Структура общения. Перцепция, интеракция, коммуникация.




Общение – это процесс (сложный и многоплановый) установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера.

Социальный смысл общения - оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Средства общения:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

 

Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным – ВИКИПЕДИЯ.

Перцепция - это восприятие, т.е. процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение как перцепция - это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом.

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

· Зрительной.

· Осязательной.

· Слуховой.

Для того чтобы можно было познать и понять другого человека, существуют определенные механизмы социальной перцепции, они представлены:

· идентификацией, когда человек начинает вести себя, таким образом, каким, согласно его мнению, мог бы повести себя его собеседник;

· эмпатией, когда человек копирует эмоциональный настрой собеседника;

· аттракцией, которое проявляется в виде любви или дружбы;

· рефлексией, когда человек начинает видеть себя глазами собеседника;

· стереотипизацией, когда человек воспринимает своего собеседника как часть какой-либо социальной группы, сообщества;

· каузальной атрибуцией, когда человека наделяют определенными качествами сообразно его поступкам.

 

Интеракция - общение как взаимодействие.

Процесс взаимодействия включает два элемента:

внешний – регламентированный порядок действий, этика общения.

внутренний – психологическая сторона взаимодействия: вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют определенные потребности, связанные с поддержанием их психологического равновесия:

- потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса;

- потребность в поддержании хороших отношений, иначе человек испытывает психологический дискомфорт.

Взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнёра, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Проявления взаимодействия людей:

Кооперация – координация сил участников, что приводит к успешному взаимодействию.

Конкуренция – соперничество, противостояние, как следствие – расшатывание совместной деятельности, возникновение препятствий для взаимодействия.

 

Коммуникация - обмен в ходе совместной деятельности между людьми различными представлениями,идеями,интересами,настроениями,чувствами,установками.

Коммуникативная сторона общения связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная в ее смысловом значении. Существуют мнения, что интонации голоса, темп речи и другие сопутствующие проявления также относятся к категории вербальных.

К невербальным средствам коммуникации относятся:

1. почерк;

2. околоречевые средства (интонации, громкость, темп, ритм речи, тембр голоса, дикция, звуки, сопутствующие речи – «э-э-э», «хм-м», покашливание и др.);

3. кинесические средства (мимика, жесты, позы тела, походка, прикосновения к партнеру и пр.);

4. дистанции (зоны) общения (расстояние между партнерами);

5. организация пространства (расположение партнеров друг относительно друга);

6. место общения (территория, на которой происходит общение);

7. время общения (не только время суток, но и момент психологического или физиологического состояния партнера);

8. запахи (парфюмерии, используемой партнерами, индивидуальные запахи, улавливаемые на бессознательном уровне, запахи окружающей среды, влияющие на эмоции человека);

9. стиль партнеров (одежда, прическа, аксессуары и пр.).

В процессе коммуникации происходит «расшифровка» вербальных и невербальных сигналов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: