Культура России во второй половине XVIII в.




 

Образование.

С 1755-1782 гг. в общественном сознании стали распространяться просветительские педагогические идеи: в это время было переведено и издано сочинение английского просветителя Д. Локка «О воспитании детей», в котором он восстает против педагогики, построенной на устрашении ребенка, подавленной личности и механической зубрежке. Была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений (автор И.И. Бецкой), что позволило бы сформировать новое сословие – художников, ремесленников, учителей, врачей и ученых. В соответствии с проектом Бецкого были открыты училища при Академии художеств (1764 г.); воспитательные дома в Москве (1764 г.), Петербурге (1770 г.).

ü В 1782-1786 гг. Была создана государственная система народного образования. Екатерина II, изучив австрийскую школьную систему, сочла ее более целесообразной, и уже в 1782 г. Была образована комиссия об учреждении училищ (возглавил П. Завадовский). По плану комиссии создавались «народные училища» двух типов – главные (4-х классные) в губернских городах, малые (2-х классные) в уездах. Они были призваны обеспечить элементарное образование. «Комиссия» издавала правила, инструкции, уставы, учебные пособия, руководства, методические разработки для учителей.

Теоретически в училища могли поступать дети всех сословий, однако училища были открыты только в городах, и подавляющее число крестьянского населения не могло получать образование, кроме того, крестьяне не имели права поступать в университет. Таким образом, сословность образования сохранилась.

Таким образом, к концу XVIII в. В России была создана система единого образовательного цикла, с единообразно устроенными учебными заведениями, едиными планами, методикой обучения. Понимая значимость образования, правительство поставило народное просвещение под контроль государства.

Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице — Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран — дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса — каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, — это происхождение.

Литература.

Литература второй половины XVIII в. в России складывается первое литературное направление – классицизм (от лат. сlassicus – образцовый). Это направление развивалось на основе освоения образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие российского классицизма оказали влияние петровские преобразования, и школа европейского Просвещения.

Филолог и поэт В.К.Тредиаковский сформулировал новые приципы стихосложения (силлабо-тонический), основанный на чередовании ударных и безударных слогов в строке. Этот принцип до сих пор лежит в основе русской поэзии. Являясь блестящим знатоком европейской поэзии, Тредиаковский перевел много произведений. Его перевод любовного романа французского писателя Поля Тальмана «Езда в остров любви» (1730) стал первым в истории русской художественной литературы произведением исключительно светской тематики.

Крупнейший поэт XVIII в. Г.Р. Державин отличался смелым сочетанием «высокого» и «низкого» стилей, разрушая каноны классицизма и внося живую разговорную речь в литературный язык. Державин – поэт мыслитель, поэт-философ, его поэзии присущ высокий гражданский пафос.

В конце XVIII в. складывается новое литературное направление – сентиментализм, направленное на исследование внутреннего мира человека, его психологии, переживаний и эмоций. Наиболее распространенными литературными жанрами сентементализма стали роман, дневники, путевые заметки. Расцвет русского сентиментализма связан с именами А.И. Радищева и Н.М. Карамзина (1766-1826 гг.). В повести Карамзина «Бедная Лиза» утверждается равенство всех людей, независимо от происхождения. Фраза «и крестьянки любить умеют» становится откровением своего времени.

Архитектура.

Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины XVIII в. на ведущее место в развитии мировой архитектуры. Характерные принципы классицизма — единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Особенностями классицизма являются стоечно-балочная тектоническая структура зданий, четкая планировка, масштабность.
В период раннего классицизма (1760—1770) в Петербурге были выстроены Академия художеств (1765—1777, А. Кокоринов, В. Деламот), фасады которой отличались большой сдержанностью декоративного убранства, введением портиков, применением дорического ордера, и Мраморный дворец (1768—1785, А. Ринальди) с традиционным для дворцов входом в глубине двора, с коринфским ордером на фасадах. Признаки раннего классицизма — крупный ордер на фасадах, скромная пластика стен, членение пилястрами, полуколоннами.
В Москве поворот архитектуры к классицизму начался со строительства Воспитательного дома (1764—1770, К. Бланк, М. Казаков), пластически сдержанная обработка фасадов.
Расцвет русской архитектуры классицизма связан с творчеством великих русских зодчих В. Баженова, М. Казакова И. Старова которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. Автор грандиозных проектов (Каменноостровского дворца Екатерины II в Петербурге, перестройки Московского Кремля, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно) В. Баженов создал (1784—1786) один из лучших архитектурных памятников Москвы — бывший Дом Пашкова (рис. 40), теперь старое здание Библиотеки им. В.И. Ленина.

Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее отличают композиционное единство, тектоническая ясность, масштабность, свободное положение домов усадебного типа на участке, величественность, разнообразие форм и жизнеутверждающий характер архитектуры, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром — залом — главной гостиной.
Для усадеб классицизма характерна осевая композиция с главным домом, обрамленным флигелями, с парком сзади дома., спускающимся к воде. На смену геометрически спланированным паркам XVII в. приходят пейзажные парки XVIII в., такие, как Павловский под Петербургом.
В усадьбе Царицыно под Москвой по проекту В. Баженова были возведены оперный дом, кавалерские корпуса, мосты и ворота, под руководством М. Казакова построен Большой дворец (1786—1793), где использованы мотивы русской архитектуры XVII в., в 1788 г. разбит парк.
Застройка Москвы второй половины XVIII в. связана с именем М. Казакова. Построенные им Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, здание Московского Сената в Кремле, здание Московского университета (1786—1793) и многие другие выдвинули его в ряд крупных зодчих. Для всех его построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции. Наиболее яркий и цельный ансамбль Казакова — Голицынская больница (1796—1801): нарядный фасад раскрыт в сторону улицы, в центре композиции — церковь-ротонда с куполом. В здании Благородного Собрания Казаков создал один из лучших интерьеров того времени — двухсветный Колонный зал.

Строительство Петербурга 70—90-х годов XVIII в. связано с именами И. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона. В торжественных и строгих формах Таврического дворца (1783—1788) Старов запечатлел идею величия России, одержавшей победу над Турцией. Шести колонный римско-дорический портик ведет в центральный корпус с анфиладой залов, раскрытой в Зимний сад. Центральный зал увенчан куполом, ему противопоставлена Большая галерея с 36 колоннами ионического ордера. Выдающиеся постройки Кваренги — Эрмитажный театр (1782—1785) в ансамбле набережной Зимнего дворца, в зрительном зале которого места расположены амфитеатром; здание Смольного института (1803—1806).
Наиболее значительными работами Камерона были: постройка группы сооружений при Екатерининском дворце в Царском Селе (1780—1793), в которую входили «Агатовые комнаты», «Холодные бани», «Висячий сад» и «Камеронова галерея» (1783—1786);

В подмосковных усадьбах этого времени (Кусково, Останкино, Архангельское), построенных крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, М. Мироновым, Г. Дикушиным и др., богато обработанные росписями, лепкой, позолотой интерьеры контрастируют со сдержанной наружной отделкой фасадов.

Скульптура и живопись.

Вторая половина XVIII в. – это настоящий расцвет русской культуры скульптуры. Для нее характерны все метания и поиски путей развития, присущие искусству века. Один из наиболее ярких памятников скульптуры – конная статуя Петра I, выполненная Фальконе (1716-1791) по канонам классицизма.

Творения талантливого скульптура Ф.И. Шубина (1716-1791 гг.) отличаются глубокой психологической трактовкой образа, приближенностью к реальности. Созданные им скульптурные портреты М.В. Ломоносова, П. Румянцева, А. Голицина передают жизненность и остроту характера.

Ярким свидетельством свершившегося в XVIII в. обмирщения искусства явилось развитие светской портретной живописи. Выдающиеся портретисты И. Никитин, А. Матвеев, мастера гравюры И. Адольский и Д. Зубов утверждали принцип нового, светского содержания искусства.

Во второй половине XVIII в. живопись становится более сложной в жанровом отношении. Формируется система жанров:

ü Портрет

ü Пейзаж

ü Историческая живопись

ü Монументально-декоративная живопись.

Ведущим жанром, которому Академия художеств придавала особую значимость, была историческая живопись. Обращение к героике, истории, ярким историческим образам отвечало задачам времени, формировало в обществе патриотические чувства. Больших успехов в этом жанре добились: А.П. Лосенко – «Владимир и Рогнеда», Г.И. Угрюмов – «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани» и др.

Самостоятельным жанром стал пейзаж (в Академии художеств был создан специальный ландшафтный класс). Мастера пейзажного жанра С.Ф. Щедрин, Ф.Алексеев. Тонкие акварельные пейзажи запечатлели живописные уголки Москвы, Петергофа, Кремля, Кавказа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: