны, это вы­деление комплекса археологических материалов, которые можно связать с готами, т. е. их археологической атрибуции. Выявление готской культуры, детальное исследование ее генетических корней, распространения на различных стадиях развития и ее историчес­кой судьбы позволит выяснить и происхождение самого народа, и основные этапы его истории и те миграции, которые реально имели место. С другой стороны, «готская проблема» — это определение круга всех противоречий и наиболее спорных вопросов, возникаю­щих при изучении сообщений древних авторов о готах. В настоящее время перед исследователями стоит задача переосмысления и обобщения как логически непротиворечивой, так и сомнительной и альтернативной интерпретации этих письменных свидетельств.

Нельзя не отметить еще и другая сложность. Готская проблема, относится к темам, которые несут большую идеологичес­кую нагрузку. В историографии готского вопроса часто встреча­ется понятие «тенденциозность, которая заключается в смешении тенденциозности древ­них авторов и тенденциозного подхода к этим сообщениям совре­менных исследователей. При этом в одних случаях это отражение характера и политической ситуации того времени, когда историк занимается готской темой. В других тенденциозность проявляется в виде субъективных построений исследователя, весьма свободно интерпретирующего источниковую базу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИСТОЧНИКИ

 

1. Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов/ В.П. Буданова.- М., 1990 – 232с

2. Буданова В.П. Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты /В.П. Буданова, АА. Горский, И.Е. Ермолова Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты, РАН.-М., 1999 – 348с

3. Вольфрам X. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии)/ Пер. с нем. Б.П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Под ред. М. Б. Щукина, Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. - СПб.: Ювента, 2003. - 656 с. - (Историчес­кая библиотека)

4. Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем: сборник Г94 научных статей / науч. ред. и предисл. А. Г. Фурасьева. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 264 е., ил. — (Серия «МотасИса»)

5. Забелин И.Е. «История русской жизни с древнейших времён» https://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0050.shtml, Дата обращения: 25.06.2011.

6. Зиньковская И.В. Готы и черняховская культура в современной украинкой историографии.-//Вестник ВГУ: История, политология, социология.-2010.-№1.-С.23-31

7. Колосовская Ю.К.. Рец. на - А.М. Ременников. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III веке - Причерноморье в античную эпоху (под редакцией проф. В.Н. Дьякова), VI, -М.: Изд-во АН СССР, 1954, 146 стр. + карта, тираж 5000 экз. - ВДИ. 1954(4). -С.72-78. Режим доступа: https://liberea.gerodot.ru/a_hist/kolosovskaya.htm, Сайт «Либерия нового Геродота». Дата обращения: 25.06.2011.

8. Нидерле Любор, Славянские древности / Пер. с чешек. Т. Ковале­вой, М. Хазанова, ред. А.Л. Монгайта. — М.: Куль­турный центр «Новый Акрополь», 2010. — 744 е.: ил. — (Традиция, религия, культура).

9. Ременников А.М.. Война Римлян с племенами Северного Причерноморья в IIIв. н.э.- М. 1950г. (автореферат на канд. Тема утверждена в 1948г. (ВДИ 1948(1), О.В. Кудрявцев. Кафедра истории древнего мира МГУ. с.182)) – скачено по ссылке: https://ifolder.ru/8411660, бесплатный хостинг. Дата обращения: 25.06.2011.

10. Шувалов П.В. Фундаментальный труд по истории готов Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира Выпуск 2. /Под редакцией Э.Д. Фролова.- Санкт-Петербург, 2003.

11. Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим, и черняховская культура)/М.Б.Щукин – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 – 576с

 


[1] Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим, и черняховская культура) – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 – 576с., С.9

 

[2] Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990,С.10

[3]Скржинская Е. Ч. Иордан. О происхождении и деяниях готов. Гетика / Вступ. ст., пер., коммент. -М., 1960.

[4] Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. -М., 1990,-С.13

[5] Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // ВДИ. 1949. № 1-4.

[6] Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990,С.10. С.13

[7] Василевский В. Г. Житие Иоанна Готского//Труды В. Г. Василевского. Т. 2: Русско-византийские отрывки. СПб., 1912.

[8] Забелин И.Е. «История русской жизни с древнейших времён» https://az.lib.ru/z/zabelin_i_e/text_0050.shtml

[9] Буданова В. П. Указ.соч. С.39

[10] Рикман Э. А. Раскопки у с. Будешты // МИА Юго-Запада СССР и РНР. Кишинев, 1960. Цит. По: Буданова В. П. Готы в эпоху Великого переселения народов. М., 1990,С.22

[11] Гей О. А., Бажан И. А. Захоронение с комплексом вещей круга эмалей на Нижнем Днепре // ПАВ. Вып. 3. СПб., 1993. Цит.по: Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим, и черняховская культура) – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005, С 480

[12] Герцен А. Г., Могарычев Ю. М. К вопросу об образовании Готской епархии в Крыму // Скифы, хазары, славяне и Древняя Русь. СПб., 1998. Цит.по: Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим, и черняховская культура) – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005, С 480

[13] Гей О. А. Черняховская культура: Происхождение и этнический состав, хроно­логия // Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысяче­летия н. э. М., 1993. (Сер. «Археология СССР»).

[14] Буданова В. П. Указ.соч. С.23

[15] Щукин М.Б. Готский путь (готы, Рим, и черняховская культура) – Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 – 576с.

[16] Пиоро И.С. Крымская Готия.-Киев, 1990

[17] Ременников А. М. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в.,- М., 1954

[18] Вольфрам X. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии)/ Пер. с нем. Б.П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Под ред. М. Б. Щукина, Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. - СПб.: Ювента, 2003.-С.374

[19] Вольфрам X. Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии)/ Пер. с нем. Б.П. Миловидов, М. Ю. Некрасов / Под ред. М. Б. Щукина, Н. А. Бондарко и П. В. Шувалова. - СПб.: Ювента, 2003. - 656 с.

[20] Буданова В. П. Указ.соч.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: