Задание 1. Традиции иконописи
Иконопись - предмет поклонения, изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, вид живописи посвященной религиозным сюжетам и темам.
Икона- от греческого "изображение", в христианстве, православии, католицизме и древневосточных церквях характеризуется как изображение лиц или событий священной или церковной истории. Целью которой, является направить наши чувства, ум и всю нашу человеческую природу к её истинной цели – на путь превращения.
Иконопись в Киевской Руси зародилась после крещения Руси князем Владимиром. Приняв в 988 г. христианство, древнерусское государство оказалось вовлеченным в поток византийской культуры. Процесс постижения и творческой переработки наследия Восточной Римской империи в сочетании с собственными культурными традициями породили оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви. В частности, в живописи существовали правила и приемы, которым должен был следовать каждый художник - каноны. Типы изображения, композиционные схемы, символика утверждалась и освещалась церковью. Канон вовсе не сковывал мысль средневекового живописца, но он дисциплинировал его, заставлял тщательное внимание уделять деталям. Первые христиане избегали изображений Бога и его ангелов. Первые изображения должны были иметь символический характер не только по причине богобоязненности (страха "неправильно" представить божественную свиту), но и из-за необходимости прятаться от гнева язычников. Начальные произведения выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с XVIII в. – масляными красками на деревянных досках, реже – на металлических. В практике иконописания сначала писали фон, пейзаж, архитектуру, одежды, их мог рисовать и мастер “второй руки” – помощник, и только потом главный мастер приступал к написанию лика. Использование однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми. Лик (лицо) в иконе – самое главное. Соблюдение такого порядка работы было важно. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза – зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. До XVII в. живописцы обычно не подписывали свои произведения. Летописи и другие литературные источники упоминают наиболее уважаемых иконописцев: Алимпия, Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, Дионисия. Иконы в домах были различные, и имели свою систему размещения. Важнейшей была икона Спасителя, потом Богоматери и далее различных святых. С конца XVIII и особенно в XIX в. народная икона была основным носителем национальных художественных традиций. В коллекции народных икон выделяются иконы "Рождество Богородицы" и "Исцеление слепорожденного" (XVIII - XIX вв.); "Деисус" (XVIII в.); "Покрова Пр. Богородицы". Приём изображения нескольких образов по горизонтали на одном полотне присущ стилю народных мастеров центральной Украины, в частности Подолья. Как пример – иконы "Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Мария Магдалина". Подобные иконы ("Св. Николай", "Покрова Пр. Богородицы", "Св. Параскева Пятница") хранятся в фондах Винницкого областного художественного музея.
|
|
Задание 2. Объясните происхождение и значение Вашей фамилии и имени.
Система фамилий прошла длинный путь исторического развития, находясь в определенной зависимости от социальной структуры общества. В XVI–XVIII вв. наиболее массово использовались прозвища, которые довались конкретному лицу, и не передавались по наследству. Преобразование прозвища в фамилию произошло с появлением наследственности. Таким образом, фамилия, это обязательное наследственное собственное наименование человека, приобретенное им при рождении или вступлении в брак, которое указывает на родство.
Фамилия Протасов относится к распространенному типу фамилий образованных от имени. В основу фамилии легло мужское крестильное имя, то есть данное при крещении, имя Протас, Протасий. Возможно, имя восходит к древнегреческому «protos» - «первый». Возможно также, что фамилия Протасов произошла от топонима, названия географического объекта. Топонимические фамилии были широко распространены во всех сословиях. Изначально они также представляли собой прозвища, которые содержали в себе информацию о месте рождения человека, его прежнем месте жительства или службы. На территории России находится множество сел и деревень, имеющих название Протасово. Первые фамилии, поначалу обозначали отчество, принадлежность, что передавалось при помощи определенных суффиксов. В фамилии Протасов использовался суффикс -ов, указывающий на имя отца, поэтому первые носители фамилии были детьми Протаса.
Игорь - имя скандинавского происхождения. По одной из версий, имя Игорь первоначально было Ингвар (Инъгварь). Первая часть имени — Ing — представляет собой имя скандинавского Бога плодородия (изобилия), а вторая — Varr — означает «воинство, сила». Считается, что в древнерусском языке имя Игорь имело значение «охраняющий имя Бога». По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни и связано с кельтскими именами Iger, Inger, Ingar, Ingereld, Ingerard. В кельтской Бретани имена с «инговым» корнем (Inger, Inge) были широко распространены. По другой версии, наименее распространенной, имя Игорь произошло от старославянского «игрь», означающего «игра, забава, веселье». Также есть версия, что имя образовалось из слова «иго», но она является маловероятной.