Мониторинг общественного мнения: задачи, принципы организации и технологии проведения
Мониторинг (лат. monita - напоминающий, предупреждающий) -систематический сбор информации в целях наблюдения за ходом сформирования и функционирования какого-либо явления, прогнозирование тенденций его развития и контроля над последствиями его развертывания в окружающей среде.
Мониторинг общественного мнения - объективный метод определения текущего состояния и динамики общественного мнения в определенном пространственно-временном континууме. С точки зрения В.. Горяинова, мониторинг общественного мнения это «способ выявления и учета мнений социальных групп о направлениях в решении проблемных вопросов и выяснения соответствующей ведущей, компромиссной, центральной тенденции, которая сознательно или "неосознанно формируется мнениями всех социальных групп общества. В этом случае главным вопросом для исследователя становится вопрос «Как трансформируется общество в поисках решения своих проблемных вопросов?». При проведении такого исследования возможен анализ даже одного-единственного вопроса, заданного респондентам, но этому вопросу должно быть присуще особое качество - это должен быть по-настоящему проблемный вопрос. Содержательно к проблемным вопросам относятся общие, коренные социально-политические вопросы, глубоко затрагивающие интересы большинства людей. Эти вопросы характеризуются разнообразием их интерпретации, а также многовариантностью путей и способов решения и повышенной «Неопределенностью в выборе наилучшего пути решения».1
Цель мониторинга общественного мнения состоит в получении системных данных о состоянии общественного мнения по конкретным Асоциальным проблемам. В сочетании с другими методами социологического исследования мониторинг общественного мнения обеспечивает комплексную оперативную и прогнозную оценку различных "социальных ситуаций, что способствует улучшению работы любых •управленческих структур.
|
Действительно, в жизни любого сообщества (организации, фирмы и т.д.) происходят постоянные изменения, в том числе и изменения в оценке деятельности данного сообщества (организации, фирмы и т.д.)
В зависимости от широты охвата населения мониторинговые исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные и местные. Так, в сентябре 2004 г. был проведен второй этап международного исследования при участии ВЦИОМ, исследовательской группы ЦИРКОН (Россия), лаборатории НОВАК (Белоруссия), Донецкого информационно-аналитического центра (Украина) и Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования (Казахстан) в рамках проекта «Евразийский монитор». Были получены данные для сравнительного анализа жизни населения на постсоветском пространстве. Как показал опрос, уровень удовлетворенности жизнью в указанный период был выше в Казахстане и Белоруссии, несколько ниже в России и существенно ниже в Украине.
В общенациональном масштабе в Российской Федерации проводятся самые различные мониторинговые исследования. Например, на протяжении ряда лет Группа компаний monitoring.ru (НИСПИ и АРПИ) посредством мониторинга общественного мнения и социального поведения россиян получает данные, которые позволяют «понять складывающуюся в обществе ситуацию и тенденции ее развития (поскольку мониторинг выявляет динамику соответствующих процессов), позволяет более или менее точно предоставлять информационную базу для
|
построения прогнозов предстоящих выборов».3
А вот тематика исследований под характерным названием
«МОНИТОРИНГ», осуществленных Всероссийским центром изучения
общественного мнения в 1995-2000 гг.:
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: мнения, оценки, общественные настроения, отношение к реформам, политическое участие, политические установки, электоральное поведениЕ.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: демографическое поведение, проблемы воспроизводства населения, социально-демографические
характериетики населения
Проблемы молодежи
Межнациональные отношения
Конфессиональная принадлежность, религиозное поведение, отношение к религии
Образование родителей
Вторичное образование
Имя как социальная характеристика _
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ: уровень и качество жизни, отношение к льготам как виду социальной защиты
Приватизация
Виды ИТ Д, б изнеса как о сновного занятия
Формирование среднего класса
П ОТРЕБИТ ЕЛЬСК ОЕ ПО ВЕДЕНИЕ:
Матер иальное положение