Политическая система Швейцарии




Швейцария – небольшое государство в центральной европе, никогда не имевшее монархии. В ней, в большей мере, чем в других странах избирательный корпус обладает непосредственной властью. Чрезвычайно развиты институты непосредственной демократии.

Это федеративная демократическая республика. Состоит из 26 автономных областей – кантонов. Провозглашает на своей территории принципы верховенства права, децентрализации, коллегиальности правительства и вечный нейтралитет в международных делах.

  1. Конституция Швейцарии

Принята на народном референдуме 18 апреля 1999 года. За нее проголосовало 52% - это 13 из 26 кантонов. Вступила в силу с 1 января 2000г. по срвнению с предыдущей конституцией 1874 года в ней не произошло коренных изменений урегулирования общественных отношений.

Преамбула конституции подчеркивает неразрывную связь государственного суверенитета Швейцарии с открытостью миру, подчеркивает мысль о развитии толерантности и укреплении гражданской ответственности перед грядущими поколениями.

Первый раздел (ст 1-6) включает в себя основные принципы государства, состав конституции и цели Швейцарской Конфедерации. Формулирует принципы правового государства, взаимоотношений человека и общества. Основы политического статуса Кантонов и 4х официальных языков конфедерации (немецкого, итальянского, французского и ретороманского). В новой конституции исчезло понятие «полукантонов».

Второй раздел регулирует основные права человека и гражданина, модернизирует и упорядочивает существующие ранее писанные и неписанные ранее традиции и обычаи. (ст 7-41)

Третий раздел устанавливает порядок распределения компетенций между конфедерацией и административными территориальными единицами (кантонами и общинами). Регулирует налоговые взаимоотношения. Конфедерация выполняет задачи, требующие единообразного регулирования или возложенные на нее ОЗ страны. Кантоны сами устанавливают, какие вопросы им решать. Они сохранеяют собственные конституции, которые не должны противоречить конституции Конфедерации. (42-135)

Четвертый раздел устанавливает экономическую свободу, свободную конкуренцию в рамках рыночной экономики. (Защита экономики от внешних факторов. Так же политика в области защиты прав потребителей, развитие конкуренции, банконвского и страхового дела. Денежная и валютная политика. Внешнеэкономическая политика – сфра компетенции центра) (136-142)

Пятый раздел – функционирование и полномочия Союзный властей в Швейцарии. (143-191)

Шестой раздел – порядок пересмотра конституции. Заключительные и переходные положения. Переходные положения дают толкования некоторым статьям (про транзитный переход через Альпы, например). Заключительные положения – отмена конституции 1874 года и приспособление ее к новой. (192-195)

Конституция является кодифицированной и писаной. Как де-факто, так и де-юре так и де-факто: текст основного закона страны находится в едином источнике и регулирует все основные вопросы конституционного характера.

В конституции женщины всегда упоминаются на первом месте, потому что Швейцария была последней страной, признавшей избирательные права женщин в 70-х годах. Тем, самым прекратив их дискриминацию.

Пересмотр конституции.

Конституция может быть пересмотрена в любое время полностью или частично.

Полный пересмотр Союзной конституции может быть предложен народом или одним из обоих членов советов, либо о нем может постановить СС. Частичный пересмотр может предложить народ или СС. Пересматриваемые положения не должны затрагивать единство материи и нарушать обязывающие положения международного права. Полностью или частично пересмотренная конституция вступает в силу после ее одобрения кантонами и народом.

  1. Форма правления

Швейцария является федеративной республикой. В состав государство входит 26 кантонов.

Как такового главы государства в республики нет. Эту функцию коллегиально несут члены Союзного (Федерального) Совета (в его состав входит 7 человек). Парламент страны выбирает из числа его членов Президента. Формально он не является главой государства, так как считается «первым, среди равных».

3. Форма административно-территориального устройства

В состав Швейцарии входит 26 автономных областей – кантона. Это крупнейшие административно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации.

Низший уровень деления – общины (2495).

Каждый кантон имеет свою собственную конституцию, парламент, правительство и совершенно самостоятелен в решении внутренних проблем.

В ведении центрального правительства находятся международные вопросы, федеральный бюджет и эмиссия денег. Тем не менее, Швейцария – единое государство!

Самым последним по дате образования кантон является – Юра (отделился от Берна в 1979 году по итогам референдума)

Входящие в состав федеративного государства кантоны передают часть своей власти союзному государству.

Кантоны и союз обязаны учитывать интересы друг друга и оказывать друг другу поддержку. Союз уважает самостоятельность Кантонов.

Кантоны могут заключать международные договора (по предметам своей компетенции), а так же создавать совместные организации и учреждения. Но не могут противоречить праву и интересам союза и правам других кантонов. До заключения договора – обязательно информирование Союза.

Союз и кантоны координируют свои усилия в сфере внутренный безопасности. Союз защищает состав и территорию кантонов.

Кантоны сами определяют свои официальные языки, опираясь на культурные и исторические особенности региона.

 

4. Законодательная

Законодательная власть принадлежит парламенту - Союзному собранию, состоящему из двух палат: Национального совета (200 депутатов от народа) и Совета кантонов (46 депутатов кантонов). Избирательным правом на выборах в федеральный парламент пользуются мужчины и женщины, достигшие 18 лет. Национальный совет избирается прямыми выборами по пропорциональной системе (каждый кантон представляет собой 1 избирательный округ. Они имеют мандаты пропорционально численности населения, но не меньше 1) на 4 года всеобщим голосованием. Совет кантонов избирается по мажоритарной системе: по два депутата от кантона (от 20) и по 1 от полукантона (от 6) (кроме кантона Юра). Конституция устанавливает, что очередные сессии парламента проводятся 1 раз в год. Они созываются Союзным Советом. По требованию правительства, депутатов парламента или нескольких кантонов могут быть созваны чрезвычайные сессии.

Каждый совет избирает из своего состава президента, первого вице-президента и второго вице-президента (только на один срок).

Для принятия решения Союзным Собранием необходимо решение обоих советов.

В законодательном процессе оба Совета являются РАВНОПРАВНЫМИ. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг от друга.

Иногда они заседают совместно, как Объединенное Союзное Собрание, под председательством президента Национального Совета. Это происходит в случаях:

А) проведения выборов

Б) разрешения споров о компетенции между верховными союзными властями

В) при даровании помилования.

 

Заседания являются публичными и считаются состоявшимися, если присутствует большинство членов.

Каждому члену Совета и каждому Кантону принадлежит право инициативы в Союзном Собрании. Члены Союза и Союзного Собрания (для сокращения СС) имеют право вносить предложения по любому вопросу.

Члены СС голосуют без чьих бы то ни было указаний и должны декларировать и своих связях с группами интересов (проще говоря, с лоббистами).

В качестве рабочих органов в обеих палатах образуются постоянные и временные комиссии, так же иногда еще и фракции. Так, в комиссиях происходит первоначальное рассмотрение законопроектов, поступающих затем на пленарные заседания палат. В случае разногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается в тот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект с учетом позиции другого Совета. В случае, если стороны все же не приходят к единому мнению, назначается согласительная комиссия из их представителей палат. Если она также не приходит к положительному решению, законопроект больше не рассматривается.

СС издает правотворческие положения в форме союзного закона (все важные правотворческие положения: а)осуществление политических прав; б)ограничение конституционных прав; в)права и обязанности лиц и г)задачи и цели союза) или постановления. Все прочее оформляется как союзное решение.

Помимо законодательной деятельности «по всем вопросам, относящимся к ведению федерации», Союзное Собрание наделено рядом других функций, определенных Конституцией. Оно избирает членов Федерального Совета (ФС), Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией (генерала). СС определяет бюджет и принимает государственный отчет о ее исполнении, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей, а так же меры для проведения в жизнь союзного права. Дарует помилование и амнистию.

СС осуществляет высший надзор за ФС и Союзной Администрацией (СА), судами конфедерации и другими носителями задач союза. СС может давать поручения ФС.

Кроме того, Союзное Собрание имеет право принимать решения о мерах по охране «внутреннего порядка» и по предотвращению «угрозы Федерации»; контролировать федеральную администрацию, вооруженные силы; помиловать заключенного. Контроль за деятельностью правительства выражается в основном в форме интерпелляций и рассмотрения ежегодных отчетов правительства о своей деятельности. Однако парламент не вправе потребовать отставки правительства или отдельных его членов.

 

5. Исполнительная власть

 

Высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из 7 федеральных советников, избираемых СС на 4 года.

ФС проводят еженедельные заседания!

Глава правительства - Президент Конфедерации, избираемый парламентом из числа членов Федерального совета на один год. Повторное избрание исключено. Ему помогает Вице-президент. Президент председательствует на заседаниях Федерального совета и выполняет в основном представительские функции: выступает от имени федерации в отношениях с другими государствами.

ФС принимают решения коллегиально.

Так как членов федерального совета семь, то его задачи подразделяются соответственно на семь различных отраслей, которыми руководит Союзная Администрация (СА): Департамент иностранных дел; Департамент внутренних дел; Департамент юстиции и полиции; Военный департамент; Департамент финансов; Департамент народного хозяйства; Департамент транспорта и энергетики.

Полномочия Федерального совета достаточно обширны: в его ведении находятся экономические, финансовые и социальные вопросы федерального уровня, оборона страны, разведка. Правительство руководит внешней политикой, подписание и ратифицирование международных договоров, которые потом обязательно должны идти в СС на одобрение; решает споры между кантонами по поводу применения федерального законодательства. За ним закреплено право принятия чрезвычайных мер.

Осуществляет надзор за СА.

Проводит выборы, рассматривает жалобы.

Вместе с тем Федеральный совет обладает определенными правами и в законодательной сфере. Так, он обладает правом законодательной инициативы, рассматривает законопроекты, внесенные палатами СС или кантонами, и дает по ним заключения. Правительство может самостоятельно издавать различные нормативные акты – постановления и распоряжения. Руководство различными сферами государственной жизни распределено в правительстве между департаментами.

Канцлер – не член правительства!!!!!!!!!! Он просто возглавляет федеральную канцелярию (поддерживает президента в выполнении его обязанностей). Он присутствует на заседаниях, имеет право совещательного голоса. Избирается на 4 года. ЕГО СТАТУС НЕ СРАВНИМ СО СТАТУСОМ КАНЦЛЕРА В ГЕРМАНИИ.

 

6. Судебная

Высший орган судебной власти – Союзный Суд (ССу). Избирается на 6 лет. ССу сам назначает свой аппарат. Что он делает:

А. жалобы на констит нарушения

Б. жалобы на нарушения автономии общин и др гарантий кантонов в пользу публично-правовых корпораций

В. На нарушения гос договоров или договоров кантонов

Г. публичн правов споры мд союзом и кантонами или мд кантонами

Судебная система представлена судами 2 или 3 уровней, в зависимости от размера кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942г.

 

 

7. Партийная система

В Швейцарии сложилась многопартийная система. С 1953 г. Федеральный совет традиционно формируется на основе коалиции 4 ведущих партий страны: Социал-демократической, Радикал-демократической, Народной партии и Христианско-демократической.

На правом крыле стоит Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая). Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством. В центре политического спектра находится Радикально-демократическая партия Швейцарии. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной.

Каждая из трех партий удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. Среди других небольших партий: «Зеленые», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов).

 

  1. Избирательная система

Обязательный референдум кантонов и народа:

А. изменения союзной констит

Б. вступление в организ коллективн безопасн или наднационал сообщество

Только народа:

А. народные инициативы частичн пересмотр конституции

Б. следует ли проводить полный пересмотр?

Факультативный референдум (50000 избир или 8 кантонов этого требуют ------ народ голосует):

А. изменения в союзных законах

Б. международн правов договоры

 

 

9. Местное самоуправление

Модель местного самоуправления в Швейцарии можно отнести к числу англосаксонских ввиду того, что в каждом кантоне действует своя конституция, работают парламент и правительство. Границы их суверенитета определены в федеральной Конституции в тексте 3 статьи: «Кантоны суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией. Они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти».

Исполнительная власть на уровне кантонов осуществляется государственным или правительственным советом, в состав которого входит от 5 до 11 членов во главе с президентом. Члены совета избираются населением кантонов сроком на 4 года и в некоторых небольших кантонах работают на общественных началах.

Законодательная власть в кантонах осуществляется единым законодательным органом – большим советом, земельным советом, или советом кантона, избираемым сроком на четыре года.

Судебная система представлена судами двух или трех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местных особенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единого общенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942 г.

Только в двух небольших кантонах ежегодно проходят общие собрания жителей, где они обсуждают повестку и голосуют за принятие решений.

Общины, как и кантоны, имеют свое правление. Следующие задачи относятся, как правило, к компетенции общины или могут решаться в общинах по поручению соответствующего кантона или государства: учет населения (регистрация рождений, смертей, браков; регистрация миграции); организация школы; служба местной полиции; социальное обеспечение; здравоохранительные меры; взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных). От размера территории общины зависит правовая организация. Законодательная власть может быть представлена собранием всех жителей (маленькие общины) либо парламентом (большие общины). Жители в маленьких общинах собираются, как правило, раз в год и решают основные вопросы сообща (например, составление бюджета). В больших же общинах решение важных вопросов требуют тайного голосования.

Общее количество общин в Швейцарии постепенно сокращается вследствие слияния. На сегодняшний день насчитывается около 2900 общин. Размеры территории общин варьируются от 0,3 кв.км до 282 кв.км.

В некоторых общинах проживает намного больше жителей, чем в маленьких кантонах; в других - их число не превышает 100 или 200 человек. Больше половины общин насчитывает в среднем до 1000 жителей. По сравнению с другими европейскими странами, исключая Францию, Грецию и Исландию, среднестатистический размер территории швейцарских общин является самым маленьким.

 

  1. Гражданское общество

Растущее значение принимают национальные, экономические и профсоюзные организации, представляющие специфические интересы своих членов. Тем самым они становятся конкурентами партий, но с др стороны они заинтересованы в сотрудничестве с ними, поскольку партии оказывают им помощь в выдвижении нужных кандидатов, а профсоюзы поддерживают их финансово.

Важнейшие:

А. торгово пром союз

Б. цетральный союз организаций швейцарии

В. Объединений швейцарских профсоюзов

Г. объединение христианских профсоюзов

Д. ассоциация молодых специалистов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: