Культура России в первой половине XVIII в.




Тема: Культура России во второй половине XVIII в.

План:

1. Просвещенный абсолютизм как явление русской культуры.

2. Культура России во второй половине XVIII в.

Культура России в первой половине XVIII в.

Эпоха просвещения в Западной Европе – это время, когда родилось новое мировоззрение, основанное на приоритете Разума. Естественные закономерности бытия, по мнению просветителей, подчиняются не Богу, а Разуму. Естественное состояние человека – свобода. Человек обладает ею от рождения, но постепенно теряет, отступая от естественных норм и законов жизни. Таким образом, чтобы изменить, улучшить общество, нужно чтобы в нем царил Разум. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что люди, избавившись от сословностей, создадут на основе общественного договора (согласия) общество, которое лишь минимально ограничит их свободу, а государство станет носителем единой воли, направленной на благо всех.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) наиболее справедливым обществом считал то, в основе которого лежат свобода, собственность и равенство. Свобода – естественное право каждого человека.

Барон де Монтескье выступал против любых форм деспотизма, являлся сторонником свободы, которая, по его мнению, есть право делать все, что позволено законом. Чтобы служить интересам общества, власть, по его убеждению, должна быть разделена на исполнительную, законодательную и судебную. Отвергая деспотию, идеалом государственного устройства Монтескье считал конституционную монархию.

Дени Додро, создатель знаменитой энциклопедии, выступал за ограничение абсолютной монархии, считал, что цель государство – обеспечить права и свободы граждан, что сопротивление тиранам вполне законно.

Идеи просветителей стали широко распространяться в России со второй половиныXVIII в. Увлекаясь ими, Екатерина II, мечтавшая о государстве «всеобщего благоденствия». Она состояла в переписке с Вольтером и Дидро и считала, что всемогущий человеческий разум и хорошие законы поправят положение в России. Созвав Уложенную комиссию и составляя «Наказ», Екатерина пользовалась работами Монтескье и считала, что утверждение «Свобода есть право все то делать, что законы позволяют» вполне сочетается с самодержавием. «Мудрец на троне», правящий страной по справедливости и разумным законам, – идеал императрицы, который она видела в Петре I.

В 60-е года XVIII в. Была создана Уложенная комиссия, и хотя, ее работа не имела реальных результатов, в истории общественной мысли России это был значительный этап.

Самым крупным деятелем Просвещения в России был писатель, журналист, издатель НИ. Новиков. В 1768-1775гг. он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». В своих изданиях Новиков клеймил невежество, чванство крепостнического дворянства. Объектом сатиры была политическая система: он высмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол.

Виновником всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Важной стороной деятельности Новикова было книгоиздательство: публикация словарей, справочников, журналов. Деятельность Новикова подтолкнула Екатерину II к репрессивным действиям. В 1792г. он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, где находился до 1796г.

Взгляды А.Н. Радищева выходили за рамки идей Просвещения. С его именем связано формирование революционной идеологии, т.е. требования уничтожения самодержавно-крепостнического строя революционным, насильственным путем. Образование Радищев получил в Москве и Петербурге, учился в Лейпцигском университете, по возвращении в Россию поступил на государственную службу. Формирование его взглядов происходило в обстановке крестьянского восстания Е. Пугачева. Будучи в эти годы военным прокурором, он знакомился с делами беглых рекрутов, в которых ярко отражалась действительность крепостнической России. Все это, а также события французской буржуазной революции 1789г. подвели его к осознанию необходимости революционных перемен в стране. Эти мысли прозвучали в его оде «Вольность».

В 1780 г. Александр Николаевич написал произведение Путешествие из Петербурга в Москву». Книга была написана в форме путевых заметок. Здесь впервые была отображена реальная жизнь крепостных. Радищев отрицал возможность реформ «сверху». По его мнению, ликвидация крепостничества и предоставление крестьянам земли будут возможны исключительно в результате народного восстания. Для России Радищев видел только одну форму государственного устройства - республику с равными правами всех граждан. Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачева». По ее приказу он был арестован и приговорен к смертной казни, которую заменили 10-летней ссылкой в Илим. Павел I вернул его из ссылки и 1796г. При Александре I Радищев был привлечен для работы в Комиссии по составлению законов, но его радикальные идеи противоречили идеям реформизма и либерализма начала века. В 1802г. Радищев покончил жизнь самоубийством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: