Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний.1 Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление. Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования.
|
К таким функциям относятся:
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- подзаконное нормотворчество;
- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- распоряжение (управление) природными ресурсами;
- планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
- экологическое нормирование;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- наблюдение за состоянием окружающей среды;
- учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- контроль за использованием и охраной объектов природы;
- разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом. Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства. Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов.
|
29. Задачи журналиста по грамотному управлению природопользованием и ресурсосбережению. Учитывая высокую степень социальной ответственности СМИ за процессы формирования общественного мнения, в частности в вопросах экологии и природоохранной деятельности, а также отмечая, что СМИ являются не только самостоятельным субъектом, но еще и выполняют функцию общественного посредника между представителями государственной власти, бизнес-структурами, общественными организациями и жителями города, необходимо отметить следующее:
- Несмотря на то, что телевидение и печать отводит проблемам экологии заметное место, по нашей оценке, потенциал влияния на общественное мнение еще в значительной степени не реализован. - В подаче экологической информации не всегда присутствует системность.- Освещение активной роли горожан в экологических процессах намного уступает показу деятельности представителей власти - такой дисбаланс не способствует перераспределению экологической ответственности в общественном сознании.- В подаче экологической информации СМИ конструктивно сочетают позитивные, негативные и нейтральные материалы. Тем самым реализуются функции как информирования населения, так и активного воздействия на общественное мнение и деятельность местных органов власти.
|
На основании сделанных выводов, для более эффективной работы с населением по формированию культуры экологической ответственности и в целях более оптимального использования средств, выделяемых на реализацию экологических программ, авторы исследования предлагают использовать следующие индикаторы. К общим из них относятся:- Конкретизация целевой группы, на которую рассчитана предлагаемая программа: молодежь, экономически активное население, пенсионеры.- Способствование мероприятия информированию населения о сферах компетенции субъектов управления экологической ситуацией (ответственность, полномочия, возможности).- Установление взаимосвязи между экологической и экономической составляющей экономики города.Конкретизация функций экологической деятельности, которые могут быть реализованы в рамках предлагаемых программ:
- сохранение социоэкосистемы города (поддержание чистоты улиц и дворов);- восстановление социоэкосистемы города (мероприятия по очистке городского пространства от продуктов жизнедеятельности и последствий смены природных циклов);- совершенствование социоэкосистемы города (ландшафтный дизайн, озеленение, развитие паркового хозяйства);- защита здоровья человека от пагубного воздействия естественной среды (меры по предотвращению экологических катастроф).
Возможность расширения диалога с населением города, используя механизмы обратной связи, по вопросам состояния экологии. Внедрение форм морального и материального стимулирования для участников мероприятия. Установление причинно-следственных связей, образующих процессы ухудшения (улучшения) экологической ситуации в городе. Обязательства по информированию участников мероприятия о результатах их деятельности в долговременной перспективе. Отведение роли участникам экологических и природоохранных мероприятий как соавторам и исполнителям в принятии и реализации тактических решений.
30. Природа и человек: системный подход. Сущность понятия «система». Согласно общей теории, система -.чпо реальная или воображаемая совокупность частей, целостные свойства которой определяются взаимодействиями между этими частями. Всю многогранность нашего мира можно представить в виде трех иерархий, которые возникли поэтапно и тесно взаимосвязаны между собой. Это природная, социальная и хозяйственная материальные системы (рис. 8).
Каждая из этих систем развивается по свойственным ей законам. Иногда их развитие входит в противоречие, в результате чего нарушается баланс существующего динамического равновесия. Взаимодействие систем разных иерархий способствует появлению смешанных систем. Например, объединение социальной и хозяйственной систем формирует технико-экономические системы и пр.
Некоторые общие свойства систем.
1. Каждая система имеет определенную структуру, которая определяется формой пространственно-временных связей или взаимодействий между элементами системы.
2. В соответствии с принципом необходимого многообразия система не может состоять из элементов, лишенных индивидуальности.
3. Каждая система наделена целостностью. Целостность - это не простая сумма частей, а такое взаимосвязанное их единство, которое формирует качественно новое целое.
4. Каждую систему можно условно разделить на две части: саму систему и ее среду. В зависимости от характера связей и возможностей обмена веществом и энергией со средой выделяют изолированные, замкнутые и открытые системы. Любая природная система, в том числе и биосфера, является открытой динамической системой.
5. Преимущество внутренних взаимосвязей в системе над внешними способствует ее самосохранению благодаря свойствам выносливости и устойчивости.
6. Действия системы во времени называют ее поведением. Изменения поведения системы под воздействием внешних факторов называют реакцией системы, а качественные изменения реакции системы, связанные с изменением структуры и направленные на стабилизацию поведения, -ее приспособлением.
7. Важной особенностью эволюции систем является неравномерность. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно изменяющими свойства системы.
8. Любая реальная система может быть представлена в виде определенной материальной или знаковой модели.
Хронология развития геосферы. Существует устоявшееся понимание системно-структурной организации географической оболочки Земли. Как и весь реальный мир, она состоит из многих разнокачественных и разноуровневых элементов, которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостные территориальные системы - геосистемы.
Согласно геосферному подходу, географическая оболочка Земли также состоит из разнокачественных, взаимозависимых и взаимодействующих оболочек, так называемых геосфер. Геосферами принято называть главные компоненты Земли как целостной системы, выделяющиеся на разных уровнях ее организации. Геосферы возникали в разное время. Самая древняя из них - террасфера (литосфера) - сформировалась 4-5 млрд лет тому назад. Затем образовалась атмосфера, за ней - гидросфера, биосфера, социосфера, эконосфера, культуросфера и техносфера. Общая схема геохронологии земных сфер приведена в таблице. Согласно схеме, геосферы накладываются друг на друга, то есть каждая последующая геосфера зарождалась в рамках предыдущей и влияла на нее.
31. Специфика отражения экологических вопросов в различных СМИ. Основной вывод, который можно сделать по итогам анализа экологических материалов – современным журналистам общественно-политических СМИ катастрофически не хватает базовых экологических знаний, это видно практически по каждому материалу. Учитывая, что в современном мире глобальный экологический кризис не менее значим, чем кризис политический и экономический, можно утверждать, что базовые знания о законах природы, о функционировании экосистемы, о промышленных загрязнениях, о влиянии тех или иных химических веществ на здоровье человека важны не только для экологического, но и вообще для любого современного журналиста. жанровое разнообразие общих СМИ шире, однако они страдают поверхностным и часто искаженным представлением экологических проблем. "Зеленые" издания слабо используют все многообразие журналистских жанров и методов. Иногда однообразие используемых жанров и методов приводит к тому, что читать экологические газеты и журналы становится скучно и неинтересно для неспециалиста. Одна из причин, видимо, в отсутствии профессиональных журналистских кадров в большинстве "зеленых" изданий.
32. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воздухе производственных помещений, в водоемах различных категорий водопользования, в почве. ПДК ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ – это максимальная концентрация вредного вещества, которая за определенное время воздействия не влияет на здоровье человека и его потомство, а также на компоненты экосистемы и природное сообщество в целом.
В атмосферу поступает множество примесей от различных промышленных производств и автотранспорта. Для контроля их содержания в воздухе нужны вполне определенные стандартизированные экологические нормативы, поэтому и было введено понятие о предельно допустимой концентрации. Величины ПДК для воздуха измеряются в мг/м3. Разработаны ПДК не только для воздуха, но и для пищевых продуктов, воды (питьевая вода, вода водоемов, сточные воды),почвы.
Предельной концентрацией для рабочей зоны считают такую концентрацию вредного вещества, которая при ежедневной работе в течение всего рабочего периода не может вызвать заболевания в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
Предельные концентрации для атмосферного воздуха измеряются в населенных пунктах и относятся к определенному периоду времени. Для воздуха различают максимальную разовую дозу и среднесуточную.
В зависимости от значения ПДК химические вещества в воздухе классифицируют по степени опасности. Для чрезвычайно опасных веществ (пары ртути, сероводород, хлор) ПДК в воздухе рабочей зоны не должна превышать 0,1 мг/м3. Если ПДК составляет более 10 мг/м3, то вещество считается малоопасным. К таким веществам относят, например, аммиак.
Таблица 1.ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых газообразных веществ в атмосферном воздухе и воздухе производственных помещений | |||||||
Вещество | ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3 | ПДК в воздухе произв. помещений, мг/м3 | |||||
Диоксид азота | Максимальная разовая 0,085 Среднесуточная 0,04 | 2,0 | |||||
Диоксид серы | Максимальная разовая 0,5 Среднесуточная 0,05 | 10,0 | |||||
Таблица 2. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых ионов в питьевой воде | |||||||
Ион | ПДК, г/м3 | ||||||
Катион алюминия | 0,2 | ||||||
Катион железа | 0,2 | ||||||
Катион меди | 0,01 | ||||||
Таблица 3.ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых вредных веществ в питьевой воде | |||||||
Вещество | ПДК, мкг/л | ||||||
Гидрохинон | 200 | ||||||
Дихлорфенол | 2 | ||||||
Крезол | 4 | ||||||
Таблица 4.ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ некоторых химических элементов в почве | |||||||
Элемент | ПДК, мг/кг | ||||||
Кобальт | 5 | ||||||
Медь | 3 | ||||||
Мышьяк | 2 | ||||||
ПДК устанавливаются для среднестатистического человека, однако ослабленные болезнью и другими факторами люди могут почувствовать себя дискомфортно при концентрациях вредных веществ, меньших ПДК. Это, например, относится к заядлым курильщикам.
Величины предельно допустимых концентраций некоторых веществ в ряде стран существенно различаются. Так, ПДК сероводорода в атмосферном воздухе при 24-часовом воздействии в Испании составляет 0,004 мг/м3, а в Венгрии – 0,15 мг/м3 (в России – 0,008 мг/м3).
В нашей стране нормативы предельно допустимой концентрации разрабатываются и утверждаются органами санитарно-эпидемиологической службы и государственными органами в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории РФ. С учетом природноклиматических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий для них могут быть установлены нормативы предельно допустимой концентрации, отражающие особые условия.
При одновременном присутствии в атмосфере нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений их концентраций к ПДК не должна превышать единицу, однако это выполняется далеко не всегда. По некоторым оценкам, 67% населения России живут в регионах, где содержание вредных веществ в воздухе выше установленной предельно допустимой концентрации. В 2000 содержание вредных веществ в атмосфере в 40 городах с суммарным населением около 23 млн. человек время от времени превышало предельно допустимую концентрацию более чем в десять раз.
Химические методы оценки качества окружающей среды очень важны, однако они не дают прямой информации о биологической опасности загрязняющих веществ – это задача биологических методов. Предельно допустимые концентрации являются определенными нормами щадящего воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека и природную среду.
33. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду (нормативы ПДВ, ПДС, лимиты на размещение отходов).
Эти входят в систему экологических нормативов и стандартов. Стандарты качества окружающей среды выступают как критерии ее состояния и определяются предельно допустимыми нормативами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду. НПДВ на окружающую среду определяют: предельно допустимые выбросы в атмосферу; предельно допустимые сбросы в воду; предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий; предельно допустимый уровень радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы (лимит) размещения отходов и т.д.
Виды экологического проектирования – проекты предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ), проекты предельно допустимых сбросов в водные объекты (ПДС), проекты лимитов размещения отходов. Устанавливаются как «технические» нормативы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, так и предельно допустимые выбросы. ПДВ и ПДС определяются как для стационарных источников, так и их совокупности, т.е. для объекта в целом. Если по технологическим причинам ПДВ невозможно соблюдать, разрабатываются временно согласованные выбросы (ВСВ). Разработка ПДВ и ВСВ осуществляется как в рамках процесса проектирования, так и для действующих производств. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов обеспечены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы устанавливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по совокупному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливают как для проектируемых объектов, так и для действующих производств с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и изолирования отходов.
НДВ на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы: нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбросов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучение напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – ресурсные нормативы; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативы допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных источников воздействия субъектами хозяйственной деятельности и утверждаются природоохранными органами. Они разрабатываются с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормативов качества окружающей среды и технологических нормативов. Технологические нормативы определяются для стационарных, передвижных и иных источников с учетом существующих технологий, экономических и социальных факторов. При невозможности соблюдения ПДС и ПДВ согласовываются лимиты на выбросы и сбросы (ВСВ и ВСС) по временным разрешениям. При этом планируется поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов, согласованное с органами государственного управления охраной природы. Законодательно также разрешается устанавливать временно согласованные выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов и т.д. Помимо лимитов на выбросы и сбросы существуют другие лимиты природопользования. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника воздействия с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормативов качества окружающей среды, а также влияния других источников физических воздействий.
34.Роль журналиста в формировании экологической этики. Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой. Экологическая этика предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Коренной вопрос экологической этики — каково наше отношение к природе: как к объекту (вещи), или субъекту (то есть равному себе, имеющему моральный статус и обладающему правами). Экологическая этика существует только тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Это этика осторожности, заботы, уважения к природе и экологического самоограничения.
Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух аспектах: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.
Как правило, экологическую этику разделяют на две составные части: философскую экологическую этику и нормативную экологическую этику. Нормативная (предписывающая) этика касается практических вопросов, разрабатывая этические суждения, правила и принципы наших отношений с природой, а также этические оценки. Большинство этических суждений, включающих «плохо–хорошо», «следует», «должно» или «нужно» — это нормативные требования. Они предписывают поведение, например: «виды, находящиеся под угрозой уничтожения, следует охранять», «охотиться на животных ради развлечения — плохо». Нормативные суждения явно или неявно обращаются к определенным нормам или стандартам этичного поведения.
Большое значение нормативной экологической этики в разработке специальных этических правил и этических принципов поведения. Этические правила имеют более частный характер и иногда могут противоречить друг другу. В этом случае обращаются к этическим принципам, являющимися обобщениями более высокого порядка. Принципы намного более универсальные, чем правила, и в любой системе морали их не бывает много. Причем их бывает трудно применить к конкретной ситуации без таких промежуточных звеньев как правила.
Философская экологическая этика предполагает более высокий уровень обобщений и абстракций, на котором нормативные суждения и оценки, а также приводимые в их пользу доводы анализируются и оцениваются. Это уровень общих концепций, идей и теорий, на основе которых объясняются и защищаются нормативные суждения. Философская экологическая этика разрабатывает такие важные понятия как «ценности природы», «права природы», «человеческие обязанности перед природой», «благо природы» и т.п.
Экологическая этика пока не является строго научной дисциплиной. Это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и обществоведческих наук. Экологическая этика — этика прикладная, поэтому ее интересуют практические отношения, вследствие чего она есть этическая оценка конкретных действий. В связи с этим
ПРЕДМЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям.
Экологическая этика использует разнообразные общенаучные и частнонаучные методы: теоретические и эмпирические. Это диалектический, системный, интервальный, эволюционный методы, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.
Экологическая этика обладает двумя главными функциями: разрушительной и созидательной. Первая направлена на то, чтобы разрушить старые, потребительско-утилитарные стереотипы отношений человека с природой, многочисленные антропоцентрические мифы и ценности, отказаться от расточительных и негуманных видов природопользования. Антропоцентризм, эгоизм и прагматизм — это то, против чего выступает экологическая этика. Созидательная функция экологической этики направлена на выработку нового, экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку, и природе.
Принципы и положения экологической этики в настоящее время при общем ресурсном, потребительском подходе к природе многим кажутся очень радикальными. Но радикальная, авангардная роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы огласить идеи, отвергаемые вначале большинством как абсурдные или смешные, но которые, в конце концов, становятся достоянием традиционных экологических организаций и, со временем, принимаются большинством населения. Кроме этого, еще одной важной задачей экологической этики является разработка теоретических основ охраны природы.
Если мы попытаемся рассмотреть роль экологической этики с исторических позиций, то это можно представить в виде особых, создаваемых самим человеком сдерживающих клапанов, которые не позволяют ему уничтожать природу. Ни один вид на Земле, кроме человека, не способен полностью уничтожить среду своего обитания, ибо его деятельность будет сдерживаться экологическими законами. И только человек, благодаря своему разуму и высоким технологиям практически вышел из-под власти экологической необходимости. Поэтому его деятельность, дабы не стать всеразрушающей, требует особых этических ограничений, выраженных в морали (воли к этическому самоограничению). Разработка таких «табу» — главная задача экологической этики.
Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например млекопитающих, но и «во многом, а то и во всем иных» — растения, микробы, реки, горы, звезды и т.п. Все они самодостаточны, ценны сами по себе и сами для себя, и, следовательно, морально значимы. Экологическая этика распространяет свою заботу не только на дикие, сельскохозяйственные и домашние виды живых существ, дикие и окультуренные экосистемы, Землю, звезды, но и на отдельное дерево, гору, бабочку.
Как справедливо полагает С.Д. Дерябо, развитие сознания на основе экологической этики «представляет собой кардинальную смену образа мира, которую можно, пожалуй, сравнить с тем переворотом в сознании, который был произведен Коперником — сменой геоцентрической модели солнечной системы на гелиоцентрическую. Как тогда Земля потеряла статус центра вселенной и его заняло солнце, так и теперь человек должен отказаться от представления о себе, как «центре» природы, мира, а это место должен занять принцип экологической целесообразности, «экологический императив».
35. Взаимосвязь экологии и журналистики.
Экологическая журналистика - это журналистика, которая регулярно занимается широким освещением экологических вопросов как глобального, так и регионального значения. Это одна из форм журналистики, чьей предметной областью является сбор, анализ и распространение информации, посвященной проблемам окружающей среды и положительным примерам в области её использования и охраны[1].
Экологическая журналистика призвана информировать, просвещать, организовывать и контролировать аудиторию:
-предоставлять информацию о состоянии окружающей среды, экосистем,
-знакомить с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду,
-побуждать к конкретным действиям – например, к организации различных экологически значимых мероприятий,
-рассказывать о работе властей, предприятий, влияющих на состояние окружающей среды,
-предоставлять возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды, утвержденное законодательством РФ (см. главу ”Доступ к экологической информации: права и возможности”), и защищать свое право на благоприятную экологическую обстановку.
Экологическая журналистика располагает особой информацией – экологической. Это любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
a) состоянии элементов окружающей среды – воздухе, воде, земле и пр.
b) факторах - веществах, энергии, шумах и излучениях, а также деятельности, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы и т.д. по вопросам, касающимся окружающей среды;
c) о здоровье и безопасности людей, условиях их жизни, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать окружающая среда
Целесообразно отметить, что в российском законодательстве понятие ”экологическая информация” нет. В Федеральном Законе ”Об информации, информатизации, защите информации” определены только понятия, касающиеся общей информации. Одним из видов экологической информации является информация массовая, т.е. журналистская.
Экологическая тема в СМИ – важная и сложная, ведь здоровье и благополучие людей напрямую связано с экологией, поэтому информация о состоянии окружающей среды воспринимается особенно остро.
Средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан. Можно утверждать также, что экологическая журналистика – один из инструментов в решении экологических проблем. И это накладывает определенную ответственность на журналиста, освещающего темы экологии.
Об экологических СМИ речь пойдет в следующем параграфе работы.