Пять постоянств праведного человека




Лекция №3 Конфуций

Даосизм — сердце, буддизм – кости, конфуцианство – плоть
дао синь, фо гу, жу жоу

Синкретизм – слияние трех учений, а также всех иных верований включая как авраамические, так и поклонения местным духам. По мнению А.А. Маслова[1] с которым мы вынуждены согласиться: «китайская вера не концептуальна и в этом плане сродни «доверию», содоверительному общению между человеком и Небом». Основываясь на мнении эксперта мы можем сказать, что китайская религия не текстологична ибо, как говорил Бодхидхарма — патриарх чань буддизма (ок. VI в.): БУ ЛИ ВЭНЬ ЦЗЫ

[не опирайся на письмена | но лишь на ощущения при медитации].

При этом именно учение Конфуция и его последователей в течение около 2500 лет оставило наибольшее письменное наследие. По сути, Конфуций – философ, причем предмет его изучения – человеческое общество, взаимодействие людей и групп людей между собой. Вопросы духовной связи с высшими силами истекают из этого.

Конфуций 孔子, пиньинь: Kǒngzǐ, палл.: Кун-цзы, Чжэнчжан: [*kʰloːŋʔ ʔslɯʔ]; реже кит. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ, палл.: Кун Фу-цзы, Чжэнчжан: [*kʰloːŋʔ pa ʔslɯʔ]; латинизировано как Confucius. Школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX века, лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон. В период правления председателя Мао наблюдается снижение роли конфуцианства как и в целом религии. После начала эпохи четырех модернизаций интерес к Конфуцию и к конфуцианству в целом восстанавливается до прежнего уровня.

Европа с трудами Кон Фу-цзы знакомиться в XVII в. когда группа иезуитов переводит на латынь «Лунь юй» Конфуция. Труды его были высоко оценены Лейбницем и ожидаемо подвергнуты критике Гегеля.

Жизнь Конфуция.

Родился в г. Цюйфу куда и вернулся после многих лет странствий. В жизни не преуспел ничем кроме того, что обучил около 3000 учеников из них известны 26. Любимый ученик Янь-юань и близкие его ученики Цзэн-цзы и Ю Жо. С ранних лет трудился, но мечтал восстановить честь своего рода и много учился. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров (чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна) в клане Цзи царства Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось — по оценкам разных исследователей — от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел сына (по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй). Распад империи Чжоу, разрушение патриархальных устоев (осевое время) вызывало резкую критику традиционалистов и требовало создание нового учения об устройстве общества и государства.

 

Канон конфуцианства

Гармоничное общество – государство, построенное на идее преданности чжун, 忠 — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.

Конфуций сформулировал золотое правило этики, повторенное через тысячу лет в иудаизме РАМБАМ и в виде парафраза пророком Мохамедом:
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе»

В основе гармоничного общества – стремление к идеальному образу благородного мужа Цзюнь-цзы 君子

Пять постоянств праведного человека

Жэнь 仁 — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Ли следует из И, И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.

 

И 义 [義] — «правда», «справедливость».

Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.

Ли 礼 [禮] — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.

Синь 信 — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Чжи 智 — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.

Учитель сказал: «Разве я смогу стать мудрецом или человеколюбивым человеком? Я всего лишь учусь без пресыщения, просвещаю без устали. Только это я и могу сказать о себе ». Гунси Хуа сказал: «Мы, ваши ученики, не можем научиться и этому » / Конфуций «Лунь юй», глава VII, суждение 34

Четверокнижие это собрание афоризмов самого Конфуция - это основа конфуцианства и экзамена на государственную службу.

Традиция передавалась от Кон Фу-цзы к Цзэн-цзы; от Цзэн-цзы - Цзысы; от Цзысы - Мэн-цзы. Со смертью Мэн-цзы традиция прервалась.

 

Лунь юй составленный самим Конфуцием
Мэнцзы
Да сюэ
Чжун юй составлен его внуком Цзысы 子思,

 

Конфуцианство — сегодня

Учение Конфуция сейчас не входит в экзамен, но широко распространено как в научных кругах, так и среди широких масс как в КНР, так и на Тайване и среди китайцев – хуацяо (диаспоры). Конфуций остаётся символом Китая недаром система культурных центров по всему миру носит название Институты Конфуция

 

 

Литература

 

1.Конфуцианский трактат «Чжун юн». Переводы и исследования: антология / сост. А. Лукьянов. — М.: Восточная литература, 2003. — 248 с.

2. Конфуцианское «Четверокнижие» Сы Шу. М.: Восточная литература РАН, 2004. 431 с.

3. Маслов А.А. Китай: Украшение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. – М.: Алетайа: культурный центр «Новый Акрополь», 2006. – 480 с


[1] Маслов А.А. Китай: Украшение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз. – М.: Алетайа: культурный центр «Новый Акрополь», 2006. – 480 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: