Занятие 1. Основные характеристики общения
Вопрос №2
Структура личности коммуникатора.
Коммуникативная личность – это одно из проявлений личности, субъект коммуникации, наделенный совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности.
Структура личности коммуникатора: включает следующие параметры:
1) Центральным параметром в структуре личности коммуникатора - является мотивационный параметр - этот параметр определяется коммуникативными потребностями личности, ведь потребность в обмене информацией является мощным толчком как для взаимодействия между людьми, так и для коммуникативной деятельности, в частности. Мотивированность – это тот компонент структуры коммуникативной личности, который определяет успешность коммуникации уже на начальном этапе.
2) Когнитивный параметр - формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Для личности в процессе коммуникации важны знание коммуникативных кодов, которые обеспечивают адекватное восприятие информации, а также интроспекция, т.е., самонаблюдение, способность адекватно оценивать когнитивный и коммуникативный диапазон партнера-коммуниканта, который зависит от демографических, социально-экономических и др. факторов. Когнитивный параметр как бы связывает мотивационный и функциональный параметры.
3) Функциональный параметр - характеризует коммуникативную компетентность личности. Этот параметр включает следующие характеристики: практическое владение вербальными и невербальными средствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения, построение дискурса (т.е. логический довод) в соответствии с нормами коммуникативного кода и правилами речевого этикета.
|
Таким образом, эти три параметра коммуникативной личности нацелены на поддержание контакта, установление коммуникативных связей, самокоррекцию и т. п., что в итоге определяет успешность коммуникативного акта.
Другая классификация:
Р.Димблби и Г.Бертон предлагают выстроить структурную модель коммуникативной личности на базе двух подходов:
1) социально-психологический подход, задающий базовую структуру личности – «могу» - «хочу» - «знаю» - «умею» - «действую»;
2) процессно-информационный подход - имеющий в своей основе трансакционную модель А. Тэна (важнейшими элементами которой являются параметры коммуникативной ситуации, цели субъектов коммуникации, их культура, определяющая характер кодирования и декодирования).
Д. Гавра считает что, структурная модель коммуникативной личности, как и личности в целом, складывается из двух подсистем:
1)Внутренней (подсознания и сознания личности) - включает в себя несколько компонентов:
1)Целемотивационный компонент – цели и мотивы личности как субъекта коммуникации («коммуникативное хочу»). Этот компонент составляет ядро коммуникативной личности, поскольку превращение личности в коммуникативного актора начинается с появления соответствующей потребности, цели и далее мотива.
2)Абилитационный компонент – коммуникационные возможности и коммуникативные способности личности, определяемые ее физическим и психическим состоянием («коммуникативное могу»). Абилитационный компонент состоит из элементов: перцептивность (т.е. имеющий отношение к чувственному восприятию); рефлективность (т.е. бессознательность); скорость реагирования на стимулы внешней среды, в том числе на партнера по коммуникации; внимательность, способность концентрировать внимание; кратковременная и долговременная память; способность к обработке массивов информации; способность к эмпатии; обаяние и др.
|
3) Когнитивный компонент – знания и освоенная информация, полученные субъектом в ходе обучения, образования и самообразования, обеспечивающие потенциальные характеристики качества функционирования личности как коммуникативного актора («коммуникативное знаю»). В структуру когнитивного компонента входят: знание правил кодирования; знание норм и правил применения знаков в различных коммуникативных ситуациях; знание основных элементов культуры (норм, ценностей, верований, стереотипов, предрассудков и т. п.); знание характеристик каналов коммуникации; знание критериев и методов оценки коммуникативной компетентности.
4) Операциональный компонент – коммуникативные навыки личности и ее умения пользоваться когнитивными и прагматическими ресурсами для осуществления коммуникации («коммуникативное умею» и «коммуникативное действую»). Операциональный компонент опирается на практический опыт общения, формируется эмпирическим путем и обобщает совокупность коммуникативных практик личности. Структура операционального компонента складывается из следующих элементов: умение определять характер и прагматические параметры коммуникативной ситуации для выбора релевантных (т.е. адекватных) ей коммуникативных средств; практическое владение кодовыми системами вербальной и невербальной коммуникации, умение кодировать и декодировать, пользоваться индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств; умение варьировать коммуникативные средства в процессе взаимодействия; умение наблюдать за своим коммуникативным поведением и оценивать его; умение оценивать коммуникативные практики и коммуникативную компетентность партнера по общению; умение идентифицировать коммуникативные шумы и барьеры коммуникации.
|
2)Внешняя подсистема (коммуникативного поведения личности) – здесь коммуникативная личность реализуется в коммуникативном поведении, которое представляет собой осмысленную последовательность коммуникативных действий субъекта в качестве, как источника, так и получателя сообщений. В то же время, коммуникативное поведение – это сложная форма социальной активности субъекта, направленная на достижение его цели посредством коммуникации с другими субъектами. Коммуникативное поведение личности является функцией не только ее внутреннего коммуникативного потенциала, но также и ситуации общения и поведения ее партнеров по коммуникации. Коммуникативное поведение личности можно представить как иерархическую систему, составленную из коммуникативных стратегий, коммуникативных тактик и коммуникативных действий.
Таким образом, внутренняя подсистема коммуникативной личности определяет цели, мотивы и эффективность коммуникации, которые реализуются во внешней подсистеме, т. е. в коммуникативном поведении личности.
Таким образом, Личность коммуникатора – это проявление личности, обусловленное совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые определяют мотивационные, когнитивные, семиотические предпочтения и коммуникативную компетенцию личности, обеспечивающих эффективность коммуникации при использовании коммуникативных стратегий и тактик.